В то время как казахстанцы с замиранием сердца узнавали из новостей о судьбе своих соотечественников, уехавших в Сирию на джихад, еще пятнадцать человек из Жезказгана и Сатпаева чуть было не последовали по их стопам. По словам руководителя карагандинского областного филиала Союза мусульман Казахстана и Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии Аскара Кошанова, этот факт может свидетельствовать о том, что «поиск врага» как средство борьбы с радикальными религиозными течениями себя не оправдывает.
Около двух месяцев прошло с того момента, как Казахстан потрясло известие: около ста пятидесяти казахстанских семей покинули Родину для того, чтобы принять участие в джихаде в Сирии. Среди них – около пятидесяти выходцев из Жезказгана и Сатпаева. Некоторых из них Аскар Кошанов знает лично. Имена других узнал от их родственников, которые обратились к нему за помощью.
- Восемнадцать родителей тех молодых людей, которые сейчас находятся в Сирии, объединились, чтобы помочь своим детям вернуться на Родину без угрозы преследования, - рассказал корреспонденту «Матрицы.kz» Аскар Умырзакович. – Я предложил им делать это легально. Создать движение «Комитет родителей», зарегистрировать его и действовать. Мы собирались в мечети, в присутствии имама. Я объяснил людям, что им нужно в письменном виде обратиться в различные инстанции. А я помогу подключить депутатов, сенаторов, юристов, органы национальной безопасности. Но гарантий никаких им не давал. Просто к этому делу нужно подойти грамотно. Открыть тот же счет в банке, чтобы собрать деньги на те же проезды родителей в Астану или в Турцию. Они согласились, хотя и сказали, что уже давно обращались в разные государственные органы, но это было безрезультатно.
- Как это – давно? Ведь информация о месте нахождения «джихадистов» появилась только этой осенью…
- Вот именно – информация появилась недавно, а процесс отъезда казахстанцев на джихад в Сирию идет уже около года. Мне доподлинно известно, что из Жезказгана и Сатпаева люди начали уезжать с декабря прошлого года. Естественно, они не афишировали, куда уезжают. Родным говорили, что едут в Египет учиться.
Но потом, уже находясь в Сирии, выходили в скайп, связывались с родными по сотовой связи. Поэтому родители были в курсе, где они. И восемь месяцев назад обращались с письмами в разные инстанции, чтобы государство помогло им вернуть их детей домой. Я лично поднимал этот вопрос еще шесть месяцев назад в Астане, в отделе по делам религии. Но там оттягивали время, старались скрыть эту информацию.
- Но какой смысл скрывать? Если о проблеме было известно уже давно, почему никто не попытался предотвратить такие случаи в будущем?
- Я предполагаю, чиновники просто не захотели тратить время и силы на то, чтобы «лечить болезнь», а пошли по пути наименьшего сопротивления – просто их отпустили. Тем самым, этих молодых людей просто списали. Но ведь те, кто уехал в Сирию, - такие же граждане Казахстана как мы с вами, наши братья и сестры. И избавиться от них таким путем – это не решение, не выход. Тем более, уехали на войну они не от хорошей жизни.
- Кстати, хотела задать этот вопрос. Почему мирные казахские семьи вдруг отправились в пекло войны в чужую далекую страну?
- Причин, почему они туда уехали, много. Первая – социальная. Если мусульманин берет женщину в жены, у них появляются дети, то в судный день он будет за них отвечать, поэтому он обязан дать им пропитание, жилье. Большая часть населения Жезказгана и Сатпаева работает на предприятиях градообразующей компании ТОО «Казахмыс», а там в связи с мировым кризисом происходят сокращения.
И первыми под них попали люди верующие – мусульмане. Они сразу выделялись на общем фоне – мужчины с бородами, женщины в платках, хиджабах. И хотя Конституция стоит на стороне верующих, местная исполнительная власть в лице чиновников, а также менеджеры компании находили различные поводы для того, чтобы ущемить их права. А если мусульманин лишается рабочего места и перспективы устроиться на другую работу, то что ему остается делать? В бюджетные организации таких не берут, коммерсантов сейчас слишком много.
- То есть, проблема казахстанских переселенцев в Сирию – это отчасти та же проблема моногородов?
- Не только. Это еще и неправильная работа духовенства. Нужно было посодействовать молодежи, дать им духовную пищу, в которой они нуждались. Но все происходило наоборот. Если вы внимательно изучите сводки УВД города Сатпаева, то найдете там не меньше тридцати фактов заявлений от имамов на своих молодых прихожан в правоохранительные органы. ППСники приезжали прямо в мечеть и забирали молодых людей, на которых указывал имам. Когда верующие видели полицейские УАЗики, гонения, они пугались, не понимали, что происходит.
А преподносилось все так, что у задержанных якобы находили оружие, литературу. Но ведь имам должен был решать такие вопросы не с помощью правоохранительных органов, а посредством своих духовных знаний. Лично я испытал это на себе - имам писал заявления на меня лично. Но поскольку я знаю свои права, в отношении меня этот метод не сработал. А молодых людей довели до того, что они стали запираться в своих квартирах и выходить в интернет, чтобы искать ответы на вопросы, получать духовную пищу. И что же? В интернете нашлись люди, которые провели свою агитацию, позвали их в другую страну. И тогда отверженные в своем обществе казахстанцы нашли средства, собрались и уехали вместе с семьями.
