Как известно, деловой туризм объединяет индустрию бизнес путешествий (business travel) и индустрию встреч (MICE). Если с определением бизнес путешествий (командировки), в принципе, всё ясно, то понятие MICE в Казахстане до конца не раскрыто. Итак, что такое MICE?
MICE — аббревиатура, которая складывается из нескольких ключевых направлений по первой букве каждого:
- Meetings (встречи, стратегические, цикловые совещания, переговоры, презентации);
- Incentives (инсентив, поощрительные поездки, мотивационные программы, стимулирование лояльности партнеров, сотрудников, дилеров);
- Conferences/Conventions (конференции, форумы, конгрессы);
- Exhibitions/Events (выставки, событийный туризм, корпоративные события).
К основным задачам в MICE-индустрии относится организация отраслевого и межотраслевого сотрудничества на городском, региональном, межрегиональном и международном уровне. В то же время индустрия включает широкий спектр различных видов деятельности - от распространения и продвижения информации, разработки развлекательной программы или содержания до технического обеспечения встречи.
Как отмечают специалисты, структуру MICE можно разделить на 2 составляющие — обслуживающую и содержательную. Первая объединяет компании, обслуживающие встречи (отели, туристские, транспортные компании…) и места проведения (выставочные комплексы и залы). Вторая включает компании или индивидуальных консультантов, непосредственных разработчиков содержания встреч.
Эксперты выделяют 4 основные группы компаний, профессиональных организаторов встреч, работающих на международном рынке MICE:
1. Поставщики услуг и распространителя встреч — meeting planners. К ним относятся профессиональные организаторы конгрессов (professional congress organizers - PCO);
2. Компании-организаторы встреч и событий (destination management companies - DMC), конгрессные бюро (convention visitors bureaus CVB);
3. Места проведения встреч;
4. Специалисты-эксперты;
Специалистов, выполняющих проектирование и проведение MICE-мероприятий, обозначают общим термином «специалисты по связи или коммуникаторы». Однако специфичность работы этих специалистов позволила четко зафиксировать и уже законодательно закрепить в США и Европе профессиональные категории. В их числе meeting planners — распорядители встреч, match-maker — менеджер, осуществляющий поиск делового партнера, facilitator — специалист, стимулирующий работу группы или подгруппы при выполнении того или иного задания в процессе организации и проведения MICE мероприятия.
В MICE-индустрии работают специалисты, занятые в научной и технической сферах, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечения. Также отрасль привлекает обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе, и прежде всего, туристическом, в области финансов, юриспруденции.
Несмотря на глобальные катаклизмы, индустрия MICE находится на подъёме. Бюджеты продолжают расти. Этот рынок обеспечивает ежегодно 610 млн. деловых поездок и почти $430 млрд. оборота. По прогнозам специалистов, к 2020 г. доходность индустрии MICE возрастет в 5 раз – до $2 трлн. в год. В долевом соотношении общая структура деловых поездок имеет следующий вид: на индивидуальные командировки приходится – 71%, на участие в конгрессах и конференциях – 16%, на посещение выставок – 11%, на инсентив – около 2% от общего объема.
Эксперты отмечают следующие тенденции развития вышеупомянутых составляющих MICE в ближайшем будущем:
- будут по-прежнему превалировать индивидуальные деловые поездки и их количество продолжит неуклонно расти,
- будет устойчиво повышаться спрос на посещение различных отраслевых выставок,
- будет прослеживаться рост конгрессного туризма. При этом все более будут востребованы услуги по организации мини-выставок, презентаций, а также семинаров и тренингов во время проведения конференций.
- высокими темпами будет развиваться сектор инсентив-туризма.
- будет сохраняться тенденция сокращения продолжительности деловых мероприятий до 2-3 дней и среднего количества участников
Нельзя не отметить технологические тенденции. Современные смартфоны, планшеты, WI-FI, GPS, мобильные, интернет приложения…- всё это и определяет эти тенденции.
«Очень важно найти „баланс“ между технологиями и внутренней коммуникацией, — считает Марк Купер, генеральный директор IACC (Международная Ассоциация конференц-центров/International Association of Conference Centres), — Оптимальное соотношение в этом вопросе позволяет успешно планировать встречу и доводить до каждого ее участника итоги совещания».
Индустрия MICE – это детище Запада, прежде всего США и Великобритании. Сейчас деловой туризм активно развивается примерно в 140 странах. В настоящее время безусловными мировыми лидерами индустрии MICE по-прежнему являются США, Великобритания, Германия и Австралия. К мировым лидерам быстро приближается ряд других стран Европы, а также Япония, Китай, Южная Корея, Таиланд, Бразилия, Мексика, Индия, Южная Африка.
Зарубежные специалисты не теряют время, учатся и перенимают передовой опыт, накопленный в индустрии MICE. Они берут всё лучшее, накопленное в международном деловом туризме, и активно применяют его на практике в своих странах. Они понимают, что индустрия MICE по своей экономической природе, в силу своей внесезонности, прогнозируемости, плановости мероприятий, ориентации на клиента с высоким уровнем доходов очень выгодна стране, региону…
Эксперты индустрии MICE считают, что деловой туризм может эффективно функционировать, если «работают» следующие составляющие:
1. Профессиональные организаторы делового туризма
2. Специализированные печатные органы
3. Отраслевые конференции, ярмарки и выставки
4. Регулярная и объективная статистика
5. Целенаправленная совершенствующаяся подготовка кадров
6. Научно-практические исследования
То есть вопросы наличия серьезного государственного подхода, стабильного действующего законодательства, отсутствия межведомственной разобщенности, скоординированности политики по продвижению делового туризма, функционирования отрасли в соответствии с международными стандартами и критериями в принципе вообще не обсуждаются: они подразумеваются как само собой разумеющееся.
