Лозунги чиновников о всесторонней поддержке инноваций и наукоемких производств зачастую кардинально расходятся с реальностью. Так считает руководитель карагандинского НТПК «Микроклим» Константин Абрамсон, который вот уже два года вынужден заниматься не научными разработками, а обиванием порогов чиновничьих кабинетов. О том, почему так происходит, какова помощь чиновников ученым-практикам в казахстанских реалиях и о других аспектах наукоемкого бизнеса он поведал корреспонденту портала Матрица. kz.
Карагандинский научно-технический производственный кооператив «Микроклим» на сегодняшний день является едва ли не единственным в Казахстане экспортером научно-технической продукции. Созданное на базе научной лаборатории института безопасности угольной отрасли СССР, предприятие стало разработчиком уникального прибора, позволяющего прогнозировать выбросы метана в шахтах.
Но в шахтерском отечестве инновация осталась без поддержки. Зато очень заинтересовала соседей – россиян. Одно из приборостроительных предприятий решило приобрести ноу-хау и поставить на производство вышеупомянутый прибор.
Впрочем, даже не пренебрежение к отечественным разработкам стало причиной «похож-дений по кабинетам» руководителя НТПК «Микроклим». Недоумение и возмущение у Константина Михайловича вызывает тот факт, что чиновники «душат» на корню всю деятельность научно-практического предприятия.
- НТПК «Микроклим» был наказан четырьмя штрафами за просроченное на семь (!) дней представление отчета по досрочно уплаченному нами налогу, – ввел нас в курс дела Константин Михайлович. - Причем суммы штрафов оказались в три раза (!) больше самого налога.
А дело было так. В сентябре 2011 года нам поступил заказ на поставку клапанов. Мы сотрудничаем с подмосковным предприятием, которое делает очень хорошие клапаны для котлов электростанций. Заключили договор, заказчик произвел оплату, мы из России получили клапаны и в тот же день отдали их на ТЭЦ. После этого немедленно заплатили налог на импорт, который составил около одной тысячи долларов.
А на следующий день я уехал на переговоры в Омск. Вернувшись в октябре того же года, иду в налоговую, чтобы узнать, по какой форме отчитываться. А мне там говорят: «Вы опоздали с отчетностью». Как так? Мы же всегда сдаем квартальные отчеты, а квартал еще не закончился!
И тут выясняется, что накануне был введен отчет по импорту в размере НДС в рамках Таможенного союза, в которых Казахстан оговорил для себя две отчетных формы вместо одной. И сдавать отчет оказалось необходимым до двадцатого числа каждого следующего месяца.
Хотя с 2007 года отчетность по упрощенке сдавалась до 20 числа второго месяца после завершения квартала. Тот факт, что сам налог был уплачен досрочно, никак не повлиял на санкции, примененные к нам. В результате сегодня мы не можем принять заработанные по экспорту научно-технической продукции деньги.
Из-за штрафа, втрое превышающего сумму уплаченного налога, наши высококлассные специалисты год не получают заработную плату и вынуждены искать дополнительный заработок. И это – провозглашаемая чиновниками поддержка инновационных производств и научных разработок?!
- Но, может быть, причина в извечном рвении чиновников на местах «быть святее Папы Римского»?
- Не знаю, но когда наше малое предприятие попало в эту крайне нелепую ситуацию, мы стали доискиваться, каким образом в законодательстве и в применении налоговых режимов оказалась отвергнута общепризнанная формула: «Заплатил налоги и спи спокойно».
Поиск в русскоязычном Интернете дал удивительные результаты: оказалось, что в юридической науке Казахстана, а также (что в высшей степени странно) в Налоговом Кодексе Республики Казахстан придана гипертрофированная роль понятию «налоговое обязательство». В подмену понятию «налог», записанному в статье 35 Конституции Республики Казахстан («Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого»), в Налоговый Кодекс Республики Казахстан внедрено наукообразное и более чем лукавое понятие «налогового обязательства». И ему целенаправленно присвоен статус выше самого понятия «налог», поскольку штрафные санкции за нарушение неких «налоговых обязательств», конкретизируемых статьями Кодекса об административных правонарушениях КоАП РК, могут во сколь угодно раз превышать назначаемую в соответствии законодательством сумму налога, что носит явные признаки антиконституционности.
- Много инстанций пришлось обойти за это время, доказывая очевидное?
- Не счесть. Период «хождений по мукам» из-за упомянутой ничтожной просрочки отчетности продолжается в течение двух лет. Начиналось с растиражированных налоговым органом определений и протоколов административных нарушений, затем - заседаний по каждому протоколу административных судов - с разными судьями.
На ходатайство в Генеральную прокуратуру, обращения в Минюст РК и Минфин РК, которых нам пришлось обеспокоить не просто для выяснения оснований наложенного взыскания и его отмены, а для разъяснения странных манипуляций с понятием «налоговых обязательств», были получены ответы не по существу, а по принципу: «спрашиваешь про Фому, отвечаем про Ерему».
