После июльского визита на металлургический комбинат АО «АрселорМиттал Темиртау» премьер-министра Серика Ахметова и публичной «порки», которую он устроил руководству стального гиганта, по Темиртау поползли упорные слухи о том, что правительство Казахстана намерено распрощаться с миллиардером Лакшми Митталом, а контроль над его предприятиями возьмет государство. Своим виденьем, насколько реален такой расклад и станет ли от этого лучше людям, с нами поделился человек, который в числе первых нарушил «кодекс молчания», негласно существующий на «темиртауской магнитке».
Берик Бурмаков – бывший активист рабочего движения на металлургическом комбинате АО «АрселорМитал Темиртау». «Бывший» – потому что, по его словам, при существующей системе управления на «казахстанской магнитке», работники, взявшиеся отстаивать свои трудовые, конституционные и гражданские права, надолго там не задерживаются. В 2010 году рабочий транспортного управления металлургического комбината и двое его коллег – Олег Александров и Антон Волков – прорвали информационную блокаду и «вынесли из избы» всю правду об условиях труда на «флагмане металлургической промышленности». После этого все трое по разным мотивам оказались без работы.
Сейчас Берик работает в сфере, далекой от деятельности градообразующего предприятия, но по-прежнему поддерживает отношения с бывшими коллегами, интересуется жизнью на АМТ. По мнению бывшего работника меткомбината, система иерархии на металлургическом предприятии – зеркальное отражение той системы управления, что существует в нашем государстве. Именно поэтому сегодня, с учетом имеющегося опыта, Берик Бурмаков выражает уверенность в том, что изменить реальность к лучшему (в рамках ли страны или отдельного предприятия) возможно, но для этого к руководству должны прийти молодые, честные, амбициозные казахстанцы «из народа».
«Если государство захочет…»
- Рано или поздно я буду акимом, - сделал неожиданное заявление Берик. – Потому что хочу изменить систему, сделать жизнь лучше.
- Довольно экстравагантное желание - с учетом того, какие проблемы вы себе нажили, стремясь изменить жизнь на меткомбинате - к лучшему …
- Да, в 2009-2010 годах мы с моими товарищами по цеху – Антоном Волковым и Олегом Александровым открыто выступили против нарушений, ставших нормой на АМТ. Сняли на мобильный телефон видео о том, в каких условиях нам приходится работать, и выложили ролик в интернет. Рассказали правду по телевидению, выдвинули свои кандидатуры в профком.
Но система оказалась сильнее – на АМТ активисты бывают только бывшими.
После выхода нашего ролика вышел приказ о запрете проносить с собой на производство мобильных телефонов и камер, дабы никто больше не мог снять, что там делается. Выборы в профком мы проиграли – поскольку администрация под угрозой увольнения вынудила рабочих проголосовать за своих кандидатов. И все равно, я считаю, это была наша победа, поскольку, даже при таком давлении, мы проиграли всего на один голос!
Но нас всеми способами стали выживать с предприятия, и выжили-таки. Олега вынудили написать заявление об увольнении, нас с Антоном уволили по статье – за хищение, которого мы не совершали. Мы потом судились, дошли до Верховного суда, но правды так и не добились.
- В своих выступлениях три-четыре года назад вы затронули те же проблемы, что и премьер-министр – во время последнего визита в Темиртау. Например, вопрос о нехватке рабочих из-за политики сокращений, проводимой руководством АО «АрселорМиттал Темиртау». Как вы считаете, лед тронулся?
- Не думаю. Просто проблемы, озвученные Сериком Ахметовым, уже невозможно замалчивать. И мне смешно, когда говорят, что что-то изменится на АМТ. Это возможно, только если уберут все руководство предприятия и поставят другой руководящий состав. Из-за «порки» устроенной премьер-министром вряд ли изменят что-то глобально.
Разве что – по мелочи, как это произошло, когда мы стали бороться за права рабочих. С 2009 года сделали легкий ремонт в душевых, стали выдавать талоны на молоко, хотя 10 лет не выдавали. Раньше зарплата складывалась на 25% - из тарифа, и 75% – из премиальных. Сейчас делали наоборот. Вот, пожалуй, и все реформы.
