На Шымбулаке состоялись общественные слушания по переводу земель Иле-Алатауского национального природного парка в земли запаса под строительство горнолыжного курорта «Кок-Жайляу». В соответствии с Законом РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 года, перевод особо охраняемых природных территорий парка в земли запаса для строительства ГЛК правомерен, пришли к заключения организаторы слушаний и компания застройщик.
Источник: Курсив
Прошли общественные слушания по переводу земель Иле-Алатауского национального парка в земли запаса для строительства горнолыжного курорта «Кок-Жайляу». Некоторые активисты называют это приватизацией общенационального парка.
На Шымбулаке состоялись общественные слушания по переводу земель Иле-Алатауского национального природного парка в земли запаса под строительство горнолыжного курорта «Кок-Жайляу». В соответствии с Законом РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 года, перевод особо охраняемых природных территорий парка в земли запаса для строительства ГЛК правомерен, пришли к заключения организаторы слушаний и компания застройщик.
«В течение пяти рабочих дней протокол общественных слушаний будет обнародован. В течение семи дней управление туризма будет принимать предложения. Затем протокол будет дополнен этими материалами и отправлен в уполномоченный государственный орган – министерство охраны окружающей среды Казахстана», – сообщил руководитель управления туризма Алматы Бакитжан Жуламанов.
Как отметили во время слушаний эксперты ТОО «Центр дистанционного зондирования и ГИС «Терра», выигравшее тендер на разработку технико-экономического обоснования проекта, под строительство ГЛК будет выделена тысяча гектаров земли, или 0,5 % площади всего нацпарка.
Эксперты также заверили, что строительство и эксплуатация курорта «Кок-Жайляу» не должны нанести ущерб экологии города Алматы. «На всех этапах реализации проекта будут применяться современные технологии, обеспечивающие минимальное воздействие на естественные ландшафты, биоразнообразие и экологическое состояние окружающей территории», – отмечалось в ходе слушаний.
Площадь покрытых лесом угодий, попадающих в зону застройки, составляет 21,5 га, из них естественных насаждений – 2,3 га, искусственных – 19,2 га, сообщили разработчики ТЭО.
«Известны случаи, когда строительство горнолыжных курортов только способствовало сохранению редких видов растений и животных. Для сохранения барса мы предлагаем бесхозные земли отдать под территорию национального парка и будем надеяться, снежный барс уйдет туда», – заявила глава компании «Центр дистанционного зондирования и ГИС «Терра» Наталья Огарь. Правда, что это за «известные случаи» и на чем основана ее уверенность в том, что снежный барс будет сохранен, г-жа Огарь, не пояснила.
Председатель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов отметил kursiv.kz, что прошедшие слушания не соответствовали требованиям Орхусской конвенции по нескольким важным причинам. Во-первых, несмотря на то что Экологический кодекс Казахстана дает право общественности на участие в процессе принятия решений, реальные механизмы для учета общественного мнения и участия общественности не созданы. Во-вторых, слушания, первоначально назначенные на 18 февраля, были неожиданно перенесены на 25 февраля и проходили в неудобном для жителей города месте, куда не все желающие могли добраться. По словам г-на Куратова, даже сам выбранный зал для проведения слушаний был не предназначен для обсуждения столь важного вопроса, как перевод земель национального парка. Слушания длились всего 3 часа, примерно 45 минут из этого времени разработчики презентовали свой доклад. Значительная часть желающих высказать свои аргументы или задать вопросы не смогли этого сделать. Кроме того, общественности не были представлены все документы, упомянутые в ТЭО.
«Мы считаем, что для строительства ГЛК не нужно переводить земли нацпарка в земли запаса. Действующее законодательство предусматривает возможность строительства курорта на территории парка. Также немаловажно, что по закону «Об особо охраняемых природных территориях» акимат не имеет права заниматься переводом земель национального парка, так как национальный парк – это особо охраняемая территория республиканского значения и его собственником является не акимат, а Министерство окружающей среды и водных ресурсов РК. К министерству тоже есть претензии, почему оно как собственник допускает нерациональное использование земель? Полномочия акимата распространяются только на охраняемые территории местного значения», – отметил г-н Куратов.
Это же подтвердила и сотрудник экологического общества «Зеленое спасение» Светлана Спатарь.
«Главным нарушением является то, что согласно статье 10 закона «Об особо охраняемых природных территориях» у маслихата и акимата, а следовательно, у Управления туризма города Алматы нет полномочий по управлению, использованию, владению, распоряжению, сокращению территории, переводу земель, финансированию и реализации проектов на территории ООПТ республиканского значения. Полномочия маслихата и акимата распространяются только на особо охраняемые природные территории местного значения», – отметила она.
Как заметили в «Зеленом спасении», несмотря на то что общественные слушания предполагают равные для всех права высказать свое аргументированное мнение, не всем желающим удалось выступить и задать свои вопросы. В нескольких случаях организаторы просто вырывали из рук микрофон. В соответствии с пунктом 8 правил проведения общественных слушаний, объявление о них публикуется не позднее, чем за 20 календарных дней до их проведения. В нашем случае, оно было опубликовано на интернет-портале Управления туризма 17 февраля 2014 года, то есть за семь дней до их проведения. Что также является нарушением правил.
Согласно статье 14 закона «Об особо охраняемых природных территориях», перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера.
Решение о переводе особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущее снижение ее статуса или повышение, принимается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественно-научное обоснование: 1) по особо охраняемой природной территории республиканского значения – правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа; 2) по особо охраняемой природной территории местного значения – местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом.
Перевод особо охраняемых природных территорий из категории «республиканского значения» в категорию «местного значения» не допускается. Ликвидация особо охраняемых природных территорий (ООПТ) республиканского значения или их отдельных частей законом не допускается, является преступным деянием и влечет уголовную ответственность согласно статье 293 Уголовного кодекса РК.
Также важное замечание экологического общества заключается в том, что согласно статье 20 закона «Об особо охраняемых природных территориях» вопросами создания, расширения и другими вопросами, касающимися территории ООПТ, занимаются специализированные научные (научно-исследовательские) и проектные (проектно-изыскательские) организации. ТОО «ЦДЗ и ГИС «Терра» не является таковыми. Ликвидация охранного статуса на данном участке национального парка приведет к нарушению требований международных конвенций.
Строительство горнолыжного курорта практически исключит возможность внесения Иле-Алатауского национального парка в Список всемирного наследия. Более того, по словам экологов, необоснованность ТЭО признают сами разработчики проекта, указывая, что работы над данным ним продемонстрировали, что для аргументированного обоснования или принятия правильных решений недостаточно достоверных данных. Это связано с тем, что в постсоветский период целенаправленных научных исследований и изысканий практически не проводилось.
Многие данные устарели, а некоторые ошибочные решения необходимо пересматривать с позиции современных методов и технологий. Без решения этого вопроса невозможно прогнозировать реальные негативные процессы и явления. В связи с этими обстоятельствами экологи и представители общественности призвали признать общественные слушания незаконными, а ТЭО – документом, исполненным в нарушение требований законов РК и не являющимся обоснованием для перевода земель.
Просмотров материала: 2 799