Эта неделя в Карагандинском регионе прошла под знаком шахтерского протеста и солидарности. Восемь шахт прекратили добычу угля, горняки до сих пор бастуют под землей и на-гора. Выдвинутые ими требования, такие как: повышение на 100% заработной платы, уменьшение пенсионного возраста с 63 до 50 лет, улучшение условий труда и т.д. поддержала общественность и профсоюзы страны. А вот реакция работодателя и чиновников на акцию протеста горняков выглядела в глазах казахстанцев то ли как признание собственной некомпетентности, то ли как диверсия накануне Дня Независимости.
11 декабря, понедельник: начало…
Напомним, гром грянул в понедельник с раннего утра. Именно тогда, 11 декабря, по соцсетям разнеслась новость: шахтеры ночных смен четырех шахт Шахтинского региона, относящихся к АО «АрселорМиттал Темиртау», отказались подниматься на поверхность. Пионерами забастовки стали шахты: «Казахстанская», «Ленина», «Шахтинская» и «Тентекская».
Изначально горняки выдвинули к руководству АО «АрселорМиттал Темиртау» список требований из 11 пунктов, заглавным из которых было «повышение заработной платы на 100% подземным и поверхностным работникам». Шахтеры требовали также: «выплатить 13 зарплату за 2017 год, убрать службу ГТР, отменить ежемесячные экзамены по технике безопасности, принять работников на шахту, увеличить количество путёвок на д/о «Шахтёр» и санаторий «Жартас», перевести подрядчиков в штат шахты, убрать МРТ из медосмотра при трудоустройстве, вернуть зарплатные квитки и льготную пенсию шахтёрам и выплачивать индексацию в стопроцентном размере с начала года».
В мессенджере «WhatsApp» были тут же созданы группы для мгновенного обмена информацией между шахтерами и членами их семей. Рабочие, которые в момент начала забастовки находились на выходных, присоединялись к товарищам, придя на свои шахты и бастуя на поверхности. Родные, друзья, близкие горняков, отказавшихся подниматься на поверхность вплоть до выполнения всех требований, оперативно организовали снабжение их горячим питанием и теплой одеждой.
Реакция руководства АО «АрселорМиттал Темиртау» на вышеописанные события оказалась осторожной: в первой половине дня понедельника журналистам был разослан пресс-релиз, в котором говорилось: «На данный момент часть горняков, около 200 человек четвертой (ночной) смены, четырех шахт не поднялись на поверхность по окончании рабочей смены. Данная акция является несанкционированной, т.к. горняками не было выдвинуто никаких официальных требований ни руководству шахт, ни администрации АО «АрселорМиттал Темиртау», со стороны профсоюза угольщиков «Коргау» не поступало никаких заявлений. Остальные шахты работают в штатном режиме».
Чуть позже пресс-служба предприятия опровергла собственное информационное сообщение, заменив его следующим: «11 декабря 2017 года группа работников четырех шахт Угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» отказалась покидать свои рабочие места после окончания смены. Начался диалог в рамках трудового законодательства между руководством компании и профсоюзом угольщиков «Коргау», представляющим интересы работников. Остальные шахты работают в штатном режиме».
Дальнейшие события показали, что даже в отредактированном варианте информация АМТ оказалась, мягко говоря, далекой от достоверности.
Вечером 11 декабря на площадь перед акиматом Шахтинска вышли жены горняков в знак поддержки своих мужей. Здесь их встретили заместители акима области и представители АО «АрселорМиттал Темиртау», которые любезно предоставили женщинам помещение и позволили высказаться о наболевшем. Жены, сестры, матери горняков целиком и полностью поддержали своих близких, заявив, что работать в экстремальных условиях глубоко под землей за мизерную заработную плату, сопоставимую с зарплатой среднего клерка в офисе, - просто недопустимо. На увещевания успокоить мужей и уговорить их выйти на поверхность женщины ответили решительным отказом. 12 декабря, вторник: в неопределенности
В ночь с понедельника на вторник работники бастующих шахт выдвинули представителей для ведения переговоров – по три человека от каждого коллектива. По сообщению пресс-службы акимата и компании, в состав инициативной группы по решению трудового конфликта вошли представители всех трудовых коллективов, руководство АО «АрселорМиттал Темиртау», директоры шахт, представители акимата области и г. Шахтинск и Карагандинской областной прокуратуры. Однако шахтеры и их близкие в соцсетях и мессенджерах опровергали эту информацию.