Каковы же реалии казахстанского рынка MICE?
В целом перспективы рынка деловых поездок в Казахстане очень большие. Благодаря стабильной социально-экономической и политической ситуации, страна становится более узнаваемой и привлекательной с точки зрения развития бизнес отношений, что, естественно, вызывает увеличение количества поездок с деловыми целями в Казахстан и за его пределы. Интеграционные процессы, происходящие сегодня на Евразийском континенте, а также масштабные проекты, такие как ЭКСПО, реализуемые в нашей стране, только придают мощный импульс развитию рынка бизнес путешествий. Естественно это касается и MICE индустрии.
В апреле текущего года «Abacus Central Asia» совместно с Департаментом индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию РК, Управлением туризма г. Алматы и при поддержке КазНУ им. аль-Фараби организовала исследование рамках 15-ой Казахстанской международной выставки «Туризм и Путешествия» (KITF 2015).
Её целью был анализ мнения иностранных и отечественных экспертов индустрии туризма и оценки текущего состояния, перспектив развития туристской отрасли страны. В исследовании приняли участие представители 94 отечественных и иностранных компаний. Результаты опроса показали, что 27 % респондентов одним из наиболее перспективных сегментов в Казахстане считают индустрию MICE.
В Казахстане услуги MICE оказывают немало компаний, большинство из которых – туристские. К сожалению, оцифровать отечественный рынок MICE не представляется возможным, поскольку исследования подобного рода до сих пор не проводились. Нет и официальных данных по объему делового туризма Казахстана в целом. Неофициально же звучат разные цифры – от $ 250 млн. до $ 10 млрд. Если же говорить о географии MICE в Казахстане, то примерно 40% от всех мероприятий приходится на Алматы, 30% — Астана. Оставшиеся 30% встреч проводятся в других казахстанских городах.
Несомненно, спрос на знания в MICE в Казахстане есть. Очень часто проходят тренинги, конференции, выставки, форумы и т.д., но как качественно и эффективно организовывать подобные мероприятия далеко не все ещё понимают. Поэтому мероприятия, где можно было бы получить информацию от профессионалов о том, как на высоком уровне проводить конференции, выставки, конгрессы, корпоративные мероприятия, тренинги, собрания, презентации продуктов, поощрительные поездки для сотрудников/партнеров, очень актуальны. Потому у нас регулярно и проводятся MICE –школы, MICE – форумы и т.д.
Каковы же основные проблемы MICE в Казахстане? Что думают эксперты об этом?
1. Отсутствие тесного сотрудничества на различных уровнях между органами власти и профессионалами отрасли. Чтобы сделать индустрию MICE и в целом отечественный деловой туризм конкурентоспособным на мировом уровне, подобное взаимодействие крайне необходимо.
2. Недостаточное продвижение и PR по формированию положительного образа Казахстана для развития въездного туризма.
3. Недостаточный уровень подготовки кадров. В западных странах давно поняли, что деловой туризм – это специфическая и тонкая работа с предпринимателями, это профессиональный консалтинг и менеджмент. Поэтому в этой отрасли должны работать специалисты-профессионалы, хорошо разбирающиеся не только в тонкостях организации деловых поездок, но и в потребностях бизнес-путешественников, множестве нюансов организации деловых мероприятий и многом другом.
4. Недостаточное внимание к участию в международных выставках индустрии MICE.
5. Не развитая инфраструктура (гостиницы, дороги, транспорт...). Для эффективного развития делового туризма для бизнесменов должны быть созданы все условия для комфортного пребывания в деловой поездке, которые предусматривают:
- специализированные центры для организации выставок, конгрессов, конференций..;
- бизнес-отели для деловых людей;
- бизнес-авиацию;
- мобильную и спутниковую связь, другие современные технологии.
6. Непростые визовые процедуры.
И пока до конца не решены эти проблемы, рассчитывать на конкурентоспособную и эффективную индустрию MICE в Казахстане не приходится.
Во всем мире индустрия MICE и деловой туризм в целом - большой бизнес и огромные возможности. Развитие этих отраслей на базе новейших информационных технологий, последних мировых достижений может стать одним из эффективных ресурсов развития отечественных компаний и их интеграции в мировой экономический процесс. Грамотное освоение этих ресурсов позволит уже в ближайшее время получить заметную отдачу для всей экономики страны.
То, что индустрия туризма в Казахстане на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики, вселяет огромный оптимизм. Для Казахстана крайне важны конкретные государственные программы развития, в том числе делового туризма. И эти программы есть: «Стратегия 2050», «Нұрлы жол», План Нации «100 шагов».
Остаётся надеяться на их скорейшую и эффективную реализацию.
Аналитический департамент компании Abacus Central Asia
Просмотров материала: 2 758