Казахстанская писательница Аян Кудайкулова считается сейчас одной из самых модных представительниц литературного мира страны. Именно модных, поскольку в своих произведениях она открыто говорит о теме многоженства, особо актуальной в наши дни. Однако сама Аян за тем, чтобы набрать как можно большее количество лайков в социальных сетях, не гонится, к обсуждению своей персоны относится спокойно и радуется тому, что ее творчество помогает женщинам хоть немного обрести почву под ногами. О противостоянии в казахстанских «гаремах» состоялся разговор писательницы с корреспондентом «Свободы Слова».
Источник: Свобода Слова
- Аян, обычно люди «земных» профессий принимаются за творчество в момент душевного порыва, если не сказать больше – кризиса. В вашем случае это так и было?
– Да. Я, будучи химиком, стала писать книги, потому что больше не могла молчать. Материала накопилось столько, что мне непременно нужно было поделиться им с людьми. К тому же мой отец писал книги, наверное, дар передался по наследству. Папа брал в руки перо, когда ему было горько и тяжело, – у меня такая же ситуация. Просто так сесть и на-гора выдать книгу невозможно, человек должен сначала темой переболеть. Хочу уточнить, что все мои книги основаны на реальных событиях, но образы героев собирательные. Многие читатели плачут над ними, узнавая себя, но тему многоженства надо сегодня обсуждать через боль. Она есть! Токалки есть, и байбише есть, никуда от этого не деться.
- Откуда же вы берете материал?
– Он меня сам находит. Например, заезжаю за своей младшей дочерью в одну из школ Алматы и, пока жду ее, просто наблюдаю за людьми. Маленьких детей иногда встречают 20-летние девушки. Когда она родить успела? Одна из таких семей послужила прототипом для новеллы «Лишняя мама». Ясно же, что эта девушка – токал. И таких много. Причем они сами выражают желание пойти на содержание. Такое поведение молодежи – шок. Я сама выросла в семье, где семейные ценности были культом. А теперь честь девушек растоптана. Ну что принуждает девчонок быть второй, третьей, четвертой? Они работать не хотят? У мужчины уже есть токал, так еще две просятся туда же. Я знаю и такой случай.
- Здесь явно меркантильный интерес. Как вы считаете, токализация – удел состоятельных мужчин?
– Я видела и многоженцев, далеких от состоятельности. Один такой мужчина живет в очень стесненных условиях, четверо детей, сам верующий. Мне довелось разговаривать с ним, когда он решил взять токал: «Я недоволен женой, она не читает намаз». Я обомлела, пыталась его усовестить: «Куда вы ее приведете при таких жилищных условиях? Ваша жена сама на том свете ответит за свои грехи. Вы за себя читайте, а она постепенно тоже придет к этому».
- К несчастью, получается, что у него еще и выбор будет.
– Наверняка найдутся девочки, совершенно верно. Про детей никто не подумает. Коран гласит, что уж если берешь несколько жен, обращайся со всеми ними и с детьми одинаково уважительно. Для того чтобы взять вторую жену, вообще нужны веские причины: болезнь первой жены, ее бесплодие, неспособность вести хозяйство. В древние времена старшая жена имела большую власть, характеризовала младших жен перед мужем, воспитывала их детей. Байбише, токал – это было красиво, это была история. А сейчас что? Токал себя ведут как терминаторы. Обижают, оскорбляют старшую жену, чуть ли не до психиатрической клиники ее доводят, и все потому, что она состарилась. Может, благодаря той, кто в матери тебе годится, и состоялся твой любимый мужчина, девочка? У меня самой три дочери и внучка, и я не хочу, чтобы в моей семье были такие прецеденты. Я, как мать, направляю их, стараюсь привить семейные ценности, а там уже каждый хозяин своей судьбы.
- Аян, мужчин действительно меньше, чем женщин?
– По статистике на 1000 девочек рождается 1017 мальчиков. Только где потом оказываются эти мужчины? Зажиточных не много, и за них идет битва. За работягу биться никто не будет, хотя исключения тоже есть. Мне присылают много историй на электронную почту, так в одном из аулов мужчина вообще привел в дом четырех жен! У его старшей жены случился инсульт. В моем понимании это просто первобытно-общинный строй какой-то. Лично я лучше буду жить одна, чем терпеть такое. Кстати, по казахстанским законам граждане, вступившие в брак, должны сначала расторгнуть его, а уже потом регистрировать отношения вторично. Однако зачастую в мечетях не интересуются, расторгнут ли первый брак и где сейчас старшая жена.
