Пустыня и солончаки на многие сотни километров, нефтяные качалки и… благоустроенные общежития с мягкими кроватями, спутниковым телевидением и отменной домашней кухней. Все это, конечно же, делается людьми, самими нефтяниками, на первый взгляд, суровыми и немногословными. Но, как оказалось, это совсем не так – поговорить могут все - начиная от президента компании «Каражанбасмунай» Даулетжана Хасанова и его заместителей, заканчивая руководителями цехов и других подразделений.
Даулетжан Кенесович пригласил нас в конференц-зал (это прямо на вахте), который ничем не отличается от таких же «крутых» помещений в центре Астаны или Алматы и… взял быка за рога. Включив презентационное видео, он предложил ознакомиться с новой Стратегией развития компании.
Но для начала он коротко остановился на истории компании. Месторождение «Каражанбас» было открыто в 1974 году, промышленная добыча началась в 1980 году. Из 90 млн тонн извлекаемой нефти, за 40 лет добыто уже около 42 млн. На сегодняшний день компания добывает более 2 млн тонн в год, в ближайшей перспективе за счет использования новых технологий планируется увеличить до 2,5 млн тонн. Организационно компания является акционерным обществом и на паритетных условиях (50 на 50) принадлежит РД «Казмунайгаз» и китайской компании CITIC.
- Даулетжан Кенесович, расскажите о вашей Стратегии…
- В настоящее время мы совместно с нашими партнерами из России и США разрабатываем нашу Стратегию. И главное в это Стратегии - это удовлетворение ожиданий и соблюдение баланса интересов сторон (стейкхолдеров) - так скажем, жить и работать в гармонии с окружающим миром. Мы определили для себя 5 сторон – это акционеры, партнеры, общественность региона, трудовой коллектив и государственные органы.
Понятно, что если акционеров интересует повышение стоимости компании, увеличение добычи, положительная репутация компании, то приоритеты в трудовом коллективе - это стабильность и уверенность в будущем, достойная заработная плата, возможность самореализации, и самое главное – это безопасность труда. Отмечу, что в этом году мы заканчиваем аудит системы управления и охраны труда и хотим перейти на международные стандарты.
Что касается поставщиков и подрядчиков, то 15 января в городе Актау мы будем проводить форум с участием партнеров (это порядка 150 компаний), на котором ознакомим им со Стратегией, озвучим наши требования по срокам и качеству, расскажем, как мы собираемся поддерживать отечественных производителей и т.д.
Таким образом, мы вырабатываем ценности для компании, управленческие, в первую очередь, это новый уровень системы безопасности, второй вопрос – это экология.
- Давайте поподробнее по вопросам экологии…
- Нами разработан 5-летний план экологических работ. Мы перерабатываем около 7,5 тыс тонн производственных отходов. У нас есть старый полигон, который подвергается переработке и ежегодно уменьшается примерно 3,5 тонн. Есть исторические замазученные территории, которые также уменьшаются примерно на 20 га.
- Еще стоял вопрос о затопленных скважинах…
- Это серьезный вопрос. На побережье Каспийского моря, прилегающей месторождению Каражанбас находятся 11 скважин. Мы полностью завершили все работы по переликвидации, и на сегодняшний влияние этих скважин на экологию сведено к нулю. И нам остается лишь проводить мониторинг и реагировать по мере надобности. Мы также не забываем и о так называемых морских амбарах - в данное время мы находимся на этапе поиска технологии для решения этой проблемы.
Я могу ответственно заявить, что на Каражанбасе очень строгая политика – мы не вывозим за пределы месторождения ни одной тонны замазученного грунта - все перерабатывается здесь. Мы не перекладываем ответственность на кого-то.
К примеру, выявляются такие факты, когда подрядчики некоторых компании без ведома заказчиков закапывали загрязненные грунты. Мы с самого начала взяли ответственность за загрязнения на себя и полностью контролируем ситуацию на месторождении. Мы контролируем ход образования отходов до полной их утилизации.
- Каковы ближайшие планы?
- В соответствии со Стратегией ведем переговоры с правительством - мы хотим продлить контракт на недропользование еще на 15 лет, до 2035 года. Это связано, в первую очередь, с тем, что в Актау построен Битумный завод, в котором кстати участвует и наш китайский акционер CITIC.
Сырьем для битумного завода является именно наша каражанбасская высоковязкая нефть. По химическим свойствам эта нефть очень хорошо подходит для производства битума. И мы берем на себя обязательство, что ежегодно порядка 1 млн тонн нефти будем поставлять именно на этот завод. У правительства есть понимание ситуации, и думаю, что контракт будет продлен.
