Нет пророков в своем отечестве. Нам всем знакомо это явление, когда таланты, непризнанные у себя на родине, становились таковыми только после того, как они получали признание за пределами страны. Один из них Аймак Джангалиев (1913–2007 г.г) - известный учёный, доктор биологических наук, основатель и первый директор Казахского научно-исследовательского института плодоводства и виноградарства, Почётный профессор Корнеллского Университета, «Заслуженный деятель науки Казахстана».
Он стоял у истоков плодоводческой науки в Казахстане. Именно он доказал миру, что родиной дикой яблони Сиверса (Málus sievérsii) является Казахстан. За преданность любимому делу – науке, академик Джангалиев при жизни претерпел немало трудностей.
Аймак Джангалиев – первый, кто системно и разносторонне исследовал яблоню Сиверса. После возвращения с Великой Отечественной войны он решает полностью посвятить себя науке. Начиная с 1950-х годов организовывает экспедиции в Иле-Алатауский и Джунгаро-Алатауские предгорья и занимается изучением яблони Сиверса.
Для выведения культурных сортов он собирает самые отборные виды дикой яблони. Джангалиев находит горные места, где растут плодоносящие яблони, проводит селекционные работы, создав 15 резерватов, которые были с его подачи закреплены Советом министров. Из собранных в диких садах яблонь собирает элитную коллекцию.
Аймак Джангалиев, посвятивший всю свою жизнь исследованию яблок, в 1969 году защищает докторскую диссертацию на на тему «Яблоневые леса Заилийского и Джунгарского Алатау и биологические основы их использования» в Ботаническом институте им.Комарова в Ленинграде.
Однако противники ученого не сидели сложа руки. Недолго спустя в партийный комитет поступает жалоба, его без всяких обоснований снимают с должности (тогда он был директором Казахского института плодоводства и виноградарства Министерства сельского хозяйства КазССР) исключают из партии, лишают докторской степени.
Все его исследования были уничтожены, карты яблоневых садов сожжены. Новые коллекции яблони Сиверса, которые он с трудом добывал денно и нощно, пройдя пешком горные местности, пропали. Таким образом, был сведен на нет весь труд ученого. Это были происки завистников и псевдоученых.
Но Аймака Джангалиева не сломили эти трудности, он не сдался, и через некоторое время снова возобновил свои исследования. Он продолжил свою работу в качестве рядового научного сотрудника Главного ботанического сада Алматы. И снова были экспедиции в горы и исследования. Вместе с яблонями он изучал дикие ореховые, абрикосовые и другие плодовые деревья, растущие в высокогорьях.
И эти труды дали свои плоды. В 1974 году Джангалиев принимает участие в знаменитой в те времена международной выставке народных достижений - «ВДНХ» в Москве, и за исследование яблоневых садов Казахстана награждается серебряной медалью и почетным дипломом. Помимо этого, участвует в многочисленных международных конференциях, где выступает с научными докладами.
В 1977 году выходит обширная монография Аймака Джангалиева - «Дикая яблоня Казахстана». И снова он подвергается гонениям. В то время, если партия похвалит – ты в почете, раскритикует, значит, попадешь в опалу. Лабораторию ученого закрывают, а его самого отправляют на пенсию.
Злоумышленники уничтожают все в лаборатории, дело доходит до того, что разбивают микроскопы, рассады яблонь вырывают с корнями. Коллеги рассказывают, когда Джангалиев ушел на пенсию и сидел дома в период 1980-1989 годы в Казахстане не было проведено ни одного исследования, связанного с яблоней Сиверса.
После того как Союз рухнул и Компартия ушла в небытие, похоже, оппоненты ученого утихомирились, и академик Джангалиев возвращается в науку. В 1990 году он приходит на должность заведующего лабораторией Ботанического сада и 19 лет беспрерывно трудится здесь.
Для ученого не было ничего превыше науки. В этот период он приглашает зарубежных ученых и организует шесть экспедиций с их участием. Несмотря на преклонный возраст он всегда сам стоял во главе всех этих дел. Нет ни одного ущелья в Иле- и Джунгаро-Алатауских горах, где бы он ни побывал лично. Месяцами он мог жить в горных садах, проводя исследования. А лесники везде сопровождали уважаемого ученого.
В 2003 году в США книга Аймака Джангалиева «Дикая яблоня Казахстана» издается на английском языке. Так мир узнает, что родина яблок – Казахстан. И только после этого прекращаются гонения ученого.
Внесший неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства независимого Казахстана академик Джангалиев был инициатором внесения плодовых садов в национальный фонд, принятия Лесного кодекса, принимал участие в разработке других законов и законодательных актов.
Мировое научное сообщество признает, что Казахстан является родиной древних диких яблонь, и в этом огромный вклад Аймака Джангалиева. Несомненно, если бы ученый проживший 94 года не подвергался гонениям большую часть своей жизни, он бы оставил еще большее научное наследие после себя. Его приглашали канадские, американские ученые на работу, но академик, оказывается, сказал: «Я нужен Казахстану!».
Если говорить о том, как отдельный человек может принести пользу стране или в какой-либо сфере, то жизнь Джангалиева может стать прекрасным примером. Но личность и деятельность ученого еще предстоит изучить и осмыслить.
Сколько еще нераспознанных тайн и секретов таит его жизнедеятельность. Написать книгу про личность, которая может стать примером для подражания для подрастающего поколения своей преданностью науке, трудолюбием, стойким характером - дело времени.
Бесспорно, академик Аймак Джангалиев достоин того, чтобы Казахский научно-исследовательский институт плодоовощеводства, который он сам создавал с нуля и много лет проработал в нем, назвали в его честь. Для молодого поколения, нынешних его коллег это - дело чести и долг, дань ученому и науке.
Дина ИМАМБАЙ, журнал "Үркер"
Перевод с казахского Назира ДАРИМБЕТ
Просмотров материала: 1 218