Ведь сегодня уехать в Сирию – проблем нет. Сказать, что правоохранительные органы недоглядели, будет ложью. Всех, кто читает пятикратный намаз, полицейские знают. Возможно, существуют даже их списки. И незаметно уехать пятидесяти людям с семьями и детьми из нашего региона – не реально…
- Вы хотите сказать, что проблемы могло не быть, если бы вовремя сработала государственная машина?
- Конечно. Вот смотрите: буквально несколько дней назад правоохранительными органами были задержаны еще пятнадцать человек из Жезказгана и Сатпаева, которые хотели покинуть нашу страну и уехать в Сирию на джихад. Их успели остановить, объяснить им ситуацию, против некоторых из них возбудили уголовные дела.
А ведь после того, как информация о пятидесяти наших соотечественниках в Сирии просочилась в СМИ, сюда приезжали теологи, местной исполнительной властью проводились различные мероприятия, но вся эта работа особого эффекта не дала. Она велась для галочки, а не была направлена на результат. Поэтому до людей, которые собирались уехать, нужная информация не дошла.
- Хотите сказать, что родители тех, кто уехал в Сирию, остались один на один со своей бедой?
- Иначе зачем бы они создавали свой Комитет? Ко мне обратилось около восемнадцати человек, которые сегодня нуждаются в любой поддержке, даже психологического характера. У них беда, их дети оказались в опасности, они ничего не могут сделать, а здесь сейчас хотят найти крайнего, создать образ врага. И сделать крайними хотят не только этих молодых людей, которые сейчас находятся на войне, но и их родителей. Хотя родители и так пострадали!
Кроме того, в город каждый день приходят вести, что то один погиб, то другой. Родные приходят, приносят соболезнования, но нет никаких доказательств и точных сведений, умер человек или нет. Все на уровне слухов. Тел нет, никто даже не знает, как проводить похороны. Родители говорят, что уже неделю их дети не связывались с ними ни по скайпу, ни по телефону. Но все равно надеются на лучшее…
- Неужели никто из родителей не пытался вернуть своих детей самостоятельно?
- Пытались, конечно. Некоторые даже выезжали в Турцию и встречались со своими детьми на границе с Сирией. Но те отказались возвращаться. Они уверены, что в случае возвращения на них будут гонения, им грозят большие сроки заключения, поэтому предпочли остаться там. Это же молодые парни, у которых нет не то что знаний по религии, но даже знания светских законов.
- А вы не боитесь, что, вернувшись сюда, эти люди будут проповедовать идеи джихада другим казахстанцам?
- Наоборот! Я думаю, именно они смогут остановить других людей, собирающихся на джихад. Они поняли, что это не те компьютерные игры, в которые они играли здесь, а настоящая война, они повидали насилие, убийства, кровь. Это любого человека заставит задуматься. И когда они приедут сюда, это и будет «иммунитетом» для будущего поколения.
- Хорошо, а кто-нибудь из уехавших в Сирию казахстанцев выразил желание вернуться?
- Более того - два человека уже вернулись. Уже месяца четыре они живут дома, правда, ни с кем не контактируют. Наверное, с них взяли подписку о неразглашении, с ними поработали психологи. Но факт тот, что они вернулись и живут мирной жизнью. Думаю, с остальными могло бы быть так же. Вы же понимаете, Сирия – это чужое государство. Там нет никаких гарантий того, что у них будет завтра. Как их женщины, дети там будут жить, если мужчины погибнут как шахиды? Нет детских садов, школ и всего того, что есть здесь. Я уверен: если государство протянет им руку помощи, то это будет лучший выход из сложившейся ситуации.
- О какой именно помощи идет речь?
- Помощью будет, если депутаты дадут какие-то гарантии для «джихадистов», что они не подвергнутся здесь преследованию. Если государство поможет им в случае возвращения, отправит самолет МЧС на территорию Турции, чтобы осуществить перевозку детей и женщин за счет государства. А по возвращении с ними пусть поработают правоохранительные органы, психологи. Пусть с них возьмут расписки о запрете пропаганды радикальных идей, помогут восстановить их на работе, предоставят адаптационные условия.
Я думаю, это и есть решение. У всех нас есть дети, и пример этих людей заставит их задуматься. Таким образом, и родители будут довольны, и правительство повысит к себе уважение, показав, что оно реально заботится о своих гражданах, какими бы те ни были.
- В этом и заключается цель, которую ставит перед собой Комитет родителей?
- Не только. Я хочу убедить местную исполнительную власть, правоохранительные органы привлечь сюда более компетентных людей, которые бы поработали конкретно с теми, кто уже «заражен» идеей джихада. Привести им доводы, аргументировать суннами из Корана. И тогда, если они получат реальные ответы на свои вопросы, возможно, это удержит их от опрометчивого шага. А люди, побывавшие на настоящем джихаде, могли бы как никто другой помочь в этом. Мы ведь должны стараться сделать анализ на будущее и не забывать при этом прошлое. К тому же, я считаю, не надо пытать человека, упавшего в яму, зачем он в нее упал. Нужно просто подать руку помощи и вытащить его оттуда.
Айдана АХМЕТОВА, Караганда-Сатпаев
Просмотров материала: 6 750