- Положительных примеров нет вовсе?
– Знаю одну молодую женщину, которая ведет себя очень прилично, работает, уважает первую семью. В таком случае еще можно закрыть глаза на токал. А вот что свято, так это закон аменгерства, когда мужчина берет под крыло вдову брата с детьми. Такой мужчина получает двойное благословение небес.
- Мне кажется, что образованные женщины, живущие в городах, намного реже позволяют так с собой обращаться.
– Да, они в большинстве своем самодостаточные, образованные, морально устойчивые. Предпримут ряд попыток сохранить семью, а в случае фиаско разведутся, начнут строить новую жизнь. Я считаю так: если уж возвращаться к прошлому – а мужчины именно на этом делают акцент, – то возвращаться к культу семьи, уважению. Алия Молдагулова и Маншук Маметова в цветущем возрасте, не успев родить, отдали свои жизни за честь и свободу. Так неужели они боролись за то, чтобы сегодня девчонки разбивали чужие семьи, на слезах детей строили свое благополучие?
- В христианскую семью могут взять токал?
– В том-то и дело! Одна женщина рассказала мне, что ее сестренку в Москву увез 60-летний мужчина славянской национальности. Я была в шоке: «Кто отвечает за нее? А он ее не продаст куда-нибудь?» Так что токал – явление международное. Измена и предательство осуждаются в любой стране. Знаменитые актеры, звезды шоу-бизнеса – что за примерами далеко ходить? Бич мирового класса. Я в будущем очень хотела бы перевести свои книги на английский язык и выпустить их за границей, поделиться своим опытом.
- Аян, а как дети воспринимают токал?
– Чаще всего негативно, конечно. Но я считаю, что даже в случае развода отец должен иметь возможность общаться с детьми. С отцом они остаются редко. Однако героиня новеллы «Лишняя мама» стала исключением. Новелла написана по мотивам реальных событий, я поговорила с девочкой, которую встречает в школе токал. Она рассказала мне: «Маму увезли. Она психованная».
«Солнце, но это же твоя мама!» – воскликнула я. «Папа сказал, что эта молодая мама лучше, она готовит, веселая, водит машину, компьютер знает, уроки с нами делает. А та мама никудышная, ей уже 30 лет». Я была удручена этой историей. Если 30-летнюю женщину списывают со счетов, о чем вообще можно говорить? Кстати, чаще всего именно сын не признает токал, дерзит ей, он не согласен с тем, что происходит вокруг него. Сыновья всегда за матерей, это закон природы, дочери же больше привязаны к отцам.
- Пожалуйста, посоветуйте что-нибудь нашим читателям с высоты своей житейской мудрости.
– Когда жена отпускает мужа на работу в другой город, а сама остается дома, она должна понимать, чем все может закончиться. А еще мужчины ловят моменты, когда женщина беззащитна: в период беременности и после родов. В этот момент подавляющее большинство идет налево.
- Но вы считаете, что все можно пережить?
– Я уверена в этом. «И это тоже пройдет» – обнадеживающая фраза. Расскажу вам притчу. Мои родители любили ее рассказывать. Жил-был царь, который о каждом событии говорил: «Это хорошо», даже если кто-то умирал или случались кражи. Как-то раз он обедал и нечаянно отрезал себе палец. Его визирь произнес: «Это хорошо». Царь разгневался, посадил его в зиндан и уехал на охоту, взяв всех своих помощников. Но на охоте они встретили каннибалов, которые съели всю свиту, пощадив только царя. По их законам увечного человека трогать нельзя. Царь вернулся, выпустил визиря из зиндана и сказал: «Теперь я понял, почему ты сказал, что это хорошо». Визирь ответил: «Да, государь, а еще хорошо то, что вы посадили меня в зиндан и не взяли с собой, ведь каннибалы меня бы тоже съели». Так что я Бога благодарю за все!
Просмотров материала: 6 212