Высокие налоговики, правоохранители и законники по всем вертикалям не считают себя обязанными усомниться в факте подмены «налога» на «НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО». Безо всяких оснований нас оставляют за пределами содержания и смысла общепринятого понятия «незначительности правонарушения» при абсолютном отсутствии ущерба бюджету, зафиксированному в Кодексе об административных правонарушениях.
Данное пренебрежение признанной юридической нормы уводит от естественного обнуления наказания к парадоксальному назначению штрафа, в три раза превышающему досрочно уплаченный налог. Статья 68 КоАП РК, по которой санкции вообще не накладываются, для нас не применяется. Указанная статья превращена в неработающую, или как любят выражаться юристы «ничтожную». И это при том, что в декабре 2012 г. Законодатель придал ей еще более либеральное содержание.
- Но вы пытались обратить внимание чиновников на специфику вашего бизнеса?
- Из представленных нами документов очевидно: НТПК «Микроклим» занимается не примитивным бизнесом «купи-продай», не инновациями по ковырянию в сопках с распродажей по дешевке полезных ископаемых и с оставленными в результате нарушенными землями.
Но характерно, что ни статус субъекта малого предприятия и добросовестного налогоплательщика, ни характер деятельности НТПК «Микроклим», связанный с реализацией инвестиций в сфере современных технологий для обеспечения промышленной безопасности, ни конкретно выполняемые договора по экспорту НОУ-ХАУ, что уникально для Караганды, а может быть и для Казахстана, не стали поводом для доскональной оценки ситуации каждого из госорганов обеспечения законности, поддержки малого бизнеса, новых технологий и экспорта научно-технической продукции.
- Ваш случай единичный или же это тенденция?
- Точными данными я не располагаю, но позиция многочисленных госорганов по нашему случаю заставила задуматься над подоплекой отношения к деятельности, характер которой армада чиновников должна всячески поддерживать, а не топтать вслепую.
Вот смотрите: обращение на блог Министра Республики Казахстан по делам экономической интеграции для разъяснения необходимости «инновации» налогового законодательства и с просьбой ходатайствовать об отмене нелепых штрафных санкций, жертвой которых стало наше предприятие, висит без ответа под №169725 с 15 октября 2012 г. на сайте электронного правительства до сего дня. И стоило ли городить Законы «Об обращениях...» и Электронное правительство, если на обращения граждан все равно никто внятно не отвечает и не реагирует?
Ведь отчетность и санкции введены для сотрудничества в рамках Таможенного Союза, а использованы у нас для фактического противодействия. В частности, на деле оказалось, что возможное «наказание» в подобном случае для наших российских коллег, с которыми мы работаем в научно-технической сфере, этот штраф или равен нулю, или в 111 раз ниже, чем в Казахстане.
Попытка разобраться в ситуации при личном посещении Министерства экономического развития и бюджетной планирования РК по поводу якобы «низкой» налоговой нагрузки, которая оправдывает разницу в величине штрафных санкций между Казахстаном и Россией, ознаменовалась получением письменного разъяснения вице-министра, претендующее на открытие в налоговой науке: «меры ответственности по административным правонарушениям не являются налоговым бременем». Авторы и реализаторы отрицательных оригинальных концепций: «штраф - не налоговая нагрузка» и «хоть и заплатил налоги, но спать спокойно все равно не будешь» явно претендуют на международную Шнобелевскую премию.
- Так какова же, по-вашему, причина того, что вместо преференций и «скидок» для разработчиков тех самых инновационных технологий, их душат штрафами за незначительное правонарушение?
- Мы догадываемся о причине нашей «стрижки», вопреки духу и букве Закона: в свете падения сбора налогов, прежде всего кризисных явлений, также из-за того, что предприятия-монстры «оптимизируют» налогооблагаемую базу. Жалкий ручей, далеко не река инвестиций, явно пересыхает.
И местная исполнительная власть пытается заткнуть дыры за счет штрафов. В частности, по официально опубликованным в прессе документам, в том самом 2011 году бюджет нашей области корректировался несколько раз решениями областного маслихата. Статья не-налоговых поступлений в местный бюджет по строке штрафов, подскочила со 100 млн. тенге до 848 169 тыс. тенге.
О тех, кто должен платить эти штрафы, заполнять строку бюджета, не стали задумываться. Становится понятным формальное «разделение властей»: услужливость финансово-налогового ведомства, Минюста, Прокуратуры, выполняющих в данной ситуации волю местной исполнительной власти и пренебрегающих Законом и здравым смыслом.
- И что, никто из представителей государственных органов за два года не вник в вашу ситуацию и не попытался помочь?
- Почему же? Заместитель генерального прокурора, у которого я побывал на приеме в прошлом году, внимательно меня выслушал, признал нашу правоту и обещал свою под-держку. Однако обещания своего впоследствии не сдержал.
А в начале марта уже нынешнего года я был на приеме у представителя Администрации Президента – уже в Караганде. Рассказал ему об удушении нашего предприятия и встретил понимание и обещание решить вопрос. Однако, как и в случае с замом генпрокурора, до сего дня никакого реального пресечения административного произвола, растянувшегося почти на два года, не происходит.
