"Президент Федерации футбола Азамат Айтхожин ответил нам, критикам, что "в уходящем и предыдущем годах казахстанская федерация футбола получила из государственного бюджета по 200 млн тенге". А также, "с будущего года Казахстанская федерация футбола приняла решение — отказаться от финансирования за счет государственных и квазигосударственных структур."
Ну так это же прекрасно! Только, если это так. Ведь есть ведь и другие сведения:
"В нынешнем (2020)году клубы потратят на собственные нужды 55,72 млрд тенге (134,9 млн евро). Львиная доля всех расходов ляжет на региональные бюджеты.
На фоне бушующего финансового кризиса казахстанский футбол выглядит настоящим островком стабильности и процветания. Ведь с каждым годом в нашей стране с затраты на содержание профессиональных клубов растут с завидным постоянством. Достаточно сказать, что в 2013 году трансферная стоимость всех игроков первенства РК составляла 64 млн евро. Спустя три года казахстанская лига достигла психологической планки в сто миллионов (101,4 млн) условных единиц. В нынешнем сезоне совокупная трансферная стоимость всех футболистов первенства РК и вовсе взлетела до рекордной отметки в 145,3 млн евро! То есть за последние несколько лет наш чемпионат подорожал на 127%.
В основном ежегодный прирост идет за счет приглашения в страну казахстанскими клубами все более дорогих исполнителей. Например, в начале марта прошлого года клубы Премьер-лиги РК заявили 31- го футболиста, чья трансферная стоимость составляла один млн евро и более.
В нынешнем году число «миллионеров» выросло на восемь человек. Самым дорогим игроком чемпионата Казахстана второй сезон подряд остается хорватский полузащитник ФК «Астаны» Марин Томасов – 3,5 млн. В тройку лидеров также вошли украинец Адеринсола Эсеола – 3,2 млн, а также поляк Яцек Гуральский – 3 млн (оба – «Кайрат»). Далее в десятке самых дорогих футболистов Казахстана нынешнего сезона расположились казахстанцы Дмитрий Шомко («Астана) и Роман Муртазаев («Тобол») – по 2,5 млн, румын Дорин Ротариу («Астана») – 2,2 млн, натурализованный украинец Дмитрий Непогодов («Астана») – 1,8 млн, бразилец Жоао Паоло («Ордабасы») – 1,8 млн, казахстанец Стас Покатилов («Кайрат») и киприот Пиерос Сотириус («Астана») – по 1,7 млн."
ОПТОМ – ДЕШЕВЛЕ
В конце ноября прошлого года в казахстанском футболе произошло событие, которое буквально взорвало отечественный трансферный рынок.
Исполнительный комитет КФФ отменил лимит на игроков из Евразийского экономического союза (ЕАЭС). То есть с марта нынешнего года граждане Кыргызстана, России, Беларуси и Армении выступают в национальном первенстве РК на равных условиях с местными талантами.
После нововведения представители отечественных клубов кинулись скупать спортсменов из этих государств. Напомним, что в прошлом году в чемпионате РК выступали всего десять футболистов из ЕАЭС. Из них четверо приехали к нам из Беларуси, по трое – из России и Армении. В 2019 году больше всего представителей Союза играли в талдыкорганском «Жетысу»: защитники Никита Наумов и Андрей Лебедев (оба – Беларусь), а также полузащитник Камо Оганесян (Армения).
В нынешнем сезоне ситуация кардинально поменялась. В казахстанские клубы перебрались 37 футболистов из ЕАЭС! Из них 21 – из России, 11 – из Беларуси, 4 – из Армении, 1 – из Кыргызстана. В том же талдыкорганском «Жетысу» высадился настоящий минский десант. В 2020 году семиреченцы заявили аж пять игроков из братской Беларуси. Судя по всему, это еще не предел. В Казахстане трансферный рынок закроется только 3 апреля. Наверняка число гостей из ближнего зарубежья еще вырастет.
ЛЕТЯТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
В нынешнем сезоне в первенстве Казахстана заявлены 415 футболистов. Из них 119 – иностранные граждане (28,7%). Всего в чемпионате РК-2020 высшего дивизиона выступают посланцы из 34 государств. По количеству приехавших к нам футболистов лидируют Россия (21), Сербия (17), Беларусь (11), Грузия (7), Украина (6), Хорватия, Черногория, Болгария и Франция (по 4).