Также стоит отметить, что у нашей компании ограничение добычи нефти по глубине до – 500 м (по лицензии, по горному отводу). Поэтому мы также ведем переговоры, чтобы провести геологоразведочные работы до глубины 6000 метров.
- Что насчет приобретений новых активов?
- Еще одно важное стратегическое направление в развитии компании, безусловно, это пополнение активов. И наиболее интересным с точки зрения бизнеса является приобретение структуры Каражанбас-море, которое находится в ведении КМГ. И при согласии наших акционеров с условиями КМГ, думаю, что мы приобретем эту структуру и будем разрабатывать.
Мы отметили 40 лет компании, но мы достаточно четко видим горизонты развития. Поэтому есть уверенность, что следующие 40 лет компания сможет работать успешно.
- Активы – это хорошо, но ведь не обойтись без современных технологий?!
- Всем известно, что себестоимость добычи нефти на нашем месторождении очень высока. И мы активно работаем над поиском новых технологий.
Отмечу уникальность Каражанбаса. Это единственное в стране месторождение, где используется тепло-паровой метод обработки скважин – очень дорогостоящий метод. Это закачка пара под большим давлением в скважину. А для этого нам приходится покупать газ, воду.
- А ведь есть свой попутный газ?
- Немногим более 100 тыс кубометров собственного попутного газа недостаточно для производства работ по вышеназванной технологии.
Мы не стоим на месте – мы ищем новые технологии. К примеру, сейчас апробируем американскую технологию использования перекиси водорода. Мы также заняты подбором полимерной закачки, пытаемся использовать вместе с паром азот, раздельная закачка воды и т.д. Мы ставим интеллектуальную станцию управления, мы приобретаем линейно-приводные установки для добычи нефти. Идет автоматизация производства, без которого не обойтись при увеличении фонда скважин.
Мы создали специальный департамент новых технологий, который непосредственно занят тем, что ищет по всему миру все новшества, новые технологии. И отдельно отмечу, что в нашей компании ежемесячно проводится «День открытых дверей» - мы собираем все заявки по новым технологиям и заслушиваем презентации. И какие-то проекты могут быть интересны нашей компании.
- В силу известных событий в прошлом интересно было бы знать, как налажена работа с кадрами и как решаются социальные вопросы?
- Мы четко понимаем, что 21 веке технологии, процедуры и прочее доступны. Очевидно, что на сегодня главным конкурентным преимуществом любой компании являются люди, кадры. Поэтому кадровая и социальная стратегия ставится во главу угла. Потому мы работаем над усилением внутренних коммуникаций.
С прошлого года мы взаимодействуем с профсоюзом. К примеру, буквально вчера мы закончили обсуждение дополнение к коллективному договору, и считаем, что очень успешно и конструктивно.
Мы также работаем над созданием прозрачной системы найма на работу – для этого запускаем Программу кадрового резерва «Жаңа толқын», который даст возможность внутреннего роста. Мы ничего не придумываем – все мы берем из жизни.
Мы недавно закончили большое анкетирование трудового коллектива, по результатам которого будем ставить себе задачи. Отмечу, что по некоторым вопросам мы достигли удовлетворенности до70% - это достаточно высокий показатель, а до конца следующего года перед блоком социального развития ставим задачу увеличить до 80% удовлетворенности коллективом теми или иными аспектами деятельности.
К примеру, в плане создания благоприятных условий труда мы в этом году завершаем проект , который начали 2 года назад - введены 138 модульных зданий для улучшения условий труда. Для повышения качества питания построена 3-ю столовая (осталось только принять) и отремонтируем два старых. Кроме того, мы начали капитальный ремонт общежитий, а на следующий год планируем начать строительство общежития на 500 мест.
На месторождении 4 афилированных компаний – основная Каражанбасмунай, Аргымак трансервис, ТулпарМунайсервис – обслуживание, ремонт и бурение скважин и компания Новая база производственного обслуживания.
- Также известно, что три года назад около 1000 работников были уволены…
- Да, в 2011 году были события, были недовольства сотрудников, которые привели к увольнению 1000 работников. Но уже в 2012 году была создана новая компания, и 1000 человек были приняты на работу. Для них были построены уникальная производственная база, общежития, имеется своя столовая, медпункт, спортплощадка, бильярдная.
Мы 2 раза в год проводим общие собрания коллектива. В этом году поменяли формат - теперь такие собрания проводим в каждом цеху, чтобы до каждого сотрудника дошла информация о финансовых показателях компании, о стратегии, о планах. Это все нужно, чтобы мы лучше понимали друг друга.