Они утверждали, что никаких переговоров со стороны работодателя с ними не ведется. Что касается представителей власти, то они, по утверждению бастующих, предлагали им единственное условие для начала ведения переговоров: подняться на поверхность всем, кто бастовал под землей. Но это предложение, как и «компромиссное решение» в виде двадцатипроцентной надбавки к действующему тарифу, горняки решительно отвергли.
А на следующий день, 12 декабря, к забастовке присоединились рабочие еще четырех шахт: «им. Костенко», «им. Кузембаева», «Саранской» и «Абайской». Рабочие этих шахт не стали оставаться в забое, просто остановили работу и пришли поддержать своих товарищей в актовые залы предприятий.
Далее началась цепная реакция - акцию в поддержку горняков провели рабочие металлургического комбината АО «АрселорМиттал Темиртау», солидарность выразили рабочие ЦОФ «Восточная». В социальных сетях известные общественники, блогеры, да и просто неравнодушные казахстанцы и жители зарубежья выразили поддержку карагандинским горнякам.
Родные шахтеров и сами горняки через интернет распространяли видео и фото с шахт и сообщали, что намерены «стоять до конца», до полного выполнения их требований. При этом предостерегали от провокаций и лжи со стороны администрации АМТ. И предостережения эти были отнюдь не беспочвенны.
Так, по сообщению пресс-службы компании, во вторник днем для ведения переговоров прибыл генеральный директор АО «АрселорМиттал СНГ» Парамжит Калон. Согласно пресс-релизу, поступившему во вторник вечером, «…продолжается работа согласительной комиссии. Администрация АО «АрселорМиттал Темиртау» обеспечивает горняков, находящихся в шахтах, горячей пищей, сухими портянками и лампами. Здравпункты предприятий работают круглосуточно, на случай необходимости дежурит реанимационно-передвижная группа. Обращений к медперсоналу от шахтеров не поступало».
- Это ложь! – категорично опровергли официальную информацию горняки бастующих шахт. - Обеспечение наших товарищей горячим питанием, теплой одеждой и медикаментами проводится исключительно за счет шахтеров и членов их семей. Мы скидываемся, покупаем продукты, воду, жены приносят «подземникам» теплую одежду и тормозки, которые спускаются по клети. Ни профсоюзы, ни администрация в обеспечении бастующих шахтеров никак не участвуют.
Возмутило горняков и заявление министра труда и соцзащиты Тамары Дуйсеновой о минимальном размере их заработной платы, которая, по нению министра составляет более 300 тысяч тенге в месяц. В ответ они предоставили квитки, в которых значатся суммы, едва ли не в два раза меньшие заявленной министром.
- Очень много провокационной информации, - посетовали жены горняков. – Например, на второй день прошла информация о том, что в забастовке участвует около 600 шахтеров. Но как это возможно, если в ночной смене работает 200-250 человек? Забастовали сразу 4 шахты, где ночные смены в полном составе отказались подниматься на поверхность. Вот и посчитайте, сколько получится?
13 декабря, среда: в гуще событий
На третий день забастовки вместе с первым секретарем Карагандинского областного комитета Коммунистической Народной партии Казахстана, общественным помощником депутата Мажилиса Парламента РК Жамбыла Ахметбекова Александром Зевахиным мы поехали на бастующие шахты. Хотели своими глазами увидеть, что происходит в эпицентре протеста и услышать мнение администрации шахт и бастующих горняков, что называется, из первых уст. Реальность превзошла все наши ожидания….