- Думаете, невозможно уже сломать существующую на АМТ систему?
- Можно, если этого захочет государство. Сейчас по Темиртау ходит слух, что меткомбинат заберет у Миттала «Самрук Казына». Если туда поставят серьезного человека типа того же Олега Сосковца, который когда-то руководил комбинатом, а сейчас отказывается его покупать из-за того, что комбинат доведен до нищенства, может быть, что-то и изменится.
Герои или нарушители?
- Можете предметнее рассказать о том, что необходимо менять на предприятии? Какие проблемы вы считаете наиболее актуальными?
- Тот же вопрос о штатной численности, поднятый премьером. Людей на производстве не хватает катастрофически! Я могу говорить на примере транспортного управления, в котором отработал десять лет. При 46 тепловозах должно работать 380 человек. У нарядчика же висит доска положения листов о наличии людей. На ней 82 – белые бирки, т.е. это те, кого не хватает.
До прихода Миттала положение было таково: на тепловозе находились четыре человека – машинист, помощник, составитель поездов и сцепщик. Помощник и машинист - в тепловозе, сцепщик и составитель поездов - на улице. Составитель командовал по рации, сцепщик – сцеплял вагоны. При Миттале начались сокращения, теперь помощник совмещает должность составителя поездов, а машинисту доплачивают за помощника. Причем, на моей памяти, доплаты были мизерные. Тысяч 5-7 тенге.
- А как же техника безопасности при такой нехватке людей?
- В том-то и дело! У нас был такой случай в 2010 году: машинисту тепловоза стало плохо с сердцем на рабочем месте. А у него к тепловозу было прицеплено три вагона, один из которых – газовая бочка. Представляете, 60 тонн газа, и – инфаркт миокарда у машиниста! Падая, он нажал на восьмую позицию скорости, и три вагона с тепловозом на всем ходу поехали в сторону здания. А помощник находился внизу, и не мог ничем помочь, потому что составлял поезда – 20-30 вагонов. В этот день чудом не случилось взрыва, который запросто мог снести всю станцию!
Другой машинист вовремя дал команду своему помощнику и дежурному. Дежурный скрутил стрелки в другой тупик, где нет цехов, а помощник, нарушая все стандарты, технику безопасности, на полном ходу запрыгнул на тепловоз и остановил его. И здесь такая интересная ситуация произошла. Помощнику машиниста, предотвратившему трагедию, дали 50 тысяч тенге премии, но о его подвиге предпочли умолчать.
А знаете, почему? Потому что по установленным администрацией комбината правилам, сходить с состава или заходить на него разрешается только при полной остановке. А помощник машиниста нарушил все, что только можно, чтобы спасти человека и производство. А если б произошел взрыв? Кто был бы виноват – машинист? Помощник, который не находился в тепловозе?
Помощник, который в нарушение правил на ходу заскочил на состав? Так вот, это – двойные стандарты! Пусть они определятся – виноват человек или он герой? Я считаю, что в таких случаях всегда виноват работодатель, который экономит на зарплатах и создает этим предпосылки к возникновению таких ситуаций!
- А часто ли несчастные случаи на производстве происходят по вине работодателя?
- А как вы думаете? Нам дают самую дешевую спецовку, ботинки – самые плохие, которые зимой в морозы скользят. Были случаи, когда людям ногу отрезало из-за того, что они поскальзывались. Травматизм на металлургическом комбинате очень высокий.
Резиновые беруши, которые нам выдают на полгода, по словам врача, - одноразовые. Еще нам выдают специальные очки, которые мы обязаны надевать, когда входим в цех. Но они до такой степени некачественные, что от них портится зрение.
Опять же, касаясь оборудования, тепловозы, в основном, 60-х годов выпуска, а срок эксплуатация тепловоза – 25 лет. Самые новые тепловозы – 95 года выпуска.
- Кстати, что касается оборудования, оставшегося с советских времен. Комиссия, расследовавшая причины обрушения трубы на коксохимпроизводстве, пришла к выводу, что именно советские строители допустили брак.
