"Многое мы понимаем, ошибки осознаем, да жаль, с большим опозданием. События «трагического января» стали неожиданностью и шоком не только для рядовых казахстанцев. Да, были негативные прогнозы, связанные с ухудшением социального положения граждан, об этом говорили и эксперты и депутаты с трибуны Парламента, но никто не ожидал столь драматических плачевных процессов.
В тот миг января Казахстан стоял на краю пропасти. Мы были в шаге не только от гражданской братоубийственной войны, мы могли потерять государственность и территориальную целостность Казахстана.
«Ливанизация» политического процесса, Югославский вариант раскола государства, «Афганский синдром». У нас могло случиться «три в одном».
Наша стабильность, наше гражданское согласие, о котором мы все трубили во весь мир, способность к диалогу оказались «картонным домиком», под которым десятилетиями назревали тектонические проблемы социального, общественно-политического характера.
В один день обножились проблемы «социальной справедливости», неравноправия, дефицит политической культуры, концентрации экономических ресурсов у узкой группы лиц.
В определенный момент образовалась прямая угроза территориальной целостности и государственного обустройства Казахстана. Только заявление Президента Касым-Жомарта Токаева в ночь с 5-го на 6- января о том, что он «остается в Акорде и будет с народом Казахстана» остудило пыл экстремистов и «темных сил», взбодрило народ страны, сподвигло всех граждан сохранить спокойствие и порядок.
Касым-Жомарт Токаев спас Казахстан от территориального распада, народ страны от массового террора и социального хаоса.
Мир переживает эпоху перманентных «черных лебедей».
Мы, казахстанцы, должны осозновать, что Независимый, сильный Казахстан, кроме нас самих, никому не нужен. Мы должны доказать всему миру нашу способность сохранять мир, политическое спокойствие, социальный прогресс в собственной стране.
Принцип «территориальной целостности» государств, заложенный Постсдамской конференцией после второй мировой войны закончился в Косово и «крымскими событиями».
Сегодня же, каждое государство «за себя».
В современном мире есть две страны, территорию которых в XIX-веке делили соседние государства.
Это Польша в Европе и Казахстан в Азии, наши соседи об этом знают...
Этот отрезок истории мы должны помнить всегда!
Поэтому для нас, для каждого гражданина Казахстана самой главной ценностью и миссией является сохранение государственности и территориальной целостности страны!
Мы должны доказать миру нашу состоятельность иметь собственную государственность.
Мы переживаем синдром «отложенных реформ».
За неполных три года Президентства Касым-Жомарту Токаеву пришлось преодолеть череду очень трудных общественно-политических эксцессов, социально-экономических проблем, техногенных катаклизмов и ЧС.
Это были испытания на «прочность».
1. Взрывы на «военных складах» в г. Арыс.
2. Наводнение в Мактааральском районе Туркестанской области.
3. Кордайские события Жамбылской области.
4. Взрывы военных складов в Жамбылской области.
5. Постоянные митинги рабочих коллективов в западных регионах страны.
6. Джут и массовая гибель скота в Мангистауской области.
7. Постоянные митинги общественности Алматы и других регионов касательно ухудшения социального положения граждан и других политических проблем в государстве.
Любой другой человек «устал бы», но Касым-Жомарт Токаев каждый раз выдерживает удар, системно и упорно решает проблемы во имя людей.
Некоторые информационные источники утверждают, что часть событий были инспирированы определенными группами, чтобы держать руководство страны в постоянном напряжении.
Например, сценарий событий в Кордае уж очень схож с событиями «трагического января» в Алматы.
Этот аспект правоохранительные органы должны еще раз исследовать и сделать правовые выводы.
Но есть и другая сторона этих процессов, все социальные и другие «болячки» не появились буквально сегодня, эти проблемы накапливались десятилетиями, вследствие консервации политической системы, концентрации экономических ресурсов страны у (определенной) группы лиц, (искусственного) имущественного расслоения общества.
Десять-пятнадцать лет назад, в стране следовало провести политическую модернизацию и структурные экономические реформы.
Еще тогда у населения был огромный запрос на политические реформы и социальную справедливость в обществе.
