«Искусство – это дар божий, наследство». Казахи говорили: творческий человек – это носитель завещания, наследства и такого человека всегда уважали. Об искусстве мы и говорили с Ермеком Абильдаевым, коллегой и учеником великого Нургисы Тлендиева с заслуженным артистом РК, победителем международных конкурсов.
- Ермек ага, вспомним ваши первые шаги в искусстве…
- Родился я в Южно-Казахстанской области, районе Байдибек, селе Шаян. Жил в Майбулаке и Сайраме.
Помню как в 1962 году в наше село приехал Мухтар Ауэзов. И мне – школьнику - посчастливилось выступить перед известным писателем. Послушав мое выступление, он дал свое благословение.
Писатель еще сказал: «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». Его слова звучали как критика. С другой стороны я понимал, что его благословение - это поддержка моих начинаний, и с того дня я мечтал стать певцом.
Закончив в 1965 году 11 классов, поехал в Алматы, чтобы поступить в консерваторию, но, к сожалению, я не успел, так как сдача экзаменов закончилась к моему приезду.
Но позже увидел объявление, что принимают студентов в эстрадную студию. Тогда я ещё не знал нот, не был знаком с такими терминами, как «тональность» и всякое другое. Но я старался изо всех сил и поступил в цирковой колледж имени Ж.Елебекова. Это учебное заведение вначале назывался «эстрадной студией». Эта студия и стала началом осуществления моей.
По приказу министра культуры был принят на работу в Казакконцерт и проработал там 5 лет. В течение двух лет обучения ознакомился с нотами и брал уроки у профессора Бекена Жылыбаева, которому нет равных в Центральной Азии. Шара Жиенкулова была у нас председателем комиссии. Преподаватель, танцовщица хвалила меня и говорила: «Наш, казахский Магомаев». Услышав такие слова, мы думали, что все хорошо, но этого, конечно же, оказалось недостаточно. Это то мы понимаем потом.
В 1971 году я поступил в консерваторию. Настоящее творчество началось именно в этот период. Пошел в класс Бекена Бекеновича. Также, будучи студентом работал редактором на радио.
Для творческих людей работа на радио - это наслаждение. Это место встречи творческих людей, писателей, композиторов, журналистов – центр искусства, скажем так. Правильно и красиво говорить на казахском языке научился именно там и писал песни.
- После консерватории, насколько известно, вы попали в «Отырар сазы»?
- Да, меня пригласили на работу в оркестр «Отырар Сазы», который только-только создавался. Можно сказать, что я один из основателей оркестра. И в оркестре я проработал примерно 30 лет.
С приходом в оркестр Нургисы Тлендиева началась новая жизнь оркестра. Нас поддержали на самом вверху - лично Динмухамед Конаев.
Увидев мои организаторские способности, Н.Тлендиев назначил меня своим главным помощником. С Нурагой мы объездили с концертами почти весь Казахстан. Более того, побывали в Таджикистане, России, и даже в Северной Корее.
Нургиса Тлендиев - гордость народа и профессионал. К примеру, фильм «Кыз Жибек» без его музыки не был бы «Кыз Жибеком». Но не каждому удавалось работать с ним. Люди не выдерживали напряжения и уходили через 1-2 месяца работы. О жестком характере Тлендиева и его требовательности ходят легенды. А я преклонялся перед его талантом и относился с терпением, каким бы он ни был, работал с ним до самого конца.
Нургиса Тлендиев отдавал всю душу оркестру. Он собрал почти 30 видов музыкальных инструментов со всех частей Казахстана, таких как, сыбызгы, сазсырнай, месс кобыз, туяк тас, шыныркау, аса таяк, жетыген и т.д. Он хотел собрать всё достояние казахского народа с древних времен. Сегодня таких людей нет.
- А чем живет сегодня оркестр?
