20 ноября в Мажилисе состоялся Правительственный час, на котором с докладом «О ходе реализации Плана нации «100 конкретных шагов» по вопросам оказания государственных услуг» выступил и ответил на депутатские вопросы министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.
Открывая заседание, вице-спикер Мажилиса Владимир Божко, в частности, отметил, что впервые задачу о создании Центров обслуживания населения глава государства Нурсултан Назарбаев поставил в своем Послании народу Казахстана, объявленном 18 февраля 2005 года. В соответствии с пятым разделом «Плана Нации» «Формирование подотчетного государства» был принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг». Закон действует с 17 ноября 2015 года.
Реализация указания главы государства о развертывания системы оказания государственных услуг по принципу «одного окна» значительно облегчила жизнь гражданам нашей страны при взаимоотношениях с государственными органами при получении государственных услуг. За период с 2011 по 2017 годы в реестре, созданном Министерством экономики, количество государственных услуг, касающихся различных сфер жизнедеятельности и оказываемых через Центры обслуживания населения, увеличилось в 5,5 раз. На сегодняшний день их 723, в ближайшее время показатель увеличится до 746.
Следует отметить, что значительное положительное воздействие на социальное самочувствие граждан оказали меры по созданию и развитию 14 специализированных Центров обслуживания населения для выдачи водительских прав и регистрации автотранспорта. В 2018 году будут введены специализированные Центры обслуживания населения в Западно-Казахстанской и Акмолинской областях. Будет начато строительство специализированных Центров обслуживания населения в Восточно-Казахстанской области и Атырау.
Председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Нуртай Сабильянов, в частности, выделил некоторые актуальные вопросы, передает пресс-служба Палаты. В первую очередь, это достаточно низкая эффективность деятельности по автоматизации и переводу государственных услуг в электронный формат. К «лидерам» с наибольшим удельным весом государственных услуг в бумажной форме относятся здравоохранение (в 2016 году – 45 млн, за январь-август 2017 года – 19 млн), сельское хозяйство(в 2016 году – 5 млн, за январь-август 2017 года — 2,5 млн) и органы внутренних дел (в 2016 году – 4 млн, за январь-август 2017 года – 2,3 млн).
Как отметил в своем выступлении депутат Сабильянов, с учетом современных трендов вопрос координации и развития сферы государственных услуг должен быть полностью передан в ведение одного уполномоченного органа, а именно Министерства по информации и коммуникациям. Во-вторых, на реализацию программ по формированию и развитию «электронного правительства» уже затрачены бюджетные средства на сумму более 19 млрд тенге. Однако до сих пор более 65% услуг, оказываемых государственной корпорацией «Правительство для граждан» (около 24 млн услуг) составляют электронные справки, которые граждане получают для представления в различные государственные органы.
Как считает депутат Сабильянов, назрела необходимость переходить на принцип «одного заявления». В противном случае теряется смысл автоматизации процесса получения государственных услуг: ведь предпринимателю, чтобы запустить бизнес, нужно получать несколько услуг, часть из которых в итоге оказывается на бумажных носителях, либо же автоматизирована только подача заявления.
В-третьих, у ряда государственных органов электронный архив и вовсе отсутствует. Вопрос касается использования и оцифровки бумажных архивов государственных органов, данные которых используются при оказании государственных услуг.
В-четвертых, работа по развитию сферы государственных услуг ведется системно. Государственные органы неохотно меняют процессы оказания государственных услуг, слабо используют опыт других ведомств, не проводят полноценной аналитической работы. На сегодняшний день 32% государственных услуг Реестра (232 вида государственных услуг) оказываются на платной основе. Среди них имеются государственные услуги, в ходе получения которых комиссия в банках второго уровня в несколько раз превышает стоимость самой государственной услуги.
По мнению мажилисмена Сабильянова, все государственные услуги необходимо передать в Государственную корпорацию «Правительство для граждан», а в центрах при государственных органах нужно создать все необходимые условия для приема и консультирования людей.
Из-за слабой пропускной способности каналов связи в сельских округах электронные государственные услуги для жителей недоступны. Даже в самой государственной корпорации «Правительство для граждан» эта проблема имеет место. Если все 340 Центров обслуживания населения обеспечены доступом к Всемирной паутине, то Департаменты земельного кадастра и технического обследования недвижимости — только на 63%, Межведомственный расчетный центр социальных выплат — и вовсе лишь на 14%.
В ходе подготовки правительственного часа с выездом на место депутатами Мажилиса изучена деятельность государственных органов по оказанию государственных услуг в Актюбинской, Кызылординской, Костанайской областях. Депутаты обратили внимание на разрозненность деятельности филиалов государственной корпорации. «О какой эффективности и результативности может идти речь?» — задал вопрос депутат Сабильянов.
Как отметил в завершение заседания вице-спикер Владимир Божко, государственная корпорация «Правительство для граждан» стала имиджевым проектом страны. Так, в индексе развития электронного правительства среди стран Юго-Восточной Азии Казахстан сегодня занимает 7-е место, в аналогичном индексе ООН – 33-е место из 174 стран мира. Вместе с тем, обозначенные сегодня депутатами вопросы должны найти эффективное решение со стороны уполномоченных государственных органов. По итогам Правительственного часа депутаты выработали соответствующие рекомендации.
Просмотров материала: 2 477