В Петропавловске в региональной Службе центральных коммуникаций прошел брифинг органов юстиции. На нем перед журналистами о своей работе отчитались руководитель Департамента юстиции Северо-Казахстанской области Руслан Кактай, начальник Управления земельных отношений СКО Есенгельды Карбаев и глава Отдела земельных отношений Петропавловска Жомарт Еркин. Они рассказали о совершенствованиии процедур оказания государственных услуг и задели социально-значимые проблемные вопросы.
- Лидером Нации в Стратегии «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» были озвучены приоритетные направления развития страны. В настоящее время, на этапе становления нового демократического и правового Казахстана, решение важных и ответственных государственных задач во многом зависит и от многогранной деятельности органов юстиции, которые активно претворяют в жизнь правовую политику суверенного государства, - сказал начальник областного департамента юстиции Руслан Кактай. - На сегодняшний день одним из ключевых приоритетов Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» является всесторонняя поддержка предпринимательства, а также вхождение в число 30 самых развитых стран мира. Одной из главных задач государства и государственных органов является совершенствование взаимоотношений физических и юридических лиц с государственными органами посредством их ускорения и упрощения, а также совершенствование механизма управления и использования информационных ресурсов. Органам юстиции отведена первостепенная роль в этой области.
Выступающий отметил, что Министерство юстиции одним из первых государственных органов в 2007 году передало функцию по приему и выдаче готовых документов в ЦОН. И сегодня большая половина услуг оказывается на безальтернативной основе.
В свете исполнения поручений Главы государства о необходимости снятия административных барьеров для населения и бизнеса, а также дальнейшей оптимизации процессов оказания услуг Министерство юстиции проводит активную линию на максимальное внедрение возможностей современных информационных технологий.
Глава юстиции СКО пояснил, что объективной внешней оценкой конкурентоспособности национальных экономик являются различные рейтинги. Они формируются международными организациями и рейтинговыми агентствами. Наиболее признанными рейтингами считаются «DoingBusiness» - «Ведение бизнеса» и ГИК ВЭФ - Глобальный индекс конкурентоспособности всемирного экономического форума. Согласно Всемирному ежегодному отчету ГИК ВЭФ на 2015-2016 годы, Республика Казахстан заняла 42 место, улучшив свои позиции по сравнению с прошлым годом на 8 пунктов.
Министерство юстиции является основным исполнителем по 4 индикаторам. Один и из них - «Защита интеллектуальной собственности», по нему Казахстан занял 70 место, поднявшись на 4 позиции по сравнению с прошлым годом. По «Правам собственности», республика, поднявшись на 3 позиции, заняла 67 место. По индикатору «Эффективность законодательства в решении спорных вопросов» - 48 место, поднявшись на 11 позиций. По индикатору «Эффективность законодательства в оспаривании административного регулирования» страна занимает 52 место, поднялась на 8 позиций.
Весной Департаментом юстиции СКО совместно с Палатой предпринимателей по СКО проведена рабочая встреча по обсуждению внесенных изменений в действующее законодательство РК, направленных на снижение административных барьеров для предпринимателей в рамках улучшений позиций Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума. По итогам данного мероприятия был заключен меморандум между Департаментом юстиции и Палатой предпринимателей по Северо-Казахстанской области о взаимодействии и сотрудничестве. Проведены мероприятия с представителями Палаты предпринимателей по СКО, Совета деловых женщин СКО, предприниматели области, студентами, общественными организациями.
В целях сокращения административных барьеров в электронном формате (онлайн) предоставляются государственные услуги в сфере регистрации юридических лиц, недвижимости, лицензирования и апостилирования.
На сегодняшний день реализованы возможности открытия бизнеса посредством сети Интернет, переход к уведомительному порядку регистрации предприятий и сокращение времени регистрации коммерческих субъектов до 1 часа. Это большой прорыв, поскольку внедрен механизм отсутствия контакта с государственным аппаратом, сокращены сроки оказания услуги и отсутствует необходимость представления бумажных документов.
