Значительная часть Плана нации «100 шагов» посвящена проблемам независимого правосудия, реализации верховенства закона. О том, как можно и нужно реализовать этот план, мы решили побеседовать с первым проректором Академии правоохранительных органов Генеральной прокуратуры РК, доктором юридических наук, профессором Еркином Онгарбаевым.
– Еркин Ануарович, в Плане нации «100 шагов» особое внимание придается вопросам законности и правопорядка. Не могли бы вы раскрыть содержание данных понятий?
– Целесообразнее было бы начать разговор с того, что с нынешнего года в стране действуют 59 новых законов, что является свидетельством поэтапного исполнения пяти институциональных основ.
Эти законодательные акты и законодательные изменения, вступившие в силу в прошлом году Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан свидетельствуют не только об акте гуманизации правовой системы страны в целом, но и о том, что они стали классическим образцом цивилизационного пути построения правового государства.
В новом Уголовно-процессуальном кодексе, состоящем из 16 разделов, 73 глав и включающем в себя 672 статьи, впервые вступило в силу правило Миранды, введены согласительные процедуры, к которым относится процессуальное соглашение, институт следственного судьи по судебному контролю за осуществлением прав и свобод гражданина.
Закон, отраженный на бумаге, должен реально исполняться, что в свою очередь и определяется понятием «законность». Вместе с тем в реальной жизни добиться строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми норм права сложно. На практике, в жизни, имеется немало нарушений законности. Поэтому то, насколько требования правовых норм вошли в быт, привычку, повседневное поведение людей, отражает понятие «правопорядок». Именно его органичная связь с законностью является результатом ее (законности) осуществления – реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности.
– Статданные по республике заставляют призадуматься: в 2015 году зарегистрировано 386 718 преступлений, что на 13% больше, чем в 2014 году, в т. ч. зафиксировано 26 474 преступления против общественной безопасности и общественного порядка… Можно ли при таких цифрах говорить о формировании «нулевой терпимости» к мелким правонарушениям?
– Несомненно, не только можно, архиважно – нужно. Здесь необходимо отталкиваться от основополагающего документа – Послания Президента страны Нурсултана Назарбаева «Стратегия «Казахстан–2050»: новый политический курс состоявшегося государства», реализации в Казахстане курса, направленного на формирование в обществе «нулевой терпимости» к мелким правонарушениям.
К наиболее популярным превентивным программам, доказавшим свою эффективность во многих странах мира (например, в Великобритании, США, Канаде, Германии, Австралии), можно отнести «Соседский надзор», программы профилактики преступности через организацию внешнего окружения «Разбитые окна», «Остановим преступность», программы безопасности для отдельных социальных групп: детей, подростков и т. д.
Таким примером является внедренная в Казахстане криминологическая программа «Теория разбитых окон», рассматривающая мелкие правонарушения как индикатор ухудшения криминальной обстановки в целом. Сформулированная в 1982 года американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом теория нашла широкое применение во многих странах.
В свое время Рудольф Джулиани (мэр Нью-Йорка с 1994 по 2001 год) и комиссар нью-йоркской полиции Уильям Браттон начали борьбу с таких мелких нарушений, как граффити и безбилетники в метро, попрошайничество ит. п. То, на что раньше не обращали особого внимания, стало неприемлемым. Несмотря на критику и насмешки, Джулиани последовательно боролся с «разбитыми окнами», в результате количество преступлений в городе значительно сократилось, а жители города получили не только более чистый и безопасный город, но и уверенность в способности полиции справляться как с мелкими правонарушениями, так и с тяжкими преступлениями.
Зарубежные страны давно осознали приоритетность превентивных мер, используя их в практике борьбы с преступностью. Более 200 лет назад Чезаре Беккария сказал: «Лучше предупредить преступления, чем карать за них».
Для прокуратуры, как и любого правоохранительного органа, задача упреждения и недопущения правонарушений является приоритетной. Принимаются меры по повышению эффективности координационной функции, являющейся одной из составляющих профилактики преступности.
В рамках реализации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», где шаг обозначен 30-м, создана местная полицейская служба, подотчетная местным исполнительным органам и местному сообществу. Она-то и повысит стремление граждан к активному участию в процессе обеспечения общественной безопасности.
Продолжается совершенствование деятельности прокуратуры по координации усилий правоохранительных органов в сфере формирования в обществе «нулевой терпимости» к правонарушениям и беспорядкам.