…На территорию шахты «Тентекская» нас не пропустили. Александр Зевахин позвонил директору, представился, но тот бросил в трубку: «Все вопросы - к акимату!» и отключился. Зато за шлагбаум вышли рабочие – около 150 человек. Они окружили нас плотным кольцом и эмоционально рассказали обо всем, что наболело – о своем нелегком труде, о причинах забастовки, о том, что происходит на шахте сейчас…
- Вот вы – представитель Мажилиса, официальное лицо, - обратился к Александру Зевахину горный мастер добычного участка Нурболат Абдрахманов . – Так почему же вы не можете сделать так, чтобы наша встреча состоялась в нормальной обстановке в актовом зале? Там люди под землей, на глубине 350 метров, находятся третьи сутки! В холоде, в темноте, спят на тонкой дощечке! Вот вчера к нам приехал государственный инспектор (по труду – прим. авт.), спустился со мной под землю и говорит: «Если эти люди сейчас за тобой не выйдут, то тебя будем преследовать уголовно! Он видит, что человеку плохо стало, ему оказывают помощь спасатели, но все равно ведет свою агитацию! Мы ведь не делаем ничего противозаконного! Мы заявляем о своих проблемах – что шахтеры не доживают до пенсионного возраста, что у нас маленькая зарплата и отвратительные условия труда. И что, за это сажать, что ли?
- Наша цель – чтобы нас увидела вся страна, - поддержал товарища горнорабочий Руслан Ягудинов. – За наш труд мы получаем копейки, Например, за ноябрь я получил 187 тысяч за 22 дня работы на добычном участке. Проходка, добыча – это тяжелая работа. По сегодняшним временам при нынешних ценах и тарифах эти деньги – ничто. На вспомогательных участках люди получают и того меньше! Еще. Почему полицейские уходят на пенсию в 40-45 лет, а мы должны в 63 года? Мы просто хотим нормально жить!
Рабочие рассказали также, что техника безопасности в шахтах «на нуле» и зачастую сами начальники вынуждают шахтеров идти на ее нарушение. А у тех нет возможности отказаться, поскольку иначе не выполнишь план и не получишь нормальной зарплаты. В случаях же, когда рабочие травмируются, они же и остаются виноватыми. Позиция руководства в этих случаях проста – сам же нарушал, сам и неси ответственность!
- На ту работу, на которую положено ставить четыре человека, нас посылают по два, а то и по одному! – возмущались шахтеры. – По ТБ положено поднимать не более 25-30 кг, а мы перетаскиваем металл – четырехметровый профиль, в метре которого 27 килограмм! А на регресс не ставят по заболеваниям спины, говорят: «Зачем ты поднимал?». Шахтеры также пожаловались, что инструменты вынуждены покупать сами, спецовку им выдают раз в год, оборудование в шахтах старое…
- Почему нас игнорят? – недоумевали они. - Профсоюз поддержал, но помощи от него нет, мы сами собираем деньги, покупаем продукты, привозим нашим товарищам, спускаем в шахту. Остальные приезжают и требуют, чтобы наши товарищи вышли на поверхность. Самое большее – предложили надбавку в 30% на добычных участках, на вспомогательных – 10.
Но шахтеры на компромисс не пошли, сказали, что будут бастовать вплоть до полного удовлетворения их требований.
13 декабря, среда: шахт много – требования одни
На шахте «Казахстанская» в актовом зале шло собрание бастующих – для встречи с ними приехали представители акимата Карагандинской области и аким Шахтинска. Благодаря этому, нам удалось пройти на территорию шахты.
Шахтеров на основании их заявления за подписью более 500 рабочих представляла председатель ОО «Шахтерская семья» Наталья Томилова. Чиновники заявили о том, что для переговоров с работодателем все готово, единственное его условие – чтобы бастующие под землей смены вышли на поверхность. Однако Наталья Томилова решительно отклонила такое предложение.
