Примерно полгода назад, в рамках Дня Индустриализации, Глава государства Нурсултан Назарбаев дал старт на ввод в эксплуатацию 10-ти новых производственных объектов. В их числе был и крупный промышленный комплекс – продовольственно-логистический центр ТОО «Global Ecological Group Almaty». Однако, увы, он сейчас практически не может работать. Хотя сам комплекс в натуре существует. И 500 человек, работающих на нем, могли бы и дальше спокойно трудиться. Вот только «сосед» у комплекса оказался вредный…
Нужно отметить, что кроме президентского напутствия-бата, данный комплекс еще обладает особым статусом проекта, входящего в Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) РК на 2010-2014 годы. Кроме того, он входит в список прорывных проектов, подлежащих реализации в рамках Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», утвержденных Постановлением Правительства РК еще от 19 ноября 2007 года. То есть, казалось бы, контроль и забота государства об этом комплексе должны быть особые. Особенно, если учесть, что комплекс решает такой стратегически важный вопрос, как продовольственная безопасность крупнейшего города страны Алматы.
Однако, в настоящий момент продовольственно-логистический центр «Global Ecological Group Almaty» – после всех многомиллиардных затрат, в том числе и со стороны государства – не может полноценно функционировать.
Причиной этого является решение Специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) г.Алматы от 14 мая 2014 года о демонтаже подъездного железнодорожного пути, принадлежащего ТОО «Global Ecological Group Almaty», который по несчастью проходит по незначительной части соседского земельного участка ТОО «АВЕ Энергетика». Согласитесь, как может работать логистический комплекс – это огромные современные склады – если к нему нет железной дороги?!
Читатели могут удивиться: зачем нужно было строить такой огромный комплекс с терминалами, зданиями и различными сооружениями, если их главный транзитный фактор – подъездные железнодорожные пути – кто-то может запросто взять и перекрыть? И вот здесь вам придется узнать очень любопытную историю…
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
2007 год, наверняка, многим вспоминается как особый. Благодаря хорошим ценам на сырье, экономика Казахстана росла как на дрожжах. И особенно стремительно росли цены на недвижимость, а значит и в строительстве. Питая очень серьезные планы, страна принимает амбициозную Программу «30 корпоративных лидеров Казахстана». Ощущая такую поддержку, частный бизнес вкладывается в большую стройку. Однако затем грянул мировой системный финансовый кризис, и строительство пришлось остановить: денег просто не было.
Отдышаться получилось лишь к 2010 году. Когда и были приняты меры по завершению строительства как всего логистического комплекса, так и необходимых для обслуживания терминалов железнодорожных путей. Отметим, что войдя в положение частного бизнеса, государство предоставило финансовую помощь и получило за это 49% долю. В общем, проект стал как бы образцом государственно-частного партнерства.
Но давайте разберемся с дорогами.
В момент возобновления строительства было установлено, что подъездной железнодорожный путь №684 (700) в 2007 году незаконно был введен в эксплуатацию ТОО «Paragon Development», который эксплуатировал его на протяжении последующих 7 лет.
В этой связи, решением СМЭС г.Алматы от 27 мая 2013 года было установлено, что ж/д путь № 684 (700) был построен за счет средств ТОО «Global Ecological Group Almaty» и потому Акт ввода в эксплуатацию ТОО «ParagonDevelopment» был признан незаконным. Этим же решением суда было постановлено устранить препятствие строительно-монтажным работам ТОО «Global Ecological Group Almaty» со стороны ТОО «Paragon Development».
Но этого пути было недостаточно. Нужно было достроить еще немного ж/д путь №684, чтобы запустить на полную мощность весь продовольственно-логистический комплекс «GEGA», а для этого пришлось немного прихватить участок соседской земли. И вот начиная с 2012 года, логисты пытались договориться о предоставлении частного сервитута на часть земельного участка, принадлежащего ранее ТОО «Тамыз и Ка», а с 28 августа 2013 года – ТОО «АВЕ Энергетика». Обратите, пожалуйста, особое внимание на последнюю дату.
