Балнур Кыдырбек – председатель Союза композиторов Казахстана, ведущий казахстанский композитор, лауреат премии имени А.Александрова – «Серебряная медаль» (1987), лауреат конкурсов «Астана-Байтерек» (2004, 2007), стипендиат Президента Республики Казахстан (1996, 1999), член Союза журналистов Казахстана, кандидат филологических наук. Ею создано более 500 музыкальных произведений и около 50 публицистических статей. О борьбе с плагиатом, пиратством, халтуре, графоманстве и многом другом композитор говорит в интервью «МАТРИЦА.kz».
- Балнур Балгабековна, не так давно вы вернулись с Международного музыкального фестиваля «Европа-Азия» в Казани. В чем отличие этого музыкального форума от других классических музыкальных фестивалей? Какую программу представила казахстанская делегация?
– Самое главное достоинство фестиваля в том, что он посвящен современному композиторскому творчеству, и в этом году фестиваль отметил свой 20-летний юбилей. А он состоялся в 1993 году по инициативе тогда еще молодого композитора Рашида Калимуллина. Учитывая экономическое положение того времени можно только представить, как тяжело давались первые мероприятия. Фестиваль в те годы назывался «Восток-Запад», и приезжали в основном музыканты из Европы и Японии.
География нынешнего же фестиваля была широка, в нем приняли участие представители 27 стран, а отличие его было в том, что основной упор был сделан на музыку стран СНГ. Все-таки нас объединяет общая основа, мы ведь являемся представителями последнего поколения советской композиторской школы. А эта школа на протяжении 70 лет была самой передовой в мировой музыкальной культуре!
Хочу с гордостью отметить, что спустя и два десятилетия мы не потеряли пальму первенства. Мы – это туркмен Ровшен Непесов, узбек Рустам Абдуллаев, азербайджане Франгиз Ализаде, Сардар Фараджев, киргиз Муратбек Бегалиев, татары Рашид Калимуллин, Шамиль Темирбулатов, казахи Артык Токсанбаев и я.
На фестиваль приехал президент ТЮРКСОЙ (Международная организация тюркской культуры-ред.) Дюсен Касеинов, который был в восторге от нашего творчества. Событием стало то, что мы подписали Меморандум о создании Ассоциации тюркских композиторов под патронажем этой организации.
- В одном из своих интервью Вы метко заметили: «здравоохранение – это наше сегодня, образование – это наше завтра, но нельзя забывать, что культура – это наше всегда, мы намерены добиваться изменения отношения к культуре». Отношение к культуре в Казахстане настолько печально?
– С момента выхода этого интервью прошло пять лет, а ситуация несколько поменялась. Конечно, о всеобъемлющей любви к культуре и искусству со стороны республиканского руководства говорить еще не приходится, но уже появились интерес и понимание.
Приоритетным становится высокий профессионализм, и именно со стороны руководства начали давать отпор захлестнувшей страну халтуре и графоманству.
Я думаю, наша страна вплотную подошла к тому, что надо выработать большую государственную программу, нацеленную на все подрастающее поколение. А именно, нужно создать образовательную программу в сфере культуры от яслей до 7 класса средней школы. Это создание специальных сборников для музыкального обучения, альбомов с репродукциями, основы архитектуры, танца, театра и др., а главное – специализация воспитателей, учителей и повышение их квалификации. Это то, чего у нас практически нет вообще.
- Вы возглавляете Союз композиторов Казахстана. Как боретесь с плагиатом и пиратством?
– Вопрос о чрезмерном распространении плагиата и воровства (пиратства) был поднят около 3 лет назад именно нашей организацией. Поводом стало то, что Народный артист А.Коразбаев попался на плагиате, а другой не менее известный артист Б.Тлеухан на пиратстве. Было много шума, разборок, и вы об этом знаете.
Но речь о другом: нам, профессиональным композиторам, надоела повсеместная подмена высокого искусства сочинительством маргиналов. Обидно то, что выросло два поколения граждан Казахстана, не знающих настоящего казахского искусства. К примеру, юноши-девушки, живущие на улице М.Тулебаева, путают великого композитора с Толе би! Куда еще хуже?!
И отсюда выводы. Первое, нет законов, регулирующих данную проблему. Закон об авторских и смежных правах был принят еще 18 лет назад, а в его основу был взят старый советский закон. Но в Советском Союзе не было таких проблем, так как любое произведение от создателя до слушателя проходило через несколько кордонов, именуемых репертуарной коллегией, художественным советом и т.д.
Так вот, в нашем казахстанском законе все, касающееся понятия плагиат, умещается в одно предложение. Ничего не сказано ни о мерах пресечения, ни об экспертах, не указаны нормы, составляющие плагиат. Комитет по правам интеллектуальной собственности Минюста РК и рад бы защитить авторов от чужих посягательств, но не знает, на что базироваться. Зато суды, если конечно не удается отвертеться, решают в пользу того, за чьей спиной стоит авторитет покруче.