Тогда у страны был огромный шанс через проведение политических реформ, социальную модернизацию создать климат солидарности, сопричастности граждан.
Если бы тогда политическое руководство страны смогла бы достичь компромисса и консенсуса с обществом, начался бы процесс повышения социального уровня большинства населения, многие проблемы имущественного, политического, экономического характера были бы сняты.
Мы должны учиться у истории и быть способными с критической точки зрения подвергать анализу прошедшую политическую историю.
Наша современная политическая история говорит, что нам нужно учиться национальному диалогу, компромиссу и консенсусу.
Подавление социальных, политических интересов и чаяний даже маленькой части граждан создают почву «мины замедленного действия» для будущих поколений.
Социальная справедливость, политические свободы, экономическая активность - универсальные ценности для всех категорий граждан, политика в стране должна соответствовать чаяниям всего спектра граждан страны.
Процесс строительства сильного государства состоит из двух сторон. Во-первых, мы должны чтить и соблюдать закон и порядок, иначе у нас будет охлократия и хаос. Во-вторых, чтобы люди соблюдали закон и порядок граждане должны чувствовать, что их законные чаяния выполняются.
В этом заключается диалектика сохранения государственности.
К сожалению, был отрезок нашей истории когда имели место закручивание гаек в политической сфере, несколько покушений на жизнь политиков с трагическим исходом.
У людей еще не прошла боль от несбывшихся социальных надежд и физической потери наших соотечественников.
Эта боль не дает покоя уже последующим поколениям. Она каждый раз выходит наружу ввиде митингов, шествий и т.д.
Нам следует дать оценку этого отрезка нашей истории.
Все социальные, экономические проблемы в этот период пытались решить за счет «заливания деньгами» от нефтедолларов.
В силу закручивания политических «гаек» не было механизмов общественного контроля, как следствие, ни один экономический проект, вроде ГПИИР, «30-корпоративных лидеров» не показали свою эффективность, средства выделены, а высокотехнологический экспорт страны не только растет, а падает.
Никто не может разобраться, куда ушли десятки миллиардов бюджетных средств.
«Голландская болезнь» нашей экономики так и не преодолена.
Расслоение в обществе росло, часть граждан, ползуясь близостью к политическому истеблишменту смогла присвоить «общественные блага», которые были созданы не одним поколением наших сограждан. (Об этом эксперты писали с завидным постоянством).
Нам нельзя повторять этих ошибок.
Если из современной политической истории не сделать правильных и разумных выводов, как показала печальная практика, история может выстрелить из ружья, громко, плачевно и больно.
Эти критические замечания никак не умаляют тех позитивных процессов, которые происходили на заре Независимости Казахстана.
В Казахстане за эти годы построено централизованное государство, наши внешние границы признают все наши соседи и мировое сообщество, построена столица страны, строительство которого позволило сохранить территориальный баланс и позитивно изменить геополитическую устойчивость государства. Созданы государственные институты, которые и позволили во время «трагического января» сохранить управляемость всей государственной машины.
Нельзя заниматься только «отрицанием всего» в нашем недавнем прошлом, было много весьма позитивного.
В этом ключе следует рассматривать роль и место Первого Президента Н.А. Назарбаева.
На заре Независимости, Н.Назарбаев сделал много хорошего и позитивного для развития Казахстана.
Но смена эпох является закономерным, объективным, неменуемым процессом.
История человечества состоит из смены эпох!
Сейчас мы являемся свидетелями смены политической эпохи в Казахстане. Мы должны быть способными создавать диалектическую связь между политическими периодами страны.
Если мы хотим, чтобы развивалась наша государственность, нам следует закладывать политическую традицию «преемственности поколений» и позитивной связи эпох.
Элита должна обновляться.
В физике есть такое понятие, как «усталость металла», когда от температуры происходит невидимое микроразрушение структуры металла и он теряет свою прочность.
Люди устают от одной и той же картины. Персоны находящиеся у власти, на руководящих должностях, имеющие доступ к механизмам принятия важных решений должны регулярно меняться.