Здесь нужно сразу объяснить значение не очень благозвучного слова – сервитут. Согласно нормам гражданского права это возможность использования части соседнего участка ко взаимной выгоде.
Пытаясь просить установление сервитута ТОО «GEGA» предлагала собственнику земельного участка весьма выгодные предложения. К примеру, передать ему часть построенного ж/д пути на баланс, или оплачивать прохождение каждого вагона, или передать равноценную часть своего земельного участка. Даже подключить соседа ко всем имеющимся коммуникациям. Однако, все эти переговоры результатов не дали: ТОО «АВЕ Энергетика» не принимала ни одно из предложений ТОО «GEGA».
В связи с тем, что стороны так и не смогли прийти к какому-то соглашению о сервитуте, ТОО «GEGA» вынуждена была обратиться в суд с иском об установлении частного сервитута на часть земельного участка ТОО «АВЕ Энергетика», так как, другого доступа к своим складским помещениям у ТОО «GEGA» нет.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ
Как известно из классики – черт кроется в деталях! Знаете ли кто противостоял логистам и требовал демонтировать часть железной дороги, которая проскочила по краешку их участка?
Под скромной вывеской ТОО «АВЕ Энергетика» выступали также ТОО «AKTOBE LOGISTICS GROUP» (переименовано в ТОО «ALGcompany») и АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (АО «ИФК»). Именно они не соглашались на все выгодные предложения от ТОО «GEGA», и даже заявили в суде встречный иск. А именно ТОО «АВЕ Энергетика» требовала обязать ТОО ««GEGA» демонтировать ж/д путь №684. Обоснование – мол, «GEGA» не получала согласия у ТОО «АВЕ Энергетика» на его строительство.
И вы не поверите!
СМЭС г. Алматы (судья Мейржанова Г.С.), попирая все нормы законодательства Республики Казахстан, вынесла явно нелогичное решение: отказать в иске ТОО ««GEGA» и удовлетворить встречный иск ТОО «АВЕ Энергетика» о демонтаже ж/д пути.
Но, скажите, как можно было получить согласие от ТОО «АВЕ Энергетика» на строительство злосчастного ж/д пути №684, если на тот момент компания даже не являлась собственником этого земельного участка?! Еще раз напомним, что данный земельный участок ТОО «АВЕ Энергетика» приобрела только 28 августа 2013 года, когда железная дорога уже давно существовала.
НЕМНОГО ПОДРОБНЕЕ О СЕРВИТУТЕ
Как известно, в жизни роль соседей очень важна. Еще древнеримский мудрец Плиний Старший советовал: «Обзаводясь землей, приглядись прежде всего к воде, дороге, соседу». Но вот когда в этом вопросе не повезет, человеку приходится обращаться к праву. Так, в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В соответствии с требованиями ст.67 Земельного Кодекса РК в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования.
В соответствии с требованиями пп.4 п.2 данной статьи право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком может возникнуть на основании решения суда. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. При этом обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Однако, несмотря на перечисленные пункты требований закона, в иске ТОО «GEGA» было отказано, а встречный иск ТОО «АВЕ Энергетика» был удовлетворен.
Ни во встречном иске ТОО «АВЕ Энергетика», ни в возражениях АО «ИФК» и ТОО «ALGcompany» против установления сервитута на земельном участке ТОО «АВЕ Энергетика» и тем более в решении СМЭС г.Алматы от 14 мая 2014 года разумная логика не просматривается.
Не понятно причины такого ополчения выше указанных юридических лиц и суда против достройки уже имеющегося ж/д пути, который занимает лишь незначительную часть земельного участка и, по сути, не препятствует ТОО «АВЕ Энергетика» пользоваться и распоряжаться своим земельным участком.
Исходя из этого, понятно, что в ТОО «Global Ecological Group Almaty» действия соседа расцениваются как рейдерство – незаконный захват чужого бизнеса, путем умышленных действий, направленных на парализацию деятельности ПЛЦ «GEGA». И, к сожалению, пока этому крупному проекту не помог статус участника государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию и «Дорожной карты бизнеса-2020»…
Геннадий Петров, специально для Matritca.kz
Читайте еще по Институтам развития
Просмотров материала: 21 875