Как бы Национальный банк не божился, что не даст курсу тенге обвалиться до девальвации, на деле он только продает имеющиеся у него доллары, увеличивая их объем на внутреннем рынке и тем самым хоть как-то сдерживая растущий курс американской валюты. Но ведь надолго его резервов не хватит, предупреждают аналитики и банкиры в разговоре с Матрица.kz. Кстати, для самого банковского сектора сложившаяся ситуация уже уже обернулась проблемами.
Тенге слабеет на протяжении долгого времени и мандат Накцбанка заключается использовании интервенций (в данном случае продаже долларов внутри страны) для снижения волатильности, то есть стремительного изменения курса пары «тенге-доллар». Однако регулятор не влияет на его плавное ослабление, потому как долгосрочное изменение курса зависит от фундаментальных показателей экономики, комментируют в ИК «Халык финанс».
Спекулянтам бой
- Если взять наиболее стремительный период ослабления тенге - июнь-июль 2013 года - то за этот период, по нашим оценкам, Нацбанк продал уже около 2 млрд. долларов, - рассказал старший аналитик инвесткомпании Ерулан Мустафин.
Но этого мало для того, чтобы эффективно контролировать падение тенге, поэтому регулятору необходимо чаще использовать еще и вербальные интервенции, добавил он. Но есть не менее важная задача, добавил аналитик. Июльское падение курса тенге имеет больше спекулятивный характер, чем фундаментальный, уверены в «Халык финансе»'
- Дело в том, что слухи о девальвации тенге уже давно муссировались среди публики, но не воспринимались всерьез профессионалами на финансовом рынке. Но, по нашему мнению, триггером (спусковым крючком-авт) стало очередное ослабление рубля, во время которого держатели крупных тенговых банковских депозитов начали менять валюту вклада, - рассказал Ерулан Мустафин.
Если несколько крупных вкладчиков «перевернулись» в мае, то их многочисленные знакомые имитировали свои вклады в июне, добавил он. По мере того, как тенге слабел, их ожидания оправдывались и спекулятивный спрос достиг тех масштабов, которые мы увидели в июле. Ну а чем больше теньговой массы на рынке, тем ниже опускается курс нацвалюты, пояснил аналитик.
- Поэтому для предотвращения панических девальваций в будущем, важно изменить режим регулирования обменного курса, который позволит подавлять движения курса, основанное на таких вот спекулятивные ожиданий; стимулировать краткосрочную волатильность, которая осложняет задачу спекулянтов, - резюмировал г-н Мустафин.
Вмешаться должно государство
Раз уж речь зашла о том, что падение курса тенге было, в том числе, спровоцировано переводом банковских депозитов из одной валюты в другую, мы попросили самих банкиров поделиться своим мнением о сложившейся ситуации и об ответном поведении Нацбанка. Наш первый спикер, источник в казахстанском банке, отметил, что у Нацбанка пользуется самым простым способом влиять на курс тенге - проводит те самые интервенции на валютном рынке. Однако, в тандеме с кабмином, но мог бы сделать больше. Первым и классическим способом влиять на стоимость нацвалюты является работа с экспортоориентированными компаниями, пояснил наш собеседник.
- Правительство может ввести обязательное требование для экспортеров конвертировать большую часть своей выручки в иностранной валюте на KASE. Это автоматически увеличит предложение долларов на рынке и снизит его стоимость, - рассказал он.
Кроме того, регулятор может установить разные нормативы по резервам в национальной валюте и в иностранной валюте, то есть казахстанские банки обязывают максимально перекладывали свои активы из иностранной валюты в тенге. Таким образом, объем тенге на рынке сократиться и его стоимость укрепиться, пояснил банкир. Но пока ничего подобного не происходит, зато проблемы у банков уже начались. И, как известно, когда у БВУ начинаются сложности, это рикошетом бьет по их заемщикам.
- Проблемы стали выражаться в том, что физические и юридические лица начали перекладывать свои теньговые депозиты в долларовые. Это означает, что кредитовать нам теперь нужно в долларах. Поскольку внешнее фондирование для нас сейчас закрыто, то кредитовать приходится на депозитные средства - таки и работает бизнес. Но учитывая, что курс по паре «тенге-доллар» сейчас нестабилен, брать долларовые кредиты мало кто хочет. Вот и думай, как сейчас бизнес вести, - дал весь расклад аноним.
Более того, банкирам дальше придется ломать голову над тем, как работать, потому что девальвационные процессы продолжатся, считает он.
- Когда, условно говоря, завтра, Нацбанк обвинят в том, что он обещал не допустить девальвации, а она все же произошла, регулятор скажет, что ее и не было. Мол, девальвация - это значительное ослабление курса, а у нас случилось допустимое ослабление курса нацвалюты. То есть Нацбанк обязательно выкрутиться, - подытожил банкир.
Внешние обязательства БВУ подорожают
В том, что эффективной мерой по недопушению резких колебаний курса тенге стала бы продажа экспортной долларовой выручки на внутреннем рынке, с предыдущим спикером согласен его коллега из иностранного банка. К тому же он предложил еще один вариант.
- Еще можно обязать те же самые компании-экспортеры хранить средства в долларах в отечественных банках сроком не менее года, - пояснил банкир.
И вот это как раз поможет решить еще одну проблему, которая сейчас назревает в отечественных банках в связи с ослаблением тенге, добавил он.
- У крупных банков до сих пор есть невыплаченые обязательства перед внешними кредиторами, которые выдавались нашим БВУ в иностранной валюте. С нынешним удорожанием доллара нагрузка для банков вяозрастет. А если у них будет достаточный объем долларовых депозитов, с кредиторами будет дешевле рассчитываться, - считает наш собеседник и добавляет, что сложные времена сейчас начнутся у заемщиков, имеющих долларовые кредиты.
Нынешние же меры Нацбанка по продаже валюты аноним оценил как «неустойчивое решение», потому как долго так продолжаться не может.
- Ведь резервы Нацбанк не бесконечны. Их достаточно для поддержания курса в течение пусть еще 6-7 месяцев. В конечно счете они истощаться, а давление сохранится на тенге. Поэтому, если государство намерено поддерживать курс тенге, то ему необходимо принять другие дополнительные меры, - резюмировал банкир.
Анна Карп, Матрица.kz.
Просмотров материала: 2 757