При этом благодаря Государственным базам данных Министерства юстиции удалось существенно сократить перечень документов, требуемых от населения.
- Так за 9 месяцев 2016 года по недвижимому имуществу было проведено 48 895 регистраций, из них в электронном формате 6 424 регистраций, - продемонстрировал ситуацию в цифрах руководитель департамента юстиции СКО. - По направлению регистрации юридических лиц было всего проведено 1848 регистрации из них в электронном формате 443. По услуге апостилирования официальных документов было оказано 877 услуги, из них в электронном формате 22. В сфере нотариата и адвокатуры оказано 18 услуг, из них выдано 4 печати частным нотариусам, вынесено 14 решений по итогам аттестации на право занятия нотариальной и адвокатской деятельностью.
Сложным и динамичным участком работы в деятельности Департамента юстиции является сфера исполнительного производства и работы судоисполнителей. Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым обозначено 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ.
Так, в пункте 27 Плана Нации «100 шагов» отмечено о дальнейшем развитии института частных судебных исполнителей и поэтапном сокращении государственной службы судебных исполнителей.
В настоящее время всего на территории Северо-Казахстанской области зарегистрировано 48 частных судебных исполнителя, из них действующих 44.
При этом сокращение государственных судебных исполнителей будет происходить в три этапа. В 2016 году планируется сокращение 30 % штатной численности государственных судебных исполнителей, в числе которых имеются такие судебные исполнители, которые уже получили лицензии частного судебного исполнителя и после сокращения могут работать частными судебными исполнителями.
Руководитель отдела земельных отношений города Петропавловска Жомарт Еркин в свою очередь сообщил, что в этом году во исполнение Генерального плана развития города запланировано предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в поселке Солнечном Петропавловска очередникам, состоящим в очереди на индивидуальное жилищное строительство. На специальном учете на получение земельных участков для ИЖС состоит 7696 человек.
- Год за годом совершенствуется земельное законодательство, ориентированное на рыночную экономику. Внесенные изменения в земельный кодекс предусматривают исключение административных барьеров и создание благоприятных условий для бизнеса, - прокомментировал Ж.Еркин. - Одним из примеров является введение нормы предоставление земельных участков для целей строительства в черте населенного пункта, действующая с начала 2015 года. Данная норма предусматривает упрощенную форму предоставление земельных участков для целей строительства и исключает рассмотрение заявлении на заседании земельной комиссии и изготовление землеустроительного проекта. Это в свою очередь позволяет не только сэкономить время и деньги на изготовление проекта. Эти виды работы переведены в государственную услугу и сокращены сроки их рассмотрения. Если до введения этой нормы в соответствии со статьей 43 Земельного кодекса срок рассмотрения составлял до двух месяцев и разработка землеустроительного проекта не входили в эти сроки, то согласно стандарта оказания государственной услуги «Предоставление земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта», общий срок оказания государственной услуги составляет 50 рабочих дней для строительства.
Начальник управления земельных отношений СКО Есенгельды Карбаев рассказал представителям СМИ, что постоянно ведется совершенствование механизма оказания государственных услуг населению. Но в ходе проведения анализа деятельности по оказанию государственных услуг и нормотворческой деятельности управления, был выявлен ряд недостатков и коллизий правовых норм в законодательстве. Теперь ведется работа по их устранению.
- Для обеспечения прозрачности процедуры предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, в рамках Закона РК «О доступе к информации», Управлением было предложено проводить данную работу через Государственную корпорацию «Правительство для граждан», в том числе в электронном формате с размещением информации на интернет ресурсах акиматов и включить в реестр государственных услуг, - проинформировал Есенгельды Карбаев.
По поручению Руководителя Администрации Президента Казахстана сейчас государственными органами проводится реинжиниринг бизнес-процессов государственных услуг. В 2016 году подлежат реинжинирингу две государственные услуги в сфере земельных отношений: «Утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков» и «Предоставление земельного участка в черте населенного пункта».
Екатерина Уланова, Северо-Казахстанская область, Матрица.kz. Фото автора
Просмотров материала: 2 233