Наиболее интересные политические события прошедшего месяца и начала июля мы обсудили с политологом Султанбеком Султангалиевым в рамках одноименного проекта на нашем сайте.
- Незаметно и тихо 28 июня прошли выборы в Сенат Парламента . С чем на ваш взгляд, было связано то, что казахстанская общественность практически никак не отреагировала на выборы?
- Выборы сенаторов - это непрозрачный процесс согласования нужных кандидатур между областным акиматом и Администрацией президента. Никакого реального процесса выборности и конкуренции в подобном политическом шоу не наблюдается на данный момент. Победители известны заранее, так как будущие сенаторы избираются депутатами маслихатов, по сути, в подавляющем большинстве, так же являющихся назначенцами акиматов.
Естественно, что населению региона, не влияющему никак на избирательный процесс нет никакого дела до этих сенаторов, как, впрочем, и тем до народа и его проблем. Данное обстоятельство во многом объясняет и крайне низкий авторитет верхней палаты парламента в обществе и весьма скромную, мягко выражаясь, законотворческую и депутатскую активность членов Сената.
- Вы являетесь последовательным сторонником идеи упразднения Сената. А что можно было бы предложить взамен?
- Более приемлемым форматом являлся бы, на мой взгляд, однопалатный Мажилис состав которого формировался бы по смешанной системе- половина депутатов избиралась бы по партийным спискам, а остальные по одномандатным округам. Сильно сомневаюсь, что власть пойдет на такую кардинальную реформу и упразднит Сенат.
Но, хотя бы на то, чтобы сенаторов избирало само население, пойти необходимо в целях повышения эффективности работы самого Сената, реального отражения региональных интересов, функционирования дополнительного социального лифта для талантливых и одаренных людей, притока «свежей крови» из регионов в законодательную власть. Без подобного обновления Сенат, выполняющий дублирующие функции Мажилиса попросту бесполезен и представляет из себя собрание народных нахлебников с редкими вкраплениями государственно мыслящих людей.
- Практически все новоявленные сенаторы вышли из недр исполнительной власти. Является ли это положительным моментом?
- Лично я так не считаю, принимая во внимание низкую эффективность работы государственных структур. Хотя, конечно же, в каждом персональном случае надо разбираться детально.
- Президент подписал закон о перераспределении полномочий между ветвями власти, тем самым завершив эпопею проведенной конституционной реформы. Как теперь изменится система государственного управления?
- Не ожидаю каких-либо существенных изменений в силу того, что поправки в Конституцию, передающие часть мелких и зачастую сугубо протокольных функций от президента другим институтам государственной власти, носили косметический характер. Надо полагать, что внесенные изменения, если и сыграют определенную роль, то только лишь на стадии непосредственной передачи верховной власти следующему президенту.
Гораздо более интересным и весомым, на мой взгляд, является подписанный сегодня закон, предусматривающий наделение Комитета национальной безопасности правом расследовать дела о коррупции в отношении сотрудников специальных органов, антикоррупционной службы и военнослужащих. Это означает усиление роли КНБ в системе государственного управления и его влияния на общий ход течения общественно-политической жизни в стране. Можно ожидать, что наше общество стоит на пороге очень громких коррупционных скандалов, связанных с крупными фигурами казахстанского истеблишмента.
- Астана вновь становится одним из временных центров мировой геополитики в связи с тем, что 4-5 июля в столице Казахстана вновь пройдет очередной раунд переговоров связанных с мирным урегулированием сирийского кризиса.
- Усилившаяся внешнеполитическая активность нашей страны и её миротворческая направленность не может не радовать. Во-первых, таким образом, мы вносим вклад в благое дело создания основ мира на ближнем востоке.
Во-вторых, Астанинский процесс закрепил за Казахстаном роль эффективного регионального миротворца, что не может не способствовать упрочению нашего положительного имиджа в глазах мирового сообщества.
В-третьих, значительно укрепляются связи и обоюдное доверие между Казахстаном с одной стороны и странами восточного блока - Россией, Турцией и Ираном, что не может не сказаться позитивно и на других аспектах наших взаимоотношений.
В-четвертых, подобная активность совсем недорого обходиться нашему бюджету и приносит ощутимые дивиденды на международном уровне в виде известности и признания.
Формат Астанинских переговоров продуманно направлен на достижение практических положительных изменений, поэтому он не может не завершиться определенным успехом, хотя подобный исход во многом зависит еще и от позиций стран западной коалиции во главе с США.
- Что скажете по поводу готовности Казахстана урегулировать российско-украинские отношения?
- То, что миротворческая деятельность окрыляет подобно «Ред Буллу» наше руководство и вселяет в него оптимизм можно судить и по заявлению главы Казахстана о готовности нашей страны сделать всё возможное для урегулирования российско-украинских отношений.
Надо полагать, что данное заявление имеет под собой серьезные обоснования, тем более, что напомню, на протяжении всего периода конфликта на Донбассе Нурсултан Назарбаев неоднократно говорил о необходимости мирного решения проблемы и о готовности Астаны внести свой вклад в данный процесс.
Ситуация вокруг соблюдения Минских соглашений противоборствующими сторонами зашла в окончательный тупик и требуются новые подходы и новый формат переговоров для того чтобы придать качественно новый импульс процессу примирения.
Записал Серик Мамбетов, редактор сайта
Просмотров материала: 14 888