Поэтому я написал письмо Президенту страны Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Обратился к нему не только как руководитель научно-производственного предприятия, но и как его избиратель и ровесник. Это письмо я собираюсь отправить в ближайшее время и надеюсь, что Гарант Конституции не проигнорирует его.
- И что же содержится в вашем обращении к Главе государства, помимо описания ситуации, в которую попал НТПК «Микроклим»?
- Письмо довольно объемное. Я написал, что в законодательстве Республики Казахстан немало положений для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, как наиболее перспективных в развивающейся экономике. Причем мы знаем и считаем, что это введено благодаря постоянно задаваемой линии главы государства.
Также я выразил понимание, что государству деньги нужны всегда, но сделал оговорку: его аппетит должен ограничиваться разумными и узаконенными нормами налогообложения. Для успешного развития экономики очень важно, что налоги устанавливаются и придерживаются цивилизованных, а не произвольных средневековых норм. А также позволил себе провести некоторые исторические параллели, которые он, как мой одногодок, может вспомнить и разделить мое сопоставление.
- Какие, если не секрет?
- Их было несколько. Например, данная «штрафная» кампания очень напоминает практику восьмидесятилетней давности. Тогда в стране Советов был введен «Закон о колосках», когда за хищение колхозного и кооперативного имущества и т.д. закон предусматривал суровые наказания. Этот закон послужил поводом для репрессий.
Но тогда его реализовали секретари райкомов, председатели колхозов и энкавдэшники с двумя-тремя классами образования, тогда как нынешние реализаторы трехкратного по отношению к налогу «налогового обязательства» имеют по два-три диплома о высшем образовании и научные звания, в том числе западных университетов. Стройные ряды госчиновников перековываются в армаду слепых исполнителей.
А еще в своем письме я напомнил главе государства событие пятидесятилетней давности, происшедшее на наших глазах. В то время в Карагандинский экономический административный район на строительство шахт, Карметзавода шли широкой рекой союзные инвестиции в сотни, если не в тысячи раз превышающие нынешние, а Совнархозу строили шестиэтажное здание.
Поскольку в СССР Н.С.Хрущев начал широкомасштабное жилищное строительство для переселения людей из землянок копай-городов, то первой ласточкой по решению этой задачи стала передовица в «Правде» о борьбе с архитектурными излишествами, в которой в качестве примера приводилось строящееся здание карагандинского Совнархоза - за колонны на фасаде.
С фасада типового здания отбойными молотками срубили колонны, а у Председателя Совнархоза Оники Д.Г. начались большие неприятности. Конечно, не из сэкономленного битого кирпича с несчастных колонн выросла Караганда, но весь центр города возник именно в те времена.
А в нынешнее время, в весьма хрупкой экономической ситуации, контрастно отличающейся от положения пятидесятилетней давности, здание бывшего Совнархоза было реконструировано. Сверхпышность елочной игрушки, намного превосходящей свой прото-тип с колоннами в Донецке, свидетельствует, что средства для реконструкции явно ничем не ограничивались. Сделано это было на следующий год после юбилея - Праздника Независимости.
- Вы считаете, это излишества?
- Поймите правильно, я вовсе не против шикарных и изящных столбов на улицах и не за срубание колонн на представительских зданиях! Но не странно ли, что Караганда – не столица крупной страны, а город с выстроенной ранее мощной машиностроительной отраслью, превратившейся в ничтожный кластер, сейчас шикует больше, чем в бытность свою центром крупнейшего экономического административного региона?
Замечательно, что ремонтируют улицы города, но бордюры всенепременно должны быть точеными из природного камня, при том, что их стоимость в десятки раз превышает стоимость бетонных, да и при них прокладываются кафельные прибордюрные дорожки при отсутствии тротуаров.
Вам не кажется, что такие расходы городу явно не по средствам? Выполнить траты подобного масштаба возможно только за счет подвергнутого контрибуции экономического потенциала и ущемления жизненного уровня населения.
В подтверждение своих доводов приведу еще примеры: в том же 2011 году, когда мы попали под нелепый штраф, в Караганде был ликвидирован троллейбусный парк, на 60 процентов подскочили тарифы на проезд в общественном транспорте, отменены проездные для учащихся, студентов и пенсионеров, выросли тарифы на тепло- и электроэнергию.
- Не боитесь, что вас обвинят в глобализме и притягивании фактов «за уши»?
- Обвинить можно всегда. Но против фактов, как говорится, не попрешь. Скажу так: безмерные траты на административные здания и другие роскошества разбухающего чиновничьего аппарата, о которых Президент явно знает лучше меня, сомнительные «дорожные карты» в нынешней экономической обстановке - явно не в русле реальной поддержки инноваций и конкурентоспособности, развитии малого бизнеса.
И если ради пышности налоговая политика подменяется штрафной, и может быть придушена деятельность, требующая шевеления мозгами, то это никак не соответствует линии по модернизации страны и поддержке малого бизнеса. Чтобы Казахстан на самом деле шел по пути инновационно-индустриального развития, необходимо, в первую очередь, создать условия для тех, кто его по этому пути поведет.
Айдана АХМЕТОВА, Караганда, Матрица.kz
Просмотров материала: 5 227