К этому надо относиться спокойно всем, это закономерный процесс, ибо «где есть начало, там есть конец».
Общественная система современной ФГР, Франции, США является сравнительно устойчивой, поскольку руководство страны, политический менеджмент регулярно меняется.
Да, эти системы сложные, но они устойчивые к катаклизмам.
Регулярное обновление политического истеблишмента является залогом стабильности и устойчивости политической системы.
Нужно коренное обновление государственной службы, в том числе, министров, представительных органов в центре и на местах.
Нужны новые люди.
Самое главное, нельзя останавливаться полумерами, люди должны чувствовать, что идут реальные изменения, каждый человек на себе должен ощутить позитивные социальные и другие изменения.
«Моральное право» является важным элементом политического процесса.
В политическом менеджменте должны быть представлены личности, которые имеют моральный авторитет в обществе и у граждан.
В эпоху цифровизации и превалирования социальных сетей особо важным элементом общественного процесса становятся люди, вернее способность граждан создовать позитивную культуру поведения в социальных сетях.
Социальные сети стали еще одним неформальным, но важным институтом общественного процесса.
Социальные сети становятся одним из элементов «общественного бытия», граждане имеют возможность свободно выражать свою точку зрения, собственную принципиальную позицию по различяным аспектам социально-экономических проблем.
Каждый человек способен быть социальным журналистом и нести часть ответственности за страну. Это факт.
Но у социальных сетей есть и другая сторона, это фейковые информации, распростсранение экстремистских идей, оскорбление личности, ложных посылов и т.д.
Поэтому повышается ответственность граждан за поведение в сетях. Мы должны быть способными отличать ложь от правды, хайп от истины и т.д.
Ради сохранения Независимости страны, мы должны создать собственную, патриотическую, государственническую «Повестку дня» в социальных сетях, мы должны быть способными к «самоцензуре».
Нужна новая культура в социальной сети.
Это дело каждого сознательного гражданина Казахстана.
Мы должны понимать, что устойчивость государства, как уже сказано, движение в обоюдном направлении.
Государство - это союз институтов и людей. Институты должны повышать уверенность граждан о завтрашнем дне, посредством проведения справедливой социальной политики и обеспечив участие людей в принятии важных решений.
Граждане, в свою очередь, должны обеспечить уважение к институтам и незыблемое исполнение законов страны, принять культуру правопорядка.
Самый важный государственный институт, инстутут Президентства Казахстана, как раз выполняет функцию «скрепа», объединения граждан вокруг ценностей государственной целостности, политической стабильности, социального прогресса.
Президентский институт является символом непоколебимости Казахстана, единения народа и государства, территориальной целостности страны.
Сегодня К. Токаев является лидером, способным сплотить граждан вокруг новых ценностей справедливости, солидарности и сплоченности.
Поэтому есть нацинальный консенсус вокруг К. Токаева персонально.
В целях сохранения и упрочения государственности Казахстан следует Институт Президентства развивать и поддерживать.
***
Отключение интернета и связи в Казахстане во время «трагического января» по различным оценкам обошлось государству около 200 млн долларов.
Дорого стоит отсутствие техническиой связи в стране.
Более дороже обходится отсутствие человеческих, духовных, родственных связей людей в одной стране!
В этом случае, мы потеряем нити единого целого, у нас начинается моральное разложение общества и государства.
Таким образом, распадаются государства. Поэтому, мы должны быть способными «сшивать» связи, создовать нити сотрудничества между людьми, социальными группами.
«Афганистан» не только географическое, страновое понятие, гораздо страшнее, как показала жизнь, если «афанский синдром» будет в головах наших людей.
Вот почему нужна перезагрузка общественного сознания, проведение общественно-политических реформ, концепция «Нового Казахстана» как раз решает эти задачи.
Мы должны быть способными получать правильные уроки и делать позитивные выводы из своей политической истории.
Тогда мы сможем укрепить государственность.
Ибо, наша главнейшая ценность - Независимый Казахстан!
Независимый Казахстан превыше всего!".
Ерлан Саиров, депутат Мажилиса Парламента РК
Автор: Ерлан Саиров -
Просмотров материала: 1 151