- На сегодняшний день состояние оркестра «Отырар сазы», мягко говоря, плачевное. Я так считаю, потому что я работал там и знаю, о чем говорю.
- Почему?
- Нынешний дирижер оркестра – Динара, дочь Тлендиева, она еще молода. Ей надо ещё учиться и учиться. И речь идет о собственно самой философии оркестра – название само говорит за себя - он должен быть фольклорным. При Тлендиеве особое внимание уделялось не классике, а фольклору. Нужно идти по его следам, который он основал. Классику играют все, а наше казахское, наш фольклор не играет никто. Это что касается профессионального.
Но есть еще человеческие моменты. Меня, соратника Нургисы Тлендиева, не пригласили, не дали принять участие в концерте, посвященной 90-летию великого композитора.
- Похоже, что вы обижены?
- Конечно, обижен. Почему? Почему на концерт приглашают тех, кто не имеет отношения к Тлендиеву, а меня – нет? Не понимаю.
Больше скажу. Оказывется сняли фильм о Тлендиеве. Правда, не удалось просмотреть полностью. Создатели фильма могут обидеться, но столько некорректных эпизодов в фильме. Никто с нами не советовался, информацию не запрашивал. Это же не по-человечески.
Нурага талантлив и велик. Писал и оперу, и балет. Это человек, который достиг пика творчества. Возьмите любой его труд - все сделано на высоком профессиональном уровне, мастерски. Если бы мы смогли прославить таких неповторимых личностей нашей нации на своем уровне, это было бы для нас и честью, и хвалой…
- Сегодняшние певцы исполняют песни Тлендиева. Впечатляет ли вас?
- Не всякий может исполнить песни Тлендиева. Диапазон его песен очень широкий. Для того чтобы исполнить их, нужна мощная подготовка, нужен талант, в конце концов. Я считаю, что и я исполнял его песни не на дожном уровне. Из исполнителей, которые смогли достойно песен Нурага, могу выделить только Нургали Нусипжанова. Нургиса Тлендиев писал и для меня и всегда спрашивал меня: «Ермекжан будешь исполнять эту песню?» Но исполнять его песни – это адский труд.
Когда слушаете такие песни как «Алатау», «Сарыжайлау», «Біздің ағай тамаша» и другие, вы поймете, что тематика его песен разносторонняя. А его произведение «Махамбет» - это шедевр! Даже был случай, когда мы играли это произведение в Мангыстау, люди буквально теряли сознание. И все это благодаря тому, что мы смогли преподнести образ Махамбета.
Преимущество Тлендиева в том, что он сам являлся и композитором, и дирижером, и аранжировщиком. Именно поэтому всё, что он творил, становилось уникальным шедевром! Я считаю себя счастливым человеком, т.к. работал с такой неповторимой личностью. Его справедливость, талант, характер, творческие способности и разносторонность отличали его от других.
- В вашей биографии говорилось о том, что вы выиграли Гран-при в Северной Корее. Расскажите подробней об этом визите.
- Это отдельная история. Уверен, что этот визит, который организовал лично я сам, войдет в историю.
Мне тогда очень хотелось побывать за границей, и я был в тесном контакте с послами, от которых и узнал, что состоится фестиваль в Северной Корее. И в 1994 году мы отправились на фестиваль, посвященный дню рождению лидера корейского народа Ким Ир Сену, и в котором приняли участие артисты из многих стран мира.
Встретили нас очень хорошо. В то время когда все музыканты спустя 1-2 недели отправились к себе на родину, мы остались там на целый месяц, став почтенными гостями этого народа и знакомясь с их культурой.
- Были проблемы с властями?
- Нет, тут все просто – мы стали обладателями Гран-при (смеется). Я еще дома выучил песню на корейском языке, посвященный Ким Ир Сену. И об этом Тлендиев не знал. Я рассчитывал спеть эту песню хотя бы на банкете, потому что в самом фестивале я не участвовал.
