Казпотребнадзор выступает с рядом инициатив по реформированию налоговой политики страны. Например, необходимым видится введение налога на роскошь для автовладельцев – разовый платеж в размере 20% при покупке автомобилей стоимостью более 70 тыс. долларов и запуск программы «нулевой терпимости» к уклонению от уплаты налогов.
30 июля министр финансов РК Болат Жамишев заявил, что повышение налога на авто с объемом двигателя свыше 3 тыс. куб см. до 4 тыс. куб см. является своеобразным налогом «на роскошь». Казпотребнадзор считает данную позицию в корне неверной - повышение налога в данном случае ни в коей мере не может рассматриваться как налог на роскошь.
Данное повышение лишь сокращает разрыв между платежами налога на транспорт, однако сама схема взимания налога на транспорт представляется нам неэффективной.
Ранее Казпотребнадзор, будучи организацией, представляющей интересы налогоплательщиков и потребителей, уже озвучивал свои предложения по реформированию налогового законодательства. В частности предлагалось включить налог на транспорт в цену бензина, а также ввести налог на роскошь для владельцев жилья совокупной площадью более 250 кв.м. на человека.
Не исключено, что в целом позитивная реакция общественности на данные инициативы подтолкнуло правительство к текущим антинародным мерам. Фактически правительство столь существенно модифицировало предложения Казпотребнадзора, что они превратились из рациональных в неоднозначные.
Налог на роскошь необходим казне
Правительство упорно игнорирует предложение Казпотребнадзора по включения налога на транспорт в цену бензина. Между тем, только оно реально обеспечивает справедливое начисление – чем больше ездишь, тем больше заправляешься, чем больше заправляешься, тем выше налог на транспорт.
Таким образом, автолюбители с большим объемом двигателя и соответствующим расходом топлива будут платить больше остальных. Сейчас же пенсионер пользующийся машиной раз в неделю, платит такой же налог, как и таксист, колесящий по городу по 12 часов в сутки (при условии одинакового объема двигателя).
Кроме того, включение налога на транспорт в цену бензина станет дополнительным стимулом для содержания автомобилей в надлежащем состоянии, чтобы контролировать расход топлива. Еще одно преимущество в том, что предлагаемое изменение снизит рентабельность незаконного вывоза топлива за пределы республики. Контрабандистам станет менее выгодно вывозить топливо за пределы страны, поскольку за него придется платить еще и налог на транспорт в Казахстане.
Обращаем внимание Генеральной прокуратуры и Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) на наличие в стране с начала функционирования Таможенного союза преступного лобби, которое нелегально вывозит в Россию в огромных объемах высокооктановый бензин (там он стоит дороже, чем в Казахстане). Вместо этого в Казахстан завозится низкооктановое топливо, которое после «разбавления» поступает на отечественные АЗС. Именно этот могущественный синдикат выступает против включения налога на транспорт в стоимость бензина.
Министр финансов Б. Жамишев уточнил, что не видит необходимости введения в республике специального налога на роскошь. Казпотребнадзор, напротив, считает введение специального налога на роскошь крайне актуальным ввиду недостатка поступлений в бюджет.
За более чем 20 лет Независимости в стране серьезно вырос разрыв между богатыми и бедными слоями населения - сегодня государство должно начать вести агрессивную политику в части перераспределения доходов в сторону социально-незащищенных слоев. Речь идет о налогообложении с предметов роскоши, таких как яхты, самолеты, элитная недвижимость, дорогие автомобили, драгоценности.
Реальным налогом на роскошь для автовладельцев должен стать разовый платеж в размере 20% при покупке автомобилей стоимостью, например, более 70 тыс. долларов, вне зависимости от года выпуска и объема двигателя автомобиля.
Что касается предложения по повышению налога на имущество, то предложение правительства для его увеличению для всех категорий граждан без учета их уровня доходов, а только с учетом места их проживания, ударит по самым бедным слоям населения – пенсионерам, многодетным семьям, одиноким матерям и т.д.
Предлагается рассматривать жилую недвижимость площадью более 250 кв. метров, зарегистрированную на одного человека как предмет роскоши. Такое жилье должно облагаться повышенными ставками налогообложения – в 10 раз больше стандартной платы ввиду сравнительно невысокого налога на недвижимость.
Программа «нулевой терпимости» к уклонению от уплаты налогов
1. Вывод из тени предпринимателей уклоняющихся от уплаты налогов. Сейчас теневая экономика по данным председателя Агентства по статистике составляет почти 20% от ВВП страны, что эквивалентно более чем 40 млрд. долларов. В отдельных сферах обслуживания, таких как СТО, ресторанный бизнес и других доля неучтенных услуг достигает 80%. Таким образом, повышение эффективности работы фискальных органов принесет в казну больше доходов, чем планируемое повышение налогов.
Для исправления ситуации предлагается начать реализацию Программы «нулевой терпимости» к уклонению от уплаты налогов. В рамках нее каждый гражданин должен включиться в борьбу с укрывательством доходов.Для стимуляции этого процесса предлагается предусмотреть материальные поощрения (1000-5000 тг) для лиц, информирующих налоговые органы о случаях невыдачи фискальных чеков. Одновременно должна быть на законодательном уровне увеличена ответственность за продажу товаров без выдачи чеков, вплоть до ареста владельцев бизнеса - систематических нарушителей Налогового кодекса за отчетный период на срок до 15 суток.
2. Повышение налогов для сырьевых предприятий, в том числе перевод нефтедобывающих гигантов с СРП на общепринятые налоговые режимы. Последнее предложение особенно логично, учитывая поручения Президента по работе в данном направлении: «Все наши контракты работают по налоговому законодательству на момент их подписания. Нам надо проработать вопрос о том, чтобы выходить из зоны неприкосновенности, чтобы все работали по тем же изменениям в налоговом законодательстве, которые произойдут в будущем»
ОО "Казпотребнадзор"
Просмотров материала: 2 064