Регулярные сообщения о скандальных историях, в которых оказываются замешаны люди в погонах, сформировали не лучший имидж казахстанского полицейского. Все реформы последнего времени, инициируемые в системе МВД, начиная от «универсальных полицейских» и заканчивая поправками в Уголовный кодекс, вызывают негативную реакцию общества. О том, почему так происходит, мы поговорили с постоянным членом общественного совета при МВД РК Абильдой Абдикаримовым.
- Абильда Рахметович, сколько работаю, об общественной структуре в системе МВД, слышу впервые. Раскройте секрет: что это за общественный совет такой и с чем его едят?
- Общественный совет при Министерстве внутренних дел существует с начала 2000-х годов, и призван помогать системе МВД в лучшем осуществлении функций. Сейчас в нем насчитывается двадцать четыре человека, в числе которых очень известные в стране люди – видные общественные деятели, ученые, политики, журналисты и даже космонавт.
При том, что цель у всех нас общая, каждый подходит к ее достижению своими методами. У каждого из нас свой круг работы: кто-то занимается улучшением законодательства, другие – мониторингом работы полицейских. А я, как представитель общественной организации, взял на себя обязанности по прямым контактам со стражами порядка. А именно, регулярно совершаю рейды с проверкой работы универсальных полицейских.
- Представляется с трудом, если честно. Этакий ревизор на дороге?
- Что-то вроде, но не совсем. В моем распоряжении четыре профессиональных видеокамеры, помощники, транспорт. На проверки мы выезжаем без предупреждения, смотрим, как полицейские выполняют инструкции и предписания, снимаем на камеру нарушения, а затем я составляю отчет, к которому прилагаю отснятые видеоматериалы. И отчет этот ложится непосредственно на стол министру внутренних дел.
- А можно поподробнее, о нарушениях каких именно инструкций идет речь?
- Есть инструкция для сотрудников дорожно-патрульной службы. К примеру, полицейские на дороге должны стоять на хорошо просматриваемом месте, а не прятаться в кустах. Их роль здесь профилактическая - они своим появление предупреждают о том, что контроль ведется, что водители и пешеходы должны четко придерживаться правил дорожного движения. Патрульные полицейские должны быть видны всем участникам дорожного движения: для этого они должны быть одеты в светоотражающие желтые жилеты, с включенными на служебной машине проблесковыми маячками, иметь при себе светящиеся жезлы.
- Если честно, на дорогах Караганды я видела очень мало полицейских, которые соответствуют вашему описанию.
- Да, нарушений очень много. И не только по форме одежды и месту дислокации. Часто сотрудники полиции стоят в неположенных местах – на поворотах, на спусках, подъемах, создают при этом аварийную остановку. Каждую встречную машину они останавливать не имеют права - только нарушителей.
Останавливая транспортное средство, они должны четко назвать причину остановки, однако это происходит далеко не всегда. И еще – дорожно-патрульные полицейские сразу же наказывать за нарушение тоже не могут, человек должен быть сначала предупрежден. Штрафуют уже за явное нарушение, когда, даже видя полицейских на дороге, автомобилисты все равно нарушают ПДД.
- Это, по-моему, вообще из области фантастики… Где ж это видано, чтобы инспектор увидел нарушение и отпустил водителя, сделав внушение и не потребовав «на лапу»?
- Есть закон об административных правонарушениях, статья 47. Если автовладельца остановили по незначительному правонарушению, он вправе потребовать, чтобы к нему применили именно эту статью. Другое дело, работает ли эта норма закона. У нас полицейские действительно предупреждение не применяют, а сразу штрафуют.
- Как по-вашему, это они делают умышленно или в силу профессиональной некомпетентности?
- Кто как. Те патрули, что сформированы из сотрудников бывшего УДП, более юридически грамотные. Они и ведут себя иначе. А вот бывшие ППСники, получившие в распоряжение жезлы и возможность «зарабатывать» с их помощью, просто вне всякой критики. Такое впечатление, что они вообще никогда не слышали ни о внутренних инструкциях, ни об Административном Кодексе.
