Как у нас обстоит с патриотизмом? Есть ли в Казахстане программа его воспитания? Насколько реально дать сравнительный анализ имевших место программ по патриотизму, которые исходили из недр государственных структур? Об этом и многом другом мы расспросили известного эксперта Дастана Кадыржанова.
Источник: camonitor
- Есть подозрение, что из одной государственной программы в другую перекочевывают одни и те же установки. Если это так, то почему происходит подобное? В чем, на ваш взгляд, слабость и сила этих программ? Вы можете сказать, насколько действенны программы патриотического воспитания?
- Если начать заглядывать в глубину вопроса о состоянии патриотизма в Казахстане, то на поверхность сразу выплывет проблема нациестроительства. Патриотизм, как известно, представляет собой один из видов самоидентификации человека. И если эксперты поднимают вопрос о существовании проблем в национальной идентичности казахстанцев, то, значит, эти проблемы существуют и в вопросах патриотизма.
Недавние геополитические коллапсы выявили много нюансов в этой сфере. Выяснилось, к примеру, что некоторые граждане до сих пор идентифицируют себя с СССР и его ценностями, хотя такой страны давно нет. Или возьмем ставшее уже классическим столкновение "казахской" и "казахстанской" идентичности. Или вспомним "войну ленточек" и прочие "битвы" в социальных сетях. Вывод один: трактовок "правильного" отношения к Родине и их апологетов много, а истину, к сожалению, выявляет только война.
Срез нациестроительства далеко не исчерпывает собой понятие патриотизма, прежде всего потому, что сам по себе патриотизм - это довольно сложная философская категория. Если смотреть в общем, то он представляет собой баланс между приверженностью к стране, родине, этносу с одной стороны и приверженностью ко всему человечеству и его глобальным ценностям - с другой.
Понятно, что каждый по-своему определяет в себе этот баланс. Кстати, состояние этого баланса тоже не есть величина постоянная - оно может меняться, например, с возрастом или со сменой политической обстановки в стране или в мире.
Где должна проходить разумная грань между общечеловеческими ценностями и отечественной традицией? Кто ты в большей степени - гражданин мира или сын своего этноса? Это не праздный вопрос соотношения суши и бешбармака в кулинарии или чапана и фрака в одежде.
В конце концов, он может быть повернут так, что взятка и непотизм превратятся в нашу древнюю, а потому патриотическую традицию. Не торопитесь смеяться - у нас уже на самом высоком уровне обвинили родной климат в большинстве наших проблем.
Если мы ведем речь о балансе, о неком постоянном стремлении к достижению гармонии внутри себя, то, несомненно, речь заходит о главной функции человеческого разума - о выборе и о необходимости этот выбор осуществлять в течение всей жизни. А если есть выбор, то значит, мы имеем дело с вопросами нравственного характера. Следовательно, патриотизм - это в первую очередь нравственное, культурно-этическое понятие. И я предлагаю, чтобы не распыляться, здесь рассматривать его именно в этом ракурсе. Заглянуть, так сказать, в суть.
Как мы знаем, нравственное начало может формироваться примордиалистски (кровь, генетика, происхождение), а может создаваться в социальной среде, в том числе и активным воспитательным способом.
Ваши вопросы касаются в основном этой части - воспитательной. Хотя они не выходят за рамки еще более узкого аспекта - а именно политического патриотизма.
Главной функцией политического, или, как иногда говорят, этатического патриотизма является культивирование любви к государству, но не как к стране, а как к существующему политическому строю, а часто даже и к персоналиям власти. Культ личности, как ни странно, тоже является ничем иным, как крайней формой этатического патриотизма, который персонифицируется в фигуре любимого фюрера, лидера нации или каудильо.
Не надо забывать и о другой главной функции этатического патриотизма - это намеренное шельмование оппозиции, инакомыслия, навязывание образа "национал-предательства", "нелюбви к Родине", подмена понятий "Родина" и "власть". Без этого этатизм и тоталитарное мышление не могут существовать, потому что главным условием их успешности является отсутствие конкуренции в результате ее насильственного уничтожения.
Так что применительно к нашим казахстанским реалиям можно смело констатировать: в ваших вопросах отчасти и содержится ответ - состояние патриотизма в Казахстане таково, что оно напрямую зависит от политического содержания общества. Иными словами, у нас, к сожалению, доминирует политический или намеренно политизированный патриотизм.
Поэтому мы можем наблюдать два явления:
1) все программы политического воспитания всегда являются частью партийно-политических программ партии власти;
2) "перекочевка", как вы выразились, штампов и установок из одних программ в другие связана с тем, что партия власти у нас бессменна. При этом давно уже не имеет значения, работают или не работают эти установки в реальной жизни, поскольку все процессы тотально забюрократизированы.
Обратите внимание: сегодня мы невооруженным взглядом можем наблюдать существующую у нас простейшую кашу из понятий патриотизма, когда спортсмены за свою победу благодарят не тренера и клуб, а елбасы. Или вот в Англии, например, образ бобби-полицейского - это один из брендов-символов Туманного Альбиона. А у нас форма полицейского - это страх и ужас разгона демонстраций и вымогательства на дорогах.
Помните тот абсурд, когда даже государственный флаг был "национализирован" у граждан в пользу исключительно государственных учреждений? Помните, какая истерика творилась вокруг того, чтобы памятники ханам-создателям Керею и Джанибеку не попали в монументальную группу "Казах елі"? Что поделаешь, политический патриотизм - это всегда манипулирование "святым чувством". Мы, казахстанцы, знаем это не понаслышке.
