Казахстан может усилить свои позиции в торговле с Россией. Отечественный бизнес может начать больше производить и начнет, если реализовать некоторые меры. А государство вовсе не зажало все в своих руках. Об этом во время интервью Матрица.kz рассказал член комитета по финансам и бюджету мажилиса Нурлан Жазылбеков.
С парламентарием нам удалось поговорить во время II международного бизнес-саммита по ритейлу в Алматы. Во время него эксперты в один голос констатировали спад в экономике, а предприниматели били в колокола, жалуясь на жизнь на грани вымирания.
- Нурлан Абдужапарович, что нужно сегодня для того, чтобы раскачать нашу экономику? Чтобы она могла обходиться без таких «костылей», как деньги по госпрограммам, например, «Нурлы жол»?
- Экономика без костылей никогда не ходит. Ее всегда надо поддерживать. Экономика чувствительна к любым внешним воздействиям. Казалось бы, создали ЕАЭС и все должно быть нормально. Но тут возникли вопросы нетарифного регулирования: в товарах, особенно в продуктах питания, то одно найдут, то другое и начинаются запреты на ввоз.
Наши торговые предприятия сегодня жаловались, что не могут поставлять свою продукцию в Россию. В рамках поручения главы государства стоит задача упрощения тарифной политики в рамках ЕАЭС. А поскольку результаты этой работы коснуться всего союза, а не только Казахстана, мы должны будем четко объяснить их нашим союзникам.
- А удастся? Говорят, что их переговорщики гораздо профессиональнее наших...
- Я бы не стал так категорично заявлять. Но российский рынок численностью 170 миллионов человек, наш внутренний рынок очень слабый, поэтому нам с ними надо считаться. В условиях небольшого собственного рынка и нетарифного регулирования при ввозе наших товаров на рынок РФ, что остается делать нашим производителям? Работать на склад.
- Кстати, об этом. Особенно плохо обстоят дела в приграничных городах, например, Костанае. Из-за российского товарного наводнения местные яйца, птица, макароны и молочная продукция вообще не раскупаются. Гипермаркеты, тот же «Магнум» заявляют, что наши производители привыкли плакаться, что торговые сети закупаются в первую очередь у них, потому что обращают внимание на сроки годности. А просроченные и непромаркированные российские товары идут серым импортом на рынки...
- Для наших производителей вопрос входных бонусов на полки супермаркетов очень актуален. То есть большая проблема уже в том, чтобы попасть в магазины. Имели бы мы большой внутренний рынок, ритейлеры так бы себя не вели. Мы боремся с этим уже не первый год.
Привезла компания 10 коробок товара в сельский магазин и с ней там сразу рассчитались. Когда производитель поставляет товар «Арзан» или «Рамстор», то мало того, что получает деньги только через три месяца, так еще и платит за полки. Теперь про цены. Например, рекомендуемая производителем цена за единицу его товара 210 тенге, но вместо этого магазины продают его дороже с целью большей выгоды.
- Получается, в том, что наши потребители предпочитают дешевые российские и белорусские товары дорогим отечественным, вина торговых сетей, которые раздувают цены на них?
- Однозначно. Но у нас по официальной статистике, 49% ввозимого товара не соответствует стандартам технического регулирования. По качеству эти продукты нельзя употреблять.
- Но мы не можем препятствовать такому импорту, потому что отменена экспертиза?
- Убирая административные барьеры, отменяя разрешительные документы и сертификаты, мы навредили сами себе. Как только ослабили контрольные функции государственных органов, например, объединили санэпидемстанцию с комитетом по защите прав потребителей бизнес расслабился.
- Тут высокий гость из правительства ругал наших предпринимателей за безответственность, мол, им еще расти и расти до эффективного ведения бизнеса. Например, по его словам, они не соблюдают сроки поставок своей продукции. Справедливые замечания?
- Уверенное производство требует четких контрактов на поставки. Зная, что завтра при экспорте возникнут проблемы, бизнес не производит свой товар в большом количестве и работает в основном на маленький внутренний рынок. К тому же, у нас нет своих торговых площадей в России. Если бы были и наши производители знали, что туда нужно поставлять миллионы единиц торговой продукции, наращивали бы свое производство.
- Это очень амбициозные планы заиметь свои магазины в России...
- А почему бы нет?
- Нам могут такое позволить?
- В рамках ЕАЭС вполне. Ведь Российская Федерация имеет свои магазины в Казахстане. Один из них - бывший автомобильный рынок «Жибек жолы» на въезде в Алматы. Да и вообще, все крупные местные ритейлеры только де-юре казахстанские.
- А есть ли какие-то объективные недочеты в работе наших бизнесменов, из-за которых они не могут работать в Казахстане и России?
- Не хватает ответственного отношения к качеству производства. Поэтому наш ЕАЭС и период перед вступлением в ВТО должны дисциплинировать и тренировать наших производственников. Но ряд компаний просто не стремятся становиться конкурентоспособными. Тем не менее, участие государства в развитии бизнес-среды очень нужно.
- А может государство слишком увлеклось законотворческой деятельностью? Слишком зажало все в своих руках?
- Государство наоборот передает свои функции в частные руки. Принят законопроект о разграничении полномочий. Нацпалата стала саморегулируемой организацией и ей передаются государственные функции.
- Речь идет о законах, которые регулируют работу рынка…
- Жесткого контроля нет. Уже несколько раз объявляли мораторий для бизнеса. Но половина сразу же перестает платить налоги, бюджет недополучает средства. И мы снова возвращаемся к вопросу об уровне ответственности нашего бизнеса.
Государство сегодня дает максимальные возможности бизнесу. В какой стране есть программа, аналогичная «Дорожной карте бизнеса», которая оказывает полное бесплатное сервисное обслуживание, предоставляет бесплатные бизнес-планы?
- Но предприниматели говорят, что получить деньги по «ДКБ» сложно, потому что финансирование идет через банки. Если у предпринимателя подпорчена кредитная история за кризисные годы, то госденег они не получат. Бизнесмены считают это несправедливым, ведь выжив, они доказали свою стрессоустойчивость.
- Выжить это одно, но если репутация испорчена, то в чем обида? Надо разбираться в причинах, по которым это случилось. Банки не дураки, и сегодня борются за каждого платежеспособного клиента.
Ксения Бондал, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 3 806