Он по праву считается одним из известных и обаятельных казахстанских актеров. Так полагают не только его земляки, но и россияне, украинцы и представители других народов. Как выбирать хороших жен и чем опасны «тихие математики», «Свободе Слова» рассказал заслуженный деятель РК Жан Байжанбаев.
Источник: Свобода Слова
Коммунизм в отдельно взятой семье
– В ожидании премьеры картины «Рэкетир-2. Возмездие» я сейчас отдыхаю, – начал беседу Жан Байжанбаев. – Хотя какой тут отдых – я, можно сказать, сижу в декрете (смеется). В 2014 году обе дочери родили нам с женой внучек. Поскольку молодое поколение сейчас не настолько устойчиво к перипетиям и сложностям, они теряются, устают, просят помощи, поэтому мы львиную долю своего времени посвящаем внучкам.
- Только начали разговор, а сразу из общего мужского фона выбиваетесь, Жан. Сложно представить, чтобы мужчина хотя бы временно жертвовал карьерой ради «декрета».
– Я, наверное, нестандартный (смеется). Всю жизнь делаю домашнюю работу, мою посуду, могу постирать. Готовить не люблю, доверяю жене, она шикарно это делает. А посуду мыть вовсе не унизительно для мужчины, наоборот, я люблю этот неспешный процесс, во время которого в голову приходит много полезных мыслей. Сам пылесос беру в руки, не жду, пока бачок для белья заполнится по уши – беру и стираю.
- Вас так воспитали?
– Родители не заставляли, все получилось само собой. Наше поколение многое умеет. Моя жена Гульнара умеет шить, вязать, вышивать, закручивать шикарные банки с огурчиками, помидорчиками, и это притом, что она бывшая модель и теоретически не обязана все это уметь. Родители Гульнары тоже не заставляли ее делать домашние дела. Вот такие мы! Знакомы 35 лет, в этом году будет 33 года, как женаты.
- Да уж. Поаплодировать вам хочется!
– Почти все мои друзья как женились, так и живут. Таких, кто из брака в брак прыгает, совсем немного. Наверно, и девочек мы хороших разобрали, и сами оказались нормальными мужиками. Замечаю и признаю, что сейчас женщины стали более меркантильными, а мужчины – мелочными. А создавать семью надо с человеком надежным, порядочным, а не супербогатым, как сейчас учат свахи в телевизоре. Когда у человека появляется богатство, он в редких случаях остается порядочным – большие деньги, как правило, развращают.
- Может быть, еще что-нибудь посоветуете с высоты своего опыта?
– Мы с женой считаем, что тесть и теща в конфликтах должны вставать на сторону зятя, а свекор и свекровь – на сторону невестки. Когда из принципа родители защищают только своих детей, в этом хорошего мало. Смотреть нужно со стороны на ситуацию, объективно смотреть. Но для этого нужна мудрость. Вот супруга моя – а я ее знаю с 16 лет – всегда была мудрой, сколько я ее помню. Я говорю: «Если бы все были, как ты, у нас бы давно наступил коммунизм» (смеется).
И Молдаванка, и Пересыпь обожают Костю-моряка
- С 1982 года вы – штатный актер киностудии «Казахфильм». До сих пор числитесь в ее рядах?
– Совершенно верно, трудовая книжка так там и лежит. В Казахстане всего около 20 профессиональных киноактеров, и среди них – я.
- Гордитесь?
– Разумеется. Я считаю, что любая профессия требует особенных навыков, постоянного тренажа. Актерское мастерство – такое же ремесло, как и любое другое. Мне, например, преподавали одни народные артисты СССР. Сейчас все изменилось. Молодые ребята снимутся в одной картине без всякой учебы и начинают считать себя актерами и актрисами.
- Не ругайтесь!
– (Смеется.) Не буду. Я забавляюсь иногда. Ревностно отношусь к своей профессии. Причем представители вашей же журналистской братии благодарят меня за то, что я в общении не отказываю, а к молодым как ни подойдешь – «Нет времени», «Ой, не могу!». Зазвездились.
- Один из лучших фильмов с вашим участием – «Рэкетир» Акана Сатаева, где вы сыграли обаятельного дельца Жана. Скоро будет продолжение?
