Как навести порядок на дорогах? Этим вопросом задаются не только мажилисмены, у которых на рассмотрении нынче находится новый закон «О дорожном движении», и руководители Министерства внутренних дел РК, инициировавшие данный законопроект. Автолюбители, объединившиеся в республиканскую общественную организацию под названием «Общество содействия автомобилистам» («ОСА») вот уже полтора года пытаются остановить беспредел на автодорогах Казахстана практическими методами. О том, каким образом это происходит, нам рассказал родоначальник движения автовладельцев, юрист из Караганды Руслан Лазута.
- Руслан Викторович, многим кажется странным, что флагманом объединения автолюбителей стала не одна из двух столиц Казахстана, страдающих изобилием авто, а тихая в плане движения на дорогах Караганда. Чем Вы можете объяснить такой феномен?
- Не могу ничем объяснить, честно. Потому что никакого феномена нет. «ОСА» ведь родилась не в один день, к ее созданию мы шли два года. А началось все с того, что в 2010 году ко мне обратился мой товарищ, которого незаконно остановили сотрудники дорожной полиции и составили на него три протокола – со всеми возможными нарушениями. Я как юрист посоветовал ему отстаивать свои права. Помог написать жалобы, и с этого началось мое знакомство с нормативно-правовой базой, связанной с дорожным движением.
- А первый Ваш ролик в Сети когда и при каких обстоятельствах появился?
- После этого случая. Когда я понял, что законодательство не запрещает фиксировать действия инспектора УДП на видео и выкладывать это видео в интернет. А в самом деле – что тут такого? Ведь видео является наглядным доказательством того, руководствуется инспектор законом, инструкциями или наоборот, нарушает их. И вот в июне 2010 года я столкнулся с дорожным полицейским, который вел себя абсолютно непрофессионально, юридически безграмотно. Записал нашу с ним встречу на видео и выложил в своем канале на Youtube. И сам не ожидал, когда ролик получил бешеное количество просмотров!
- Это подвигло Вас на новые «операторские работы»?
- Скорее, это послужило толчком к тому, чтобы продолжать защищать свои права как автовладельца таким вот методом. Тем более, вскоре мне стали писать, звонить незнакомые люди и просить проконсультировать их. Тогда-то я и понял, что казахстанским автолюбителям не хватает юридических знаний в «дорожном» законодательстве. Люди хотели бы их получить, но не знают как. И в феврале 2012 года мы с единомышленниками зарегистрировали новое общественное объединение – «Общество содействия автомобилистам».
- Получив официальный статус, стало легче отстаивать правоту перед «жолполовцами»?
- Скажу честно - да. Когда я выкладывал ролики как частное лицо, в УДП никак не реагировали на них, но как только появилась наша организация, меня пригласили в дорожную полицию и обещали всемерное содействие.
- И как, обещание свое полицейские выполнили?
- Скажу так: в нас признали реальную силу. Например, с Управлением дорожной полиции Карагандинской области у нас сейчас полное взаимопонимание. Но это произошло не сразу. Пришлось «забросать» жалобами канцелярии УДП, прокуратуры, УСБ, МВД, блог министра, Комитет дорожной полиции для того, чтобы нас выслушали.
- А ваш способ борьбы с беззаконием на дорогах – видеоролики, распространенные в Интернете, не смущает полицейских? Нет с их стороны противодействия? И как реагируют на «дурную славу» «жолполовцы», попавшие под прицелы видеорегистраторов участников вашего ОО?
- Руководство дорожной полиции вынуждено реагировать, когда незаконные действия сотрудников дорожной полиции становятся достоянием общественности. Так, например, на основании нашего ролика, снятого в Шымкенте, где полицейский сам на себе порвал амуницию, был дан ход делу.
По нашим сведениям, около тридцати инспекторов, фигурировавших в наших роликах, снятых по всему Казахстану, уже не работают на прежнем месте. Конечно, формулировки о том, что уволены они именно по факту опубликования роликов с их участием, нет. Но если кто-то захочет проверить, где сейчас герои наших видеороликов, узнаете, что около тридцати инспекторов сегодня уже - бывшие.
- Звучит веско. А сколько членов насчитывает ОО «ОСА» сегодня?
- В нашем деле дело не в количестве, а в качестве. (смеется) А вообще, членов общественного объединения, вступивших официально, по Республике - порядка 300 человек. Сторонников, посетителей нашего сайта – на порядок больше.
- Не считаете ли Вы, что борьба с беззаконием на дорогах превратилась в борьбу с дорожными полицейскими?
- Ни в коем случае! Были случаи, когда видеоролики, выкладываемые на нашем официальном сайте http://oo-osa.org, и в Youtube, позволили «вычислять» и привлекать к ответственности настоящих негодяев, творящих беспредел на дорогах. Это поняли и дорожные полицейские. У нас с ними одни цели: навести порядок на дорогах и противодействовать коррупции.
- Вы действительно верите, что с помощью видео, выложенного в интернете, можно изменить ситуацию на дорогах?
- На данном историческом этапе, конечно, очень сложно. Взрослые люди привыкли к такой езде, считают себя королями трассы. Меня всегда поражало: ездим за границу и восхищаемся, как у них хорошо и правильно все. А у себя дома ездим по встречке, как будто так и надо. Но я думаю, прозрачность и огласка рано или поздно победят порочные привычки наших водителей и инспекторов.
Недавно я предложил депутатам Мажилиса внести поправки, которые позволяли бы считать видеозапись с видеорегистраторов достаточным основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности. Это же экономия! Не нужно кругом расставлять инспекторов, достаточно везде поставить камеры и с их помощью отслеживать нарушения. А потом рассылать извещения о штрафах. Да с одного только нашего канала можно столько денег сразу же в бюджет взыскать!
- То есть, с доводами МВД о необходимости ужесточения законодательства по отношению к нарушителям на дорогах, вы согласны?
- И да, и нет. Вот, к примеру, новшество по созданию универсальных полицейских. Сама по себе идея, бесспорно, хорошая. На Западе этот опыт давно на вооружении. Но, учитывая наш менталитет, это невозможно внедрить в Казахстане прямо сейчас. Объясню, почему. Прошел эксперимент в Жамбыле и Павлодаре.
Не знаю, кто уж там министру доложил, что все так успешно прошло, но отклики на нашем сайте полностью опровергают официальную статистику. Водители жалуются: невозможно ездить стало. ППСники бросили свои дела, скупили во всех военторгах атрибутику инспекторов УДП и пошли махать жезлами! Через каждые 400 метров стоят, машут палками. Разве это нормально?
- Так в чем же панацея? Может, просто обязать всех водителей фиксировать все на видеорегистраторы и, как Вы предлагаете, наказывать нарушителей по факту видеозаписей?
- Думаю, не в этом спасение. Просто водители у нас пассивны и несознательны. Многим проще нарушить и «развести» деньгами с инспектором, чем следовать букве закона и отстаивать свои гражданские права. Поэтому надо просто менять сознание. Собственно, чем исподволь и занимается «ОСА».
Айдана АХМЕТОВА, МАТРИЦА.kz, Караганда
Просмотров материала: 2 157