«Нас не могут удовлетворить ни узкая перспектива быть совокупностью стран, развивающихся лишь на принципах «догоняющей модернизации», ни участь вечно оставаться большим периферийным экспортером природных ресурсов для остального мира». Это слова президента Назарбаева, с которыми трудно не согласиться. И логическим завершением большой работы в этом деле станет подписание Договор о создании Евразийского союза.
С того момента, когда в стенах Московского университета главой Казахстана была озвучена идея евразийской интеграции, было сломано много копий. И больше всего непонимания и неприятия было внутри страны. Но, несмотря на то, что противники объединения все еще есть, маховик интеграции уже запущен, и остановить его вряд ли кому под силу. И главная причина – объективная – это нужно нашим странам, нашим экономикам и благополучию конкретных граждан.
Конечно, не все в радужных красках - потому обратимся к цифрам.
Менее 20% казахстанцев информированы о Евразийском союзе, но почти половина видит в нем «мощный толчок к развитию». К таким выводам после опроса пришли аналитики в Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE при Международном центре журналистики MediaNet.
Так, 50,5% респондентов признались, что имеют крайне поверхностное представление о проекте, «что-то слышали/читали, но подробно не знают». 29,6% вообще впервые услышали о Евразийском Союзе. И лишь 19,9% заявили, что в курсе и «внимательно следят за событиями вокруг проекта создания Союза».
Среди положительных аспектов активной интеграции с Россией и Беларусью казахстанцы видят перспективы стимулирования развития. В частности, 47,5% опрошенных считают, что «это даст мощный толчок к развитию». 12,7% надеются, что «ЕАС станет одним из основных экономических и геополитических центров влияния».
9,9% рассчитывают на политическую поддержку России, а 9,2% - уверены, что Евразийский станет эффективным «мостом» между Европой и Азией, и прежде всего, Китаем.
«Снятие таможенных барьеров» в качестве плюсов назвали только 2% респондентов, безопасность границ по периметру ЕАС - лишь 1,2%, а перспективу использования единой валюты - вообще 0,9%.
При оценке возможных негативных последствий создания Евразийского Союза 32% опрошенных отметили, что не видят минусов в этом проекте. Однако 20,5% высказали настороженность: «Неизвестно, насколько надежными партнерами окажутся РФ и Беларусь».
С другой стороны, довольно низкая осведомленность о евразийском союзе целом не дает полной и достоверной картины об отношении граждан к решению наших правительств к интеграции. Соответственно, появляются разного рода кривотолки, необъективная интерпретация.
И в этом плане довольно убедительны слова президента страны о том, что «надо лучше изучить и понять, что это - не политическая организация. На сегодня это чисто экономическое сотрудничество, которое вызвано необходимостью для нашего государства. Это нужно нам, мы соседи. Для Казахстана это очень важно».
И раз уж это чисто экономический союз, то он может и станет своеобразным трамплином при вступлении во Всемирную торговую организацию, что очень важно экономике страны и, в особенности, для молодого казахстанского бизнеса.
Эксперты уже подсчитали, что евразийская интеграция в ближайшие 15 лет даст нашим странам рост ВВП на 25% и открывает безграничные возможности для предпринимателей. И в тоже время, Евразийский экономический союз – это не есть закрытый от всего мира блок – это живой и динамичный организм, который может плодотворно сотрудничать с самыми разными странами и их объединениями. Самый главный принцип – это взаимная выгода.
В пользу принципа взаимной выгоды (конечно же, речь идет о странах Центральной Азии, в первую очередь, о Казахстане) говорят экспертные заключения на уровне макроэкономики и геополитики. В первую очередь, о том, что 21 век – это век масштабных объединений и союзов, так как на первом плане это потребность освоения внешних рынков. Но встает вопрос: с кем объединяться?
По мнению экспертов, времена буферных или транзитных государства прошло, потому предлагается выбор – Россия, Китай, Турция или Иран, где приоритет отдается первой.
Новый союз может стать не только одним из основных экономических и геополитических центров влияния, но и своеобразным мостом между ЕС и Китаем, который сможет извлечь выгоду от географической близости, как к Европе так и к самому динамичному сегодня Тихоокеанскому региону. От этого, безусловно, выиграют все, и особенно, Казахстан.
Еще один аргумент в пользу Евразийского союза – это восстановление старых горизонтальных связей, о чем говорил Нурсултан Назарбаев с первых дней распада СССР.
Ну и, конечно же, страны-участницы союза получат дополнительную политическую поддержку от России – ее роль в мировой политической колоде трудно переоценить.
Кстати, в свете последних событий в Украине, звучат о новых имперских амбициях России. Стоит отметить, что пример Украины и Крыма не самый удачный для того, чтобы давать прогнозы и оценки будущего Евразийского союза. Повторимся – главный принцип союза – это экономика и благосостояние граждан, о которой совсем забыли несколько поколений украинских властей.
Вместо того, чтобы искать пути развития, пути интеграции во благо собственного народа, власти занимались только тем, что делили власть и самые лакомые кусочки хиреющей экономики. Это один из ответов для ярых критиков будущего союза.
Критики еще не созданного союза сравнивают его с Еврозоной, с проблемами, которые состроили некоторые «недобросовестные» члены. Но стоит согласиться, что Еврозона – это конгломерат разрозненных стран, и Таможенный союз, в отличие от еврозоны, доказал, что объединение наших стран работает, и с пользой.
Потому что - Казахстан, Белоруссия и Россия стартуют не с разного уровня, а, как заметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, "приблизительно с одной площадки". И действительно, у нас схожие экономики и сценарии развития, общая история и, как заявил президент Назарбаев, прагматичный подход.
«В моей идее о создании Евразийского союза никогда не было и нет ни маниловщины, ни заслоняющего будущее политического ностальгизма. В ее основе всегда был и остается прагматичный подход, отрицающий любые формы насилия политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообразностями они ни прикрывались.
В евразийском проекте недальновидно видеть только лишь возможность коллективно закрыться от внешних экономических, военных, политических, информационных, технологических, экологических и других угроз. При таком узком понимании исторической перспективы ЕАС велик будет соблазн выкраивания нового подобия «железного занавеса», но уже по другим геополитическим лекалам. Это абсолютно недопустимо и неприемлемо. Мы рассматриваем Евразийский союз как открытый проект.
Его нельзя представить без широкого взаимодействия, например, с Евросоюзом, другими объединениями. Никакой «реставрации» или «реинкарнации» СССР нет и не будет. Это лишь фантомы прошлого, домыслы и спекуляции. И в этом наши взгляды с руководством России, Беларуси и других стран полностью совпадают», - сказал президент.
Трудно что-то еще добавить к сказанному главой государства.
Глеб Муравьев, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 888