"Пять мудрецов" - притча о поисках национальной идеологии
"Пять мудрецов заблудились в лесу...
Первый сказал: "Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция".
Второй сказал: "Я пойду вправо – недаром считается, что "право" от слова "прав".
Третий сказал: "Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу".
Четвёртый сказал: "Я пойду вперёд – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое".
Пятый сказал: "Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня".
Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись – каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу.
Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие – нет. Они были упрямы, они его не послушали. ОН был настоящим Мудрецом!
Но это не всё – потому что...он ошибался.
Все мудрецы поступили мудро и правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы – даже, если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.
Мораль.
Умей подняться ВЫШЕ и увидеть короткий путь.
Умей разрешить другим идти собственным путём.
Умей признать Мудрецами всех – каждый путь важен и достоин уважения.
А ещё....
Умей заглянуть за финал – там всегда есть продолжение".
P.S. А ещё.....
По большому счёту нынешние "Мәнгіләк ел" и "Қазақ елі" - это конец официозной формуле "Сначала экономика - потом политика"?
Кто замкнулся на бабле - искренне не понимают, что символы есть на каждом шагу.
Которые тоже капитал.
Посильнее денег.
И опаснее власти.
Потому что они - отражение звёзд на земле.
Культура формируется элитой.
Элита выросла у нас из "комбедов" (комитетов бедноты).
Кто из них больше отрицал традиционную культуру, тот и пробился наверх.
Дело, конечно, давнее. Но отражается до сих пор на нас.
* * *
Кто-то не поверит, но когда-то Бәйтерек был не из металла, и даже вовсе не материальный объект, а чисто мифологическая модель мира. Причём на всех уровнях, вплоть до каждого из нас.
Например, сравнение родословной с деревом имеется у аристократии всех европейских народов.
Но у казахов же она более структурирована. Так, наряду с присущей всем гордостью за глубину родовых корней, особенное внимание уделяется именно "жеті ата".
Судя по всему, эти семь поколений у каждого человека образуют "ствол" жизни его династии. Предыдущие предки - подземные "корни". А сам он - новая "ветвь". Но это всё предыстория.
* * *
Про предыдущие времена духовного самоотрицания уже сказано. Понятно, что экстремальное выживание династийным древам каждой из наших семей обошлось не без последствий.
Но даже у самого кривого дерева есть шанс выпрямиться впоследствии за счёт какой-либо его ветви, которая поймёт, что прежние вихри уже не так сильно заставляют расти по наклонной. Но инерция сознания прежних поколений и окружающего леса создают достаточные препятствия. Преодолеть которые решится не каждый человек, во имя будущего начав расти просто вверх.
--------------------------------
Объективно говоря, мы сейчас находимся на феодальном этапе развития общества, куда скатились после неудачи госсоциализма. Тонкость в том, что это для БОЛЬШИНСТВА казахов это не "откат", а новая реальность. Отсюда и наша потребность в БУРЖУАЗНЫХ идеологах.
-------------------------
Проблемы правовой базы - в слабости нравственного фундамента под ними, который частично зиждется на религиозных заповедях. Но т.к. современные государства отделены от религии... То значит - это забота идеологий, как "системы ценностей".
-------------------------
Наше поколение - единственный заслон от призраков прошлого и вампиров будущего.
---------------------------
Главная наша проблема - это патриархальная культура без патриархов. Так же как авторитаризм без авторитетов, традиционализм без механизмов "передачи" (перевод традиции с латинского языка) и т.д.
Вывод - из "әжекиных воспитанников" получаются или агашки (как maximum), или постсоветские существа с мужскими признаками.
-----------------------------
У нас напрасно путают рефлексию с "философствованием".
Первая практична и конкретна, вторая - не обязательно.
Первая - признак любого серьёзного профессионала и зрелого общества.
А "голые рефлексы" - это уже дикость и позавчерашний день.
---------------------------
Притча о традициях и новом патриотизме:
Как-то ученики отшельника попросили его открыть им что-нибудь из Высшей Мудрости. Тот согласился и отправил их наловить пауков.
Пойманных пауков отшельник поселил в своей пещере и некоторое время обрывал все паучьи сети, сплетенные вертикально.
Через несколько дней в отдаленном углу пещеры он обнаружил паутину, расположенную горизонтально.
Подозвал отшельник своих учеников и, указав на паутину, сказал следующее:
— Запомните, под ударами судьбы выживает тот, кто находит в себе силы не следовать обычаю, а искать новые пути, слушает советы своего разума вопреки мнению большинства и относится к традициям, как к средству, а не цели.
Ехал однажды магнат в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер не стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места.
Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с лёгкостью проехал через ту самую трясину.
Магнат изумился и спросил крестьянина:
— В чём сила твоих лошадей?
И тот сказал ему:
— Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все — разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону — стегнёшь одну, а другая этому только радуется.
А у меня лошадки простые, одной масти – кобыла со своим жеребёнком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом.
Просмотров материала: 2 505