- Кстати, о китайском партнере. Сколько китайских граждан работает в компании?
- Из 5300 вместе взятых – это компания «Каражанбасмунай» и три афилированные компании – только 30 приглашенные из Китая. Остальные – казахстанцы. И это, конечно же, не разнорабочие. Это – специалисты, в частности, по закачке пара, которых у нас в стране нет.
Наши китайский партнер помогает технологиями, опытом, соответственно, передача этих технологий проходит через этих специалистов, равно как и обучение наших специалистов.
Мы не видим здесь каких-то противоречий. Акционеры, наши и китайские, понимают, что в, первую очередь, мы должны учитывать интересы общественности и трудового коллектива. И в этом плане наш партнер - CITIC – пошел дальше.
У корпорации есть договоренности с Самрук-Казына об инвестициях в инфраструктуру – это порядка 800 млн долларов. Кроме того, она является долевым участником битумного завода. Также есть договоренность, что СITIC будет финансировать строительство дороги до п. Кендирли.
- Хорошо. Расскажите о соцпакете и соцпроектах компании.
- Сразу же отмечу, что, несмотря ни на что, все соцобязательства в 2015 году будут профинансированы как планировали. Ни сокращений заработных плат, ни сокращений премиальных и соцпакета не будет. А в этом году нами оплачен отдых детей сотрудников на 113 млн тенге. Выплачены единовременная матпомощь юбилярам в размере 13 млн тенге.
- Сколько получил каждый из них?
- 150 МРП. Умножайте сами….Мы выделяем денежные средства на похороны близких родственников наших сотрудников. Кроме того, по по инициативе работодателя оплачиваем стипендии детям сотрудников, кто поступил на грант.
В случае, если учится хорошо, то в зависимости от стажа работы родителя, мы оплачиваем до 300 000 тенге на обучение.
Далее, мы поддерживаем тех детей, кто обучается на медицинские и сельскохозяйственные специальности. Сумма поддержки также до 300 000 тенге.
В общей сложности за этот год социальных гарантий и льгот было выплачено порядка 400 млн тенге.
Со следующего года запускаем программу «Жас маман». Все мы знаем, как трудно устроиться на работу сразу же после окончания вуза. Суть этой программы – это отбор лучших выпускников нескольких вузов страны, а также России и Китая по основной нашей специальности. Число выпускников ограничено – 40 человек. И по этому проекту мы получили поддержку от акционеров.
Мы предложим молодым специалистам годовой контракт, но заработная плата будет лишь порядка 60% от основной. Конечно, в случае согласия выпускника. У этих ребят будет возможность постажироваться, поработать рядом с опытными специалистами.
- Что нужно для того, чтобы попасть в этот список 40-ка?
- Отбирать будем мы. Конечно, не последнюю роль будут играть и характеристика от вуза, собеседование. На второй год мы добавляем соцпакет, а на третий, если ребята нас устраивают по всем нашим требованиям, мы предложим штатную должность.
- Это своего рода охота на «умные головы»?
- Не без этого – у нас есть свой интерес. Но здесь есть интерес у общества, у конкретного выпускника. В тоже время мы пытаемся внести свою лепту в решение вопроса о трудоустройстве. И речь идет о ребятах не только из мангистауского региона.
- Еще одна больная тема. Решаются ли вопросы с жильем для сотрудников?
- Безусловно. При поддержке акимата Мангистауской обалсти, в партнерстве с СПК «Каспий» мы запускаем собственную Программу «Мерейлі мекен». Будем предоставлять сотрудникам жилье по сниженной цене. Понятно, что охватить всех поголовно – это трудная задача.
Но чтобы весь процесс был прозрачный, вопрос предоставления будет решаться через профсоюз. Наше дело профинансировать программу.
- Здоровье сотрудников тоже вопрос немаловажный…
- Работники обеспечиваются бесплатными путевки в санаторно – оздоровительные центры. В дополнение, каждый сотрудник, уходя в отпуск получает лечебное пособие в размере 100 МРП. Наши сотрудники имеют возможность отдыхать и лечиться в Алмате, Боровом, в Сарыагаше и даже в Грузии. И еще раз отмечу – все эти вопросы решаются в профсоюзе, максимально прозрачно. И у всех сторон есть понимание, что главное в нашей компании – это человек, наш сотрудник.
- Спасибо за беседу, Даулетжан Кенесович...
Серик Мамбетов, редактор Матрица.kz
Всё это на Каражанбасе. Без комментариев
ФОТО Талант Кусаин
Просмотров материала: 5 953