Шахтеры же, напротив, потребовали предоставить им возможность сменить под землей истощенных и уставших товарищей. Они даже начали разрабатывать документ с требованиями гарантий для пионеров забастовки. И как раз в этот момент разнеслась новость о том, что одному из бастующих в забое горняков стало плохо. Мы стали очевидцами того, как заболевшего шахтера подняли в клети по стволу и увезли на «скорой».
Вечером того же дня стало известно: возможности сменить товарищей под землей их коллегам, находящимся на-гора, не предоставили.
…На шахту «Шахтинская» нам попасть не удалось. И даже удостоверение помощника депутата Мажилиса Парламента РК не помогло. Вышедший на проходную заместитель директора шахты по административной работе в довольно нелюбезной форме выпроводил нас вон.
- Это режимный объект, - сказал он. – И я не разрешаю вам здесь находиться! Выйдите за территорию!
Впрочем, помешать встрече с бастующими рабочими замдиректора не смог, хотя и грозился «вызвать ОМОН». Они вышли из здания управления вслед за нами, окружили и стали делиться своим видением ситуации. Как раз в этот момент подъехал профсоюзный лидер шахты, который вернулся со встречи с представителями работодателя и исполнительной власти расстроенный – к консенсусу так не удалось прийти. ...На шахте им Костенко, куда мы приехали поздним вечером, также шло собрание коллектива. И хотя все бастующие находились на поверхности, здесь горняки также объявили о намерении «стоять до победного»…
14 декабря, четверг: в тупике
В ночь со среды на четверг жены горняков не спали – в группах «вотсапа» непрерывно шло обсуждение. Причиной тому стал визит генерального директора АО «АрселорМиттал СНГ» Парамжита Калона и акима Карагандинской области Ерлана Кошанова на шахту «Тентекская». Здесь прошли первые переговоры работодателя с представителями бастующих шахт.
Собравшимся Парамжит Калон озвучил условия компании - АО «АрселорМиттал Темиртау» готово незамедлительно приступить к переговорам с представителями горняков, но при условии, что все шахтеры поднимутся на поверхность в ближайшее время. При выполнении этого условия работодатель гарантирует отсутствие каких-либо наказаний. В качестве наглядной иллюстрации к тем последствиям, которые могут ожидать горняков в случае неподчинения приехавший вместе с официальными лицами прокурор Карагандинской области Марат Сексембаев дал правовую оценку происходящим событиям.
Тем не менее, на данный момент шахтеры не собираются сдавать позиций.
- Из шахты поднимаются лишь по состоянию здоровья, - прокомментировала ситуацию представитель коллектива шахты «Казахстанская» Наталья Томилова. Остальные по-прежнему бастуют.
Этим утром стало известно: профсоюз металлургов «Жактау» поддержал бастующих горняков. В письме, адресованном акиму Карагандинской области Ерлану Кошанову и генеральному директору АО «АрселорМиттал СНГ» Парамжиту Калону говорится: «Требования бастующих: повышение заработной платы на 100%, полная индексация заработной платы с 1 января на уровень инфляции, решение вопроса о выходе на пенсию в 50 лет и другие являются обоснованными. Металлурги поддерживают шахтеров и солидарны с ними в борьбе за свои права, достойную оплату труда».
По словам профсоюзных лидеров, металлурги и шахтеры работают в одной компании, поэтому переговоры должны проходить и с их участием.
Они требуют, чтобы в состав комиссии, образованной для ведения переговоров по рассмотрению требований шахтеров, включили и представителей работников стального департамента АО «АрселорМиттал Темиртау».
«В случае одностороннего распространения принятых решений (только на угольный департамент), работники стального департамента оставляют за собой право на проведение различных акций протеста», — сообщается в документе за подписью первого заместителя председателя ОО «Профсоюз металлургов «Жактау» Владимира Дубина.
Забастовка продолжается…
Лариса ЧЕН, Караганда, специально для Матрица.kz Фото Анатолия ЧЕНА
PS. По информации газеты "Время", компания «АрселорМиттал Темиртау» подала на бастующих шахтёров в суд. Заявления отправлены в два суда — Абайский районный и города Темиртау. Подробнее ЗДЕСЬ.