- Из ваших слов я делаю вывод, что создание универсальных полицейских в Казахстане вы не одобряете…
- О создании универсальных полицейских могу сказать только одно: с этой реформой в нашей стране явно поторопились. Данную структуру создали лет на пять раньше, чем нужно было бы. Объясню, почему: патрульные полицейские совершенно не готовы к новой миссии. Все, что связано с дорожным законодательством, им неведомо. Они знают только то, как наказывать за курение в общественных местах, за пьянство, за хулиганство. У них другая специфика работы. А тут вдруг им дали жезлы и выпустили на дорогу. По своему опыту скажу: сколько езжу в рейды, ни разу сотрудники ДПС не смогли даже внятно объяснить причину остановки автотранспортного средства. И самое печальное - они не только не знают своих обязанностей и прав, но и не хотят знать.
- Так что же в такой ситуации делать автовладельцам? Просвещать универсальных полицейских на их рабочем месте? Согласитесь, даже звучит как издевка.
- Как бы ни звучало, но мысль-то верная. Если люди видят нарушения со стороны полицейских на дорогах, то у всех при себе сейчас есть телефоны с фото- и видеокамерами. Они могут сфотографировать, зафиксировать на видео нарушения, а после обратиться с жалобой в ДВД, а затем в суд. Сейчас у нас осуществление законов и правосудия носит заявительный характер. Когда мы заявляем о нарушении, включается государственная машина по защите наших прав. Поэтому мы сами должны знать закон. Без знания законов мы – потенциальные жертвы. Каждый гражданин Казахстана должен везде брать с собой фотоаппарат, диктофон, а лучше – видеокамеру. Пусть даже суды заполнятся делами, зато госслужащие будут четно зарабатывать свой хлеб.
- Если бы все было так, Абильда Рахметович, мы бы жили в другом обществе, наверное. Но в реальности водителю легче сунуть «пятеру» инспектору и ехать дальше, не тратя нервов и времени на препирательства.
- Увы, это так пока. Но нужно меняться, менять свое сознание. Только общественность, граждане могут разрушить порочную систему в полиции.А она действительно, без преувеличений, порочна. Вам известно, например, что у сотрудников ДПС до сих пор действует привязка к количеству протоколов – план? Представьте, каждый инспектор должен каждый раз принести определенное количество протоколов. И пока этот план существует, на добросовестную работу дорожно-патрульных полицейских рассчитывать не приходится.
- Откуда у вас такая информация, если не секрет?
- Да от самих полицейских. Мне же приходится много с ними общаться. Вот как-то перед выездом из Темиртау нас остановил патруль. Я подошел, представился, предъявил удостоверение члена общественного совета. А они просят жалобно: «Только, пожалуйста, не снимайте нас на камеру, ага!». Почему?
А они: «Потому что, если мы все будем делать по правилам – стоять с включенными проблесковыми маячками, в желтых жилетах, на видном месте, то никто нарушать не будет. А нам надо план по протоколам выполнять!». Разве это не порочная система? Как в кабинетах могут установить, сколько нарушений должно быть выявлено за день? План по количеству протоколов нужно немедленно отменить!
- Об этом вы тоже поставили в известность министра?
- Конечно! И не только об этом. Например, недавно был в Сатпаеве, а там инспектора вообще не знают, что такое одежда по инструкции. Все стоят без светоотражающих жилетов. Вышел, спрашиваю: «Вы почему без маячков?». А полицейский говорит: «Лампочки не работают. И аварийка тоже не работает». Я собрал личный состав в городском отделе и говорю: «Вы почему не следуете инструкции?». А они: «Нам на весь отдел выдали всего четыре жилета». А сотрудников ДПС там человек тридцать. Материально-техническая база – на нуле. Машины, которые не должны служить больше пяти лет, поскольку они каждый день задействованы, у них собранные - пересобранные, ничего в них не работает.
- Признайтесь честно, Абильда Рахметович, вы верите в то, что ваша работа может изменить сложившуюся ситуацию?
- Если б не верил, не занимался бы общественной деятельностью. Кроме того, вижу своими глазами как постепенно, но все же меняются полицейские после наших рейдов. Недавно один знакомый спрашивает: «Абике, вы сегодня, что ли, в Майкудуке были с проверкой?». Говорю: «Да, был. А как вы узнали?». «Да полицейские стоят на дорогах все вежливые, в жилетах, с жезлами». Значит, есть толк от нашей работы! И был бы еще больший толк, если бы все граждане проявляли сознательность и не проходили мимо нарушений. Люди должны контролировать работу полицейских, ведь зарплату они получают из наших налоговых отчислений, идущих в бюджет. Следовательно, в наших силах спросить с них: почему они так плохо работают?
Айдана АХМЕТОВА, Караганда, Матрица.kz
Просмотров материала: 2 589