Более того, там нам сказали, что мы вряд ли дойдем до финала - ведь у нас не было патриотических песен. Тогда я сказал, что подготовил песню на корейском языке - Нурага удивился. И не передать словами восхищение и почести присутствующих после моего выступления. Благодаря этой самой песне мы дошли до финала и стали обладателями Гран-при.
В составе большого корейского симфонического оркестра было 125 человек, которым дирижировал Нурага. Корейцы были в шоке от таланта Тлендиева. Ну и наше правительство оценило нас – мы получили похвальные грамоты и ценные подарки.
- Давайте несколько о другом. Каким вам видится современное казахстанское музыкальное искусство?
- Вообще то, Тлендиев, оркестр, искусство – вещи неразделимые. Много об этом говорили, но остановлюсь лишь на одном моменте. То, что ближе ко мне. Если помните (вам сколько лет? 23? значит не помните) раньше был так называемый «Художественный совет». Примерно человек десять прослушивали и давали правильное направление исполнителю.
А сейчас?! Сейчас такого нет. Никто не прослушивает твою новую песню. Никчемные певцы, у которых хорошие знакомые, пробиваются вперед. Дают деньги, делают аранжировку и выступают на славу. Да и телеканалы часто прокручивают их по своим каналам, конечно же, тоже за немалые деньги.
Далее, увидев и услышав таких, народ начинает их восхвалять и думает: «Ой, какой хороший певец, звезда!». А вот действительно хорошие певцы, у которых нет ни денег, ни знакомых часто остаются незаметными. Если не уважать искусство, то и цена искусства будет мизерной.
Нужны высокие требования к искусству. Не будет требований, лучшей музыкой будет у тех, у кого хороший PR. Ведь не каждый имеет музыкальное образование. Поэтому сейчас не хватает Художественного совета. Каждое произведение нужно тщательно обработать, проверить, только потом выводить на всеобщее обозрение.
Если развивать казахское искусство, то нужно в будущем воспитать таких талантов, как Амире Кашаубаев, Куляш Байсеитова. И перестать петь под фонограммы. Если бы вернули Худсовет, то ничего из вышесказанного не было бы. Песни известных на сегодня и забывшихся на завтра звезд не вечны. А возьмем народные песни - они до сих пор передаются из поколения в поколение. Это настоящее искусство…
- А вы сами пишете музыку?
- Я не считаю себя композитором. Впервые сочинил музыку в 1979 году. Когда работал с Нурага, у меня не было свободного времени. Да и увидев и услышав его творения, думаю стыдно назвать себя композитором.
Но сейчас наверстаю упущенное. Имею диплом профессионального музыканта. Но все же считаю себя любителем, нежели профессиональным композитором.
Прочитав стихотворение Касыма Аманжолова «Детство», вспомнил свое детство и сочинил музыку для него. Сочиняю музыку только на понравившиеся строки, и сейчас имеется 7-8 песен, и никому их еще не предлагал.
Но во время поминок по жене я исполнил свою песню. Некоторые интересовались, просили отдать песню. Также мои песни исполнялись на концерте, посвященной 100-летию Аскара Токпанова. Конечно же, это хорошо, когда твои песни исполняют другие певцы, а не ты сам лично. Надеюсь, в дальнейшем еще будут песни, которые очень просили бы певцы.
- А вы не хотели бы подготовить учеников?
- Раньше преподавал в отделе эстрады института Искусства. Не могу сказать, что мои ученики стали знаменитыми звездами. Из-за нехватки времени не уделял особое время для преподавания. Хотя мне это дело очень сильно нравится.
- На сегодняшний день много индивидуальных курсов по вокалу. Если вас пригласят, вы пойдете?
- Если бы пригласили, думаю, что пошел бы. Но даже у меня, у пенсионера, очень мало времени. Сейчас пишу книгу, много других планов. Собрал автобиографический видеоматериал и хочу дать свой сольный концерт.