- Эта труба отстояла 53 года без капитального ремонта, а когда рухнула, вину свалили на советских строителей. Вам не смешно? Я из достоверных источников знаю, что сейчас по демонтажу этой трубы работает бригада, которая не может ее разобрать. Там до такой степени качественный цемент, что они бьются и ничего не могут сделать. Старые дома стоят, и будут еще стоять, а новые - падают. Почему на самом деле рухнули трубы, точно никто не знает. Но я вам так скажу: без ремонта любое оборудование превращается в хлам.
Деньги решают не все
- А что скажете об оплате труда на предприятии?
- Могу сказать, что данные о высоких заработках на АО «АрселорМиттал Темиртау» сильно преувеличены. Я знаю, что на аглопроизводстве, например, есть женщины, которые целый день машут лопатами и получают около 35 тысяч. Моя зарплата как помощника машиниста составляла 50 тысяч тенге в месяц. Я лично работал без отпуска три года, хотя это запрещено, чтобы хоть как-то прокормить семью. У моего ребенка компьютер появился только в 11 лет, потому что компьютер за 120 тысяч – это было дорого для нас!
При заработной плате в 50 тысяч тенге я просто не мог себе этого позволить. Я ни разу не был за границей, в той же Турции. В Каркаралинск профсоюз выделяет мало путевок, да и как тут поехать в отпуск, если работаешь за пятерых?
Да, зарплаты на основном производстве выше – до 180 тысяч тенге. Но при этом работа в выходные дни оплачивается не в двойном размере, как положено, а из-за нехватки людей, рабочих заставляют выходить сверхурочно. Заставляют в прямом смысле слова – угрозами, шантажом.
- Вам не кажется, что это политика не столько Лакшми Миттала, сколько – местной администрации?
- С этим я на 50% согласен. Я не могу утверждать, что это Миттал экономил на нас талоны на молоко. Это местное управление, начиная от генерального директора и заканчивая цеховым начальством.
- А почему профсоюз бездействует? Не может же профком не знать, что делается на производстве?
- У вас есть калькулятор?
- ???
- Давайте посчитаем деньги профсоюза, хоть и говорят, что считать чужие деньги нехорошо. На комбинате работает 14 тысяч человек, все они – члены профсоюза «Жактау». Заработок на комбинате начинается от 35 тысяч тенге до 300 тысяч – у ИТР. Итак, средняя зарплата составляет примерно 70 тысяч тенге. 1% при такой зарплате - это 700 тенге. Умножаем на 14 000. 9 миллионов 800 тысяч - ежемесячно. Умножьте эту сумму на 12 месяцев. Результат не помещается на дисплее!
Как вы считаете, получая такие деньги, профсоюз будет перечить работодателю? Чтобы профсоюз был действительно независимым, его офис должен находиться за территорией комбината. А деньги на счета должны «падать» не от АМТ, а непосредственно от членов профсоюза.
- Так может, если Миттала потеснят, для рабочих это будет не так уж плохо?
- Если он возместит тот ущерб, который нанес комбинату, то да. Ведь он обогатился, воспользовавшись всем тем, что досталось ему с советских времен, и не вложив в завод ничегошеньки! Например, построили доменную печь, открыли сортопрокатное производство. Так в сортопрокатное производство превратили бывший обжимной цех. Оно в минус двадцать пять вымерзает и ничего не производит, потому что оборудование старое, купленное подешевке. А сортопрокатное производство в Темиртау было - в Старом городе.
Вопрос: зачем они его «ушатали», чтобы построить новое? Если правительство действительно хочет сделать так, чтобы все было по справедливости, надо наказывать тех, кто создает показуху и набивает карманы за счет рабочих!
- Вы для этого хотите стать акимом?
- В том числе. Знаете, «локомотивом» и «мальчиком для битья» я больше быть не хочу. Ведь никто из коллектива, для которого мы старались, не вступился за нас, когда мы пошли под молотки. Потому что каждый боялся подставиться. Я теперь работаю над собой и иду к своей цели – однажды войти в систему государственного управления, чтобы изменить ее к лучшему. Когда таких как я будет много (а такой момент обязательно наступит), система, подобная той, что существует на АО «АрселорМиттал Темиртау», не сможет удержаться.
Айдана АХМЕТОВА, Матрица.kz, Караганда
Просмотров материала: 4 854