Второе, надо на телерадиоканалах, принадлежащих государству, восстановить систему художественных советов. Нельзя забывать, что искусство является частью государственной идеологии. А в-третьих, основы национальной культуры надо закладывать с младенчества.
- Какую оценку вы бы дали современной казахстанской эстраде?
– Для меня казахстанской эстрадой была и остается только Роза Рымбаева.
- Вы – музыкант и кандидат филологических наук. Музыка и слово – два разных, и вместе с тем, гармонично дополняюших друг друга начала. Как вам удается реализовываться в таких разных областях?
– Я не поэт и не писатель. Слово для меня – это, прежде всего, публицистика. Через слово доносить конкретные мысли, идеи и делать конструктивные предложения я еще могу. Стихи же пусть пишут поэты, это их профессия. Каждый человек должен делать то, чему учился и что у него хорошо получается. Проблемы, о которых мы сегодня говорим, в целом возникают именно потому, что некоторые занимаются не своим делом, и главное, не желают этого понимать.
Как-то из акимата позвонили и попросили прослушать песню. Пришла некая дама (видела ее вперые), а я с ходу пропела под фонограмму ее песню. Потом постаралась ей объяснить, что она сочиняет уже сочиненные песни. Но дама обиделась.
Год спустя я случайно узнала, что она – финансист. Помните, как в старом фильме «Золушка» король говорит: «никакие связи не могут сделать ножку маленькой, а сердце большим», так и я хочу сказать, что талант – это божий дар, не купишь за деньги. К тому же любой талант надо подкрепить специальным обучением.
- По мнению критиков в Казахстане сегодня осталось очень мало классических композиторов. С чем связан процесс творческого упадка – с отсутствием школы, молодых талантов в области композиторства?
– Я не знаю, о каких критиках вы говорите. На сегодня чего нет – так это музыкальной критики и кого нет – так это критиков. Есть исследователи-фольклористы и есть педагогические кадры, преподающие теорию и историю музыки. Вам сейчас никто не скажет, кто из композиторов академической школы что пишет и как пишет. Никто не объяснит, в каком направлении идет развитие казахской профессиональной музыки, а я вам объясню.
35-40 лет назад в музыке Казахстана сформировалось три направления. Первое можно определить как авангардное – его составляет блестящее образование, высокое мастерство и полное отсутствие национального начала. Второе я условно назвала бы примитивно-народным, где был ярко выраженный народный мелос, но не хватало профессионализма. Третье направление было представлено творчеством композитора Еркегали Рахмадиева – синтез идущего из глубины души национального начала с мастерски претворенной классической формой.
В наши дни есть композиторы, продолжающие первое направление, но в целом этот стиль нежизнеспособен в силу своей невостребованности. Второе направление выродилось в «массовое народное творчество». А мы, ныне действующие композиторы, идем по пути, проложенным М.Тулебаевым и продолженным Е.Рахмадиевым.
В небольшой истории нашей страны были годы, когда все ринулись в юристы и экономисты. Тогда наряду с математиками, физиками и другими профессиями, быть композитором стало непрестижным. Никто не хотел получать специальность, неспособную прокормить. Была прервана связь поколений. И сейчас мы пытаемся восстановить интерес к нашей профессии, и в целом к академической музыке.
- Известные казахстанские режиссеры жалуются на то, что трудно найти отечественного композитора для художественного, документального или анимационного фильма. Считается, что казахстанских композиторов, пишущих для кино, можно пересчитать на пальцах одной руки. Так ли это?
– Мы – профессиональные композиторы, и напишем любую музыку, в том числе и к фильмам. В этом жанре, в основном, работает Куат Шильдебаев, но когда бывает заказ и другие тоже пишут. Например, в прошлом году Артык Токсанбаев с фильмом «Секер» получил Международную премию в США в номинации «За лучшую музыку». Думаю, проблема не в отсутствии композиторов, а в отсутствии необходимых финансов.
- Вы – автор первых национальных сочинений в жанрах детского балета. Что нужно сделать государству, обществу, деятелям культуры, чтобы жанр детского балета получил в Казахстане развитие?
– Надо делать сценические постановки. Не надо экономить на детях, это ведь самая благодарная публика. Причем, в исполнительский состав надо привлекать учащихся младших классов хореографических училищ, как это было, например, с балетом «Ер-Тостик» композитора Б.Дальденбая. Боюсь, что планов гораздо больше, чем смогу воплотить. Но постараюсь.
Беседовала Разия АБДЫКАДЫРОВА
Просмотров материала: 3 145