Не надо обвинять владельцев ТРЦ «Мега» в том, что они пользуются госпрограммами, считает известный казахстанский пиарщик Нуркен Халыкберген. Он предложил прекратить истерию вокруг финансирования из бюджета страны самой раскрученной казахстанской торгово-развлекательной сети «Мега».
Помощь от государства в рамках субсидирования аренды торговых площадей крупных конкурентоспособных предприятий для ТРЦ «Мега» вызвала впечатляющее осуждение в обществе. Стоило депутату Нуртаю Сабильянову поднять вопрос дальнейшей целесообразности господдержки крупного игрока на рынке ритейла, как волна недовольства стала набирать обороты в социальных сетях. Мнение резко отличное от остальных на своей странице в «Фейсбуке» высказал Нуркен Халыкберген. Там все законно, отметил он в интервью Матрица.kz и объяснил свою позицию.
- Нуркен, вы один из немногих, если не сказать, что единственный из тех, кто публично заступился за руководство ТРЦ «Мега» в нынешней ситуации. В чем ваша позиция?
- Я не понимаю той истерии, которая развернулась вокруг субсидирования «Меги», ни со стороны депутата, ни со стороны общественности, потребителей. Компания разве совершила какое-то преступление, воспользовавшись госпрограммой поддержки бизнеса?
Крупным предпринимателям предложили возможность поддержать свой бизнес. «Мега» ею воспользовалась. Нурлан Смагулов не пошел на воровство или на какой-то сговор. Материалы конкурсного отбора по программе имеются в открытом доступе, пусть даже знаем не все условия, на которых он проходил. Если г-ну Сабильянову это так интересно, то он может сделать запрос, получить интересующую информацию.
- А где тут интересы государства в этой ситуации?
- С точки зрения вложений госфинансов они есть. Бюджет дал «Меге» три миллиарда тенге, получил возврат в виде налогов на шесть миллиардов тенге. При этом государство на макроэкономическом уровне сохранило действующего крупного игрока на рынке ритейла, с рабочими местами, заработными платами, социальными выплатами.
Если бы не было субсидирования, гипотетически мы бы получили разорившуюся крупную компанию и массу безработных людей, которые скитались бы в поисках работы.
- Вы сказали, что не совсем понимаете истерию, которая разразилась в обществе в связи с субсидированием достройки «Меги». Может здесь сыграл роль социальный дисбаланс в обществе, когда средний класс у нас составляет всего 1% от всего населения, а сейчас как раз волнуются представители тех самых 99%?
- Если вы за социальную справедливость, тут я обращаюсь к депутатам, то займитесь решением социальных вопросов. Например, эффективностью программ «Сто школ, сто больниц», требуйте от государства выполнения каких-то обязательств. Вот тут речь действительно может идти о социальной справедливости.
Что касается предпринимателей, которые, якобы, не имеют доступа к фондированию, так пусть уже они наконец-то обратятся в фонд развития предпринимательства «Даму». Там с факелами днем носятся и не могут найти тех, кому помочь по программе субсидирования.
Если говорить об аграриях, то Минсельхоз запустил программу по субсидированию и поддержке животноводства. Там можно получить деньги на закуп оборудования, племенного скота, на строительство ферм. Если кто-то чего не получает, то не потому что ему не дали, возможно, он скорее всего не проработал все варианты развития своего бизнеса.
- Не всегда бизнес может развиваться по госпрограммам. Операторами госденег являются банки, а те предприниматели, которые выжили после кризиса в большинстве своем имеют подпорченную кредитную историю. Соответственно, банки уже не выдают им кредиты. В ситуации, когда у г-на Смагулова нет этих трудностей, скорее всего и рождаются недовольства, мол, рука руку моет. Что вы об этом думаете?
- «Казателеком» получает деньги по этой программе? Нет. Сотовые операторы получают? Нет. Компании из нефтедобывающего или горнодобывающего сектора получли? Нет.
Да, крупному бизнесу дали возможность снизить финансовую нагрузку на предприятия. Кто смог воспользоваться этим инструментом, тот смог. Смагулов не сделал это тайно, он еще в 2012 году говорил, что хочет воспользоваться этой возможность. Почему тогда никто не возмущался, а истерия началась именно сейчас?
- Ну так сейчас возмущаются не представители крупного бизнеса, а простые граждане, представители МСБ...
- Я не обвиняю их в этом, а просто говорю, что нужно искать возможности для себя и сообразно своим целям использовать государственные инструменты. Такое сотрудничество работает в обе стороны, когда бизнес получает дотации, а государство — работающие субъекты экономики.
- Некоторые комментаторы в сети считают, что государство тратиться на олигархов, коим в данном случае является Нурлан Смагулов, которые при этом не хотят ничем поступиться. Мол, руководство «Меги» могло бы снизить аренду за торговые площади, клиентура выросла, отсюда и приток денег. Тогда и господдержка не нужна была бы...Как вам такая позиция?
- Давайте не будем считать, что каждая кухарка может управлять бизнесом. Открывайте свои торговые центры, заполняйте их арендаторами, выстраивайте маркетинговую политику и слова вам никто не скажет. Бизнес есть бизнес, и ты зарабатываешь как можешь.
Крупный бизнес никогда не развивается за счет собственных средств, а за счет привлеченных ресурсов. Так же и девелоперский бизнес. И они открыто говорят, что срок окупаемости проекта - 10 лет. Без субсидирования такие проекты могут окупаться дольше - 17-19 лет.
- А как думаете, почему, например, г-н Смагулов не вышел на пресс-конференцию, или может его доверенное лицо, и не рассказали все это?
- Был адекватный и емкий ответ пресс-службы ТРЦ. А то, что некоторым журналистам хочется нагнетать обстановку и развивать истерию, то им в этом никто не помешает. Я задумался, а если деньги по госпрограмме получил не бренд «Мега», а те 23 участника, которые значатся на сайте премьер-министра, было бы такое же осуждение?
- Скорее всего да, потому что это все крупные компании...
- Я не думаю. У всех есть ощущение того, что девелоперский бизнес легкий. Не нужно ничего делать, просто получаешь деньги за аренду, а тут ему еще из бюджета средства выделяют. Ничего подобного, изучите ритейл изнутри, посмотрите на денежные потоки от него, а потом выносите суждения.
Там нет маржи на уровне 1000-2000%. Что касается снижения арендной платы, то это вопрос регулирует рынок. Появятся новые торговые центры, никуда «Мега» не денется и снизит ставки за квадратные метры.
- Можно ли ожидать, что ситуация с субсидированием «Меги» вызвать недовольство со стороны конкурентов?
- Кто-нибудь из конкурентов возмутился тем, что Смагулову дали деньги, а им нет? По-моему, за четыре года существования этой программы никто не говорил, что для условия программы будут работать для кого-то избирательно.
- Как думаете, почему кроме «Меги» никакие другие ТРЦ не подали заявки на участие?
- Этот вопрос нужно задать их владельцам. Если бы были факты того, что для кого-то создаются тепличные условия участия, то уж поверьте, в оппозиционной прессе это бы засветилось.
Если так разобраться, нет вопросов к финансовым показателям «Меги», всех просто возмущает то, что миллионер, коим является Смагулов, получает возможность зарабатывать деньги за счет государственного бюджета. Это не объективно.
Ксения Бондал, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 236