В нынешнее межсезонье активнее всего на международном трансферном рынке действовали скауты талдыкорганского «Жетысу» (13 зарубежных игроков), павлодарского «Иртыша» и карагандинского «Шахтера» (по 12). Чисто теоретически эти клубы могут выставлять на матчи составы, в которых вообще не окажется ни одного казахстанца. Ставку на отечественных исполнителей сделали костанайский «Тобол» (7 футбольных гастарбайтеров), алматинский «Кайрат» и шымкентский «Ордабасы» ????.
Естественно, «перелетных птиц» из-за границы в казахстанские клубы приглашают только с одной целью: чтобы они пахали на поле, что называется, за себя и за того парня. Объективную картину происходящего в отечественном чемпионате явления дал первый тур. В прошедших шести матчах в основных составах на поле вышли 132 игрока, из них 79 – иностранцы (59,84%). То есть в ходе первенства страны в среднем по 50-60 казахстанцев будут иметь регулярную игровую практику. Остальные – либо сидеть в запасе, либо эпизодически появляться на зеленом газоне.
Получается, что у главного тренера сборной Казахстана по футболу Михала Билека при формировании главной команды страны (24 игрока) при подготовке к матчам Лиги наций выбор будет крайне невелик. Поэтому наши «қаршығалар» («ястребы») входят в мизерное число европейских дружин, в которых отдельные ключевые игроки зачищают цвета своих национальных сборных на международной арене, но прочно обосновались в запасе в клубах.
Футбольных гастарбайтеров манят в Казахстан высокие зарплаты и относительно невысокий уровень национального первенства. Говоря простым языком, у нас можно «срубить капусты по-легкому». Судя по неофициальной информации, которой делятся игроки в социальных сетях, минимальная планка заработной платы для легионеров в нашей стране составляет три-четыре тысячи евро в месяц, максимальная – 30-40 тысяч. В среднем иностранцы в нашей стране заколачивают по 12 тысяч евро.
Однако в каждом правиле есть свои исключения. Например, совсем недавно румынский легионер петропавловского клуба «Кызыл-Жар СК» Габриэль Энаке проговорился СМИ, что он зарабатывает 20 тысяч евро в месяц. Пикантность ситуации в том, что в его трансферная стоимость не самая высокая в первенстве РК – 500 тысяч евро. По этому показателю он занимает 85-е в КПЛ. К тому же выступает за самый… бедный клуб Казахстана."
https://kzaif.kz/.../skolko_vydelyat_sredstv_dlya...
Есть другая публикация:
"По данным издания, на содержание 12 клубов в 2020 году будет потрачено более 23 миллиардов тенге. Практически все команды получают финансирование за счет средств местного бюджета и квазигосударственного сектора.
Отметим, что в 2020 году шымкентская команда ФК «Ордабасы получит из местного бюджета 6,25 миллиарда тенге. А вот футбольный клуб Кызылорды «Кайсар» четыре миллиарда тенге. Тройку лидеров по объему выделенных средств из местных бюджетов замыкает костанайский «Тобол» — 3,25 миллиардов тенге.
А вот столичная команда ФК «Астана» из местного бюджета получит всего 890 миллионов тенге. Однако основная часть бюджета клуба пополняется средствами ФНБ «Самрук-Казына».
https://liter.kz/65527-2/
Уважаемый Азамат Айтхожин, согласитесь, что разница в суммах, Вами озвученных и мною процитированных, - огромная. Вы говорите о 200 млн тг, а тут десятки млрд тг. В чем же дело? Может, Вы говорите о содержании только аппарата самой Федерации футбола? Но мы ведь говорим о вложениях в футбол со стороны государства в целом - с местных бюджетов, с Самрук-Казына и тд.
Я предлагаю для начала встретиться со мной и Мурат Абенов, если он не возражает, прямо в студии kun.kz. Ведь именно мы опубликовали критические посты о положении дел в футболе после поражения 0:8 команде Франции. А потом можно создать смешанную правительственно-общественную комиссию по изучению финансовых дел в нашем футболе.".
Мухтар Тайжан, общественный деятель
Источник: facebook
Автор: Мухтар Тайжан -
Просмотров материала: 596