– Благодарю, это действительно удачная картина. В апреле на экраны выходит «Рэкетир-2. Возмездие», работа уже почти закончена. Действие происходит в наши дни. Из Парижа, как раз когда родилась одна из внучек, я готовился улетать на съемки в Алматы. В аэропорт меня вез молодой человек, лет 15 живущий там с семьей. Он спросил: «Вы же актер, в «Рэкетире» снимались? Когда будет продолжение?». Я так приятно удивился.
А еще мы с женой очень любим отдыхать в Таиланде, так там вообще много людей меня узнает! Из России, с Украины подходят товарищи: «Извините, пожалуйста, вы не Жан из «Рэкетира»?». Режиссер Акан Сатаев продал права на выпуск ДВД-дисков в ряд стран и многим фильм понравился. Один раз в Таиланде я вообще сильно смеялся, когда пять здоровенных бугаев сначала обсуждали что-то, потом подошли, уточнили мою личность и начали друг другу на радостях высказывать: «Я же говорил тебе, Петька, это Жан!» – «Да, это он!» Оказалось, что они из Днепропетровска. Так что вторая часть этой картины – очень ожидаемый проект.
- Ваш герой изменился?
– Страшно… Прошло 15 лет. Он стал богаче, бесчестнее, циничнее…
- Пересматриваете ли вы старые фильмы со своим участием? Можете ли сказать, что тогда вы были немного сырым в плане мастерства, зато сейчас поднаторели?
– Не могу сказать, что я был сырым. Все-таки учили меня отлично. Замечательные педагоги были! Нет, моим молодым героям присущ такой легкий флер инфантилизма, романтизма, но и только. Ты еще попробуй в те времена попасть в картину, пройди фотопробы, приглянись режиссеру. Это было не так-то просто.
А уж если попал, высокопрофессиональные режиссеры вытягивали все по максимуму. Но пересматриваю я свои картины нечасто. Я совсем не похож на некоторых своих коллег, которые садятся перед экраном и говорят: «Смотрите, сейчас я появлюсь!» Раньше, когда я бывал на премьерах, в момент своего появления даже глаза закрывал, боялся. Вдруг какое-то позорище получилось… (Смеется.)
Мягкий, но вспыльчивый Лев
- Вы – человек мягкий, воспитанный. Что нужно сделать, чтобы вы «показали зубы»?
– С виду я мягкий, это так, но вспыльчивый. Чтобы в этом убедиться, нужно просто мне нахамить, сказать неосторожное слово. Я, кстати, недоволен тем, что до сих пор не научился владеть собой. Зато я отходчивый, быстро прощаю всех. И я открытый человек. Могу гордиться тем, что за всю мою жизнь никто не может сказать, что я поступил с ним подло. По гороскопу я Лев, видимо, все черты этого знака мне и свойственны.
Лучше быть взрывным и открытым, чем спокойным и подлым. Как говорят, если в 20 лет ты не бунтарь, то у тебя нет сердца, а если в 40 лет ты не научился приспосабливаться, то у тебя нет мозгов. У меня, видимо, их нет. Знаете, в любой школе есть хулиганы, которые морду бьют, но от них в будущем меньше зла, чем от тихих математиков. Они потом превращаются в олигархов и объегоривают народ на миллиарды долларов. Так что бойтесь тихих, благовоспитанных мальчиков, любящих математику (смеется).
- Смотрю я на вас и радуюсь: вы в отличной физической форме.
– Спасибо! Я постоянно занимаюсь в тренажерном зале. Не так давно научился кататься на сноуборде. К удивлению, научился быстро, упал всего два-три раза. Наверное, сказался предыдущий опыт катания на лыжах. Сноуборд мне показался менее травматичным снарядом, чем лыжи, так как ноги рядом и как будто замурованы.
- Чем вы еще увлекаетесь? Слышала, раньше вы собирали значки.
– Да, огромная коллекция была, больше тысячи экземпляров. Она и сейчас есть, лежит где-то в коробках, просто руки не доходят разобрать. Из необычных значков могу назвать сияющего Мао Цзэдуна, мне в 70-х годах его привезли из Китая. Тогда ведь почти никто туда не выезжал, поэтому та еще диковина была.
- А сейчас что-нибудь коллекционируете? Модно стало, например, магнитики на холодильник собирать.
– Пожалуйста, у меня весь холодильник в магнитиках. Можете посмотреть!
Беседовала Вера ЛЯХОВСКАЯ
Просмотров материала: 2 499