Наблюдая тотальный кризис управления в рядах правящей группы, мы не можем не видеть: в итоге страдают все виды патриотизма из-за того, что их смешали в свое время в одну корзину. Абсурд способен внести сумятицу даже в такое кристально чистое чувство, каким является любовь к Отчизне.
Почему я здесь затронул тему кризиса управления? В сущности, патриотическое воспитание и патриотизм представляют собой управляемую сферу. Мне об этом хорошо известно, и не пона¬слышке. И я понимаю, что вы хотели бы больше поговорить об этом. Но давайте начнем с основ. Может, тогда прояснятся и методы.
- Приходилось слышать от экспертов, что в процессах выработки программных установок по патриотическому воспитанию как бы нет несущей теоретической конструкции. Нет и соответствующего центра, вырабатывающего необходимые мыслеконструкции, а также механизмов обкатки текстов по идеологическому концепту, направленных на патриотическое воспитание. Что вы думаете по этому поводу?
- Я бы сказал, что нет не теоретической, а несущей нравственной конструкции. Мы ведь с вами знаем, что большинство моральных ценностей человечества сформулировано в течение столетий религиями. Но и светское общество тоже выработало ряд ценнейших общечеловеческих критериев нравственности. Прежде всего, имею в виду такой критерий, как личный пример. Это один из самых сильных предикторов управления.
В связи с этим вопрос: кого из представителей власти вы сегодня можете назвать высоким морально-нравственным примером искреннего, бескорыстного, еще раз повторю - бескорыстного, преданного и благородного патриотизма? Кого из высшего руководства? Какого министра? Какого судью? Кого из их детей, племянников и других представителей их семей? Представители каких профессий все поголовно чисты на руку? Какая избирательная комиссия является образцом чести и справедливости? Кого сегодня можно считать оплотом порядочности и чистоты помыслов? Что представляет собой то, что принято считать "цветом общества" или "светом просвещения"?
Теоретические конструкции тут совершенно ни при чем. Патриотизм - это ведь стремление защитить все то чистое и светлое, что мы подразумеваем под Родиной. А если эта чистота утеряна в самом главном - в людях - что тогда?
И самое главное: патриотизм - это ведь не просто акт разумного выбора. Это ведь еще и высокое безусловное чувство. Любовь! На том же уровне, что и любовь к родителям, к Аллаху, к детям, к любимой!
- На чем необходимо сделать упор в этом направлении сейчас?
- Я убежден и всю жизнь буду убеждать других в том, что моя страна - самая лучшая в мире. И пусть передо мной будут выдвигать неоспоримые доказательства того, что мы цивилизация, тонущая в абсурде. Даже сквозь слезы я все равно буду стоять на своем, понимая разумом, что оппоненты правы. И таких, как я, казахстанцев, подавляющее большинство.
Но чтобы научиться создавать позитивные программы, строить нравственные конструкции, надо четко осознавать хотя бы то, где мы находимся и почему мы там находимся. Так вот, в силу вышеописанных мною причин никогда не было программ, которые добивались чего-то позитивного. Потому что, как правило, они были направлены на низменные интересы, в основном прагматического, мелкомещанского характера.
Модель общества сегодняшней власти - это:
1) прочное и неоспоримое право сверхбогатых править так, как им заблагорассудится, несмотря даже на очевидное отсутствие элементарного профессионализма;
2) их власть должна приносить сверхдоходы в любое время, даже тогда, когда остальным плохо, и, хотя это безнравственно, такова основа их морали;
3) сверхбогатые представляют собой сословие, которого никак не касается буква закона, а закон - это то, на что можно повлиять деньгами. Это касается их, их детей, внуков и родственников;
4) эта власть покоится на мягком мещанском подбрюшье, которое обладает откровенно обывательским, подобострастным и маргинальным самосознанием, выражающим пусть ложную, но громкую любовь к властям, называя это "благодарным патриотизмом";
5) связью с подбрюшьем является мелкая, но регулярно спускаемая мзда на шоу и культур-треггерские проекты, щедро растящие "звезд" - имитаторов роста по социальной лестнице;
6) остальным же вменяется в обязанность любить власть, не включая разум; одобрение всей чуши, что она произносит с трибун, и наказание за отсутствие этой любви. Благо честь мундира подменена преданностью системе.
Вот такую страну нам предлагается любить, и делать это надо ежедневно и еженощно. А чтобы мы не забывали, периодически надо собираться танцевать "кара жоргу", которая из символа национального танца давно превратилась в танец социального согыма.
Но не будем завершать нашу беседу о любви к Родине на столь пессимистичной ноте.
Частью моего патриотизма (надеюсь, как и многих других) является представление, что в моем народе существует некий скрытый резервуар светлой нравственности, возникший когда-то и бережно сохраненный, несмотря на войны, ашаршылык, колонизацию, тоталитаризм, геноцид, "кампеске" (конфискацию - прим. ред.) и экологические катастрофы, несмотря на темные годы аморальности и корыстной безнравственности.
И из этого светлого источника мы питаемся из года в год, пока существуют силы и пока еще остались немногие люди, кому высшими силами дано прильнуть к этому светлому источнику.
А программы, управление... Уверяю вас, это далеко не самое сложное и важное, что есть в проблематике патриотизма.
Беседовал Кенже ТАТИЛЯ
Просмотров материала: 2 501