– Судя по информационным источникам, реформирование пенитенциарной системы сегодня налицо.
– Органами прокуратуры проводится масштабная работа по улучшению пенитенциарной системы. Организовано проведение трех форумов под руководством Генерального прокурора с участием представителей администрации Президента, Конституционного совета, Парламента, Верховного суда, глав дипломатических миссий, руководителей центральных госорганов, НПО, международных организаций, ученых, экспертов, крупного бизнеса.
Первый форум, прошедший в 2013 году, был посвящен проекту «10 мер по снижению тюремного населения», т. к. Казахстан долгие годы был в тройке мировых лидеров по тюремному индексу после США и России. На последующих, втором и третьем, рассматривались вопросы занятости в «колониях-2017» и актуальность наисложнейшей проблемы – ресоциализации осужденных.
Благодаря реализуемым по инициативе Главы государства реформам правоохранительные органы смогли значительно усилить контроль в сфере обеспечения общественного порядка.
Тюремное население за четыре года уменьшено на 25% – с 52 до 40 тысяч человек. В мировом рейтинге Казахстан улучшил свою позицию до 55-го места; суды больше стали применять наказания, не связанные с лишением свободы, то есть доминирующим стало не лишение, а ограничение свободы.
На 33% в сравнении с 2013 годом снизились преступления тех, кто находится на учете служб пробации. То есть эта категория осужденных всё меньше и меньше представляет угрозу для общества, чем те, кто ранее освобождался по амнистии; в 2015 году в колонии начали работу 137 субъектов частного бизнеса.
Впервые в истории колоний 25 осужденных занимаются своим собственным бизнесом, открыв ИП. Были ли подобные прецеденты ранее? Конечно же, нет.
В рамках проводимой работы также осуществляется разработка законодательных, организационных и иных документов, направленных на реализацию 33-го шага Плана нации «100 конкретных шагов».
– В прошлом году Главой государства создана Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре. В чем выражается миссия этой академии?
– Принятие такого решения продиктовано проблемами, в основе которых стоят вопросы качества подготовки сотрудников: взаимодействие и координация правоохранительных органов в области образовательной и научной деятельности; отрыв процесса обучения от реальных потребностей правоохранительных органов; недостаточный уровень знаний выпускников вузов; отсутствие современных методов обучения и системы первоначального обучения; устаревшая научная, образовательная и материально-техническая база вузов, не отвечающая международным стандартам и требованиям практики.
И уже в августе академия приступила к реализации основных направлений деятельности, таких как повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, в том числе состоящих в президентском резерве; проведение межведомственных научных исследований в сфере правоохранительной деятельности; реализация программ послевузовского образования.
Обучение президентского резерва – совершенно отличительная форма подготовки сотрудников руководящего звена. Будут готовиться руководители новой формации. Миссией мы определили развитие высоконравственной, интеллектуальной и культурной личности сотрудника.
Отдельной строкой стоят следующие задачи: проведение научных исследований с практическим эффектом, организация эффективного прикладного обучения, подготовка и повышение квалификации, что полностью соответствует установкам Главы государства.
Сейчас академия прошла комплексную аккредитацию Министерства образования и науки РК в качестве субъекта научной деятельности. Начато обучение магистрантов и докторантов из числа всех правоохранительных органов. Показателен высокий конкурс: на одно место в магистратуре претендовали три человека, в докторантуре – восемь.
Создан научно-методический совет в качестве консультативно-совещательного органа, в составе которого полномочные представители всех правоохранительных органов. Таким образом устанавливается обратная связь и обеспечен прикладной характер всех исследований.
Генеральный прокурор назвал академию уникальным проектом не только в нашей республике, но и среди стран СНГ, особо подчеркнув, что впервые в истории в структуре надзорного органа образовано учебное заведение, которому предстоит готовить кадры для всего правоохранительного блока, включая его руководство.
Поэтому скорейшее становление и развитие академии становится общей задачей для всей правоохранительной системы.
Казахстан занимает достойное место в мировом сообществе, возрастает его роль в многосторонних структурах регионального и мирового уровней. При этом особой и успешно выполняемой задачей руководства страны является обязательный учет национальных интересов независимого Казахстана в условиях формирующейся многополярной системы.
Как сказал известный австрийский художник: «Когда кто-то мечтает в одиночку, это просто мечты. Когда мечта объединяет множество людей, это уже начало новой реальности». И мы приложим все усилия, чтобы казахстанская мечта стала явью.
Марат Мейрманов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 3 348