Новость о девальвации затмило всё. Многие или уже забыли об инициативе президента о переименовании, а еще больше наших соотечественников, наверное, забыло, кто же из них какую нацию и народность представляет. И забыли еще о том, почему же наша экономика доведена до такого, и что другого способа взрастить ее как чрез девальвацию горе-менеджеры нашего Нацбанка не придумали. Впрочем, как и правительственные чиновники.
А правительство наше уже лет двадцать говорит о реальном производстве, причем, признавая, что сидя на сырьевой игле и без обрабатывающей промышленности, без производства собственных товаров, мы долго не протянем. Да что говорить о потерянных напрочь двадцати годах для реального сектора экономики и о каких-то стратегиях, когда конкретные чиновники не выполняют конкретные поручения Главы государства, о чем было сказано буквально накануне. Представляете, оказывается, чиновниками исполняется лишь каждое третье поручение Президента?!
Но это мы отвлеклись, и бог с ними с этими макровещами – опустимся на землю грешную. Опустимся к конкретным нашим казахстанским мужичкам, которые пытаются что-то да сделать для себя, для семьи и пусть звучит пафосно - для страны тоже.
Расскажу небольшую историю одного отечественного завода в Экибастузе, куда посчастливилось попасть на прошлой неделе. Правда, мои коллеги уже успели где-то засветиться своими материалами, но все же.
Бывали мы на многих пресс-турах, и в этот раз я ожидал, что меня привезут куда-нибудь в захолустье (в Экибастузе я был впервые), в какой-нибудь заброшенный ангар времен СССР с заскладированным оборудованием примерно такого же возраста. Ан-нет – фотографии прилагаются.
Мы попали в новенький (пусть не Грюндик какой-нибудь или Kia Motor) заводик – «Проммашкомплект» (производит колеса для вагонов и тепловозов и стрелочные переводы), в котором стоят новейшие и, конечно же, чистенькие станки австрийского, чешского, украинского производства, напичканные электроникой, компьютерами и всякими умными штучками – современные линии, краны и прочее.
Завод построен на месте заброшенного ремонтного производства. Кстати, земля не просто получена, а выкуплена. Отстроены производственные, административные и вспомогательные модули, практически заново подведены коммуникации. И все это исключительно на частные средства – в проекте нет ни одной тенге государственных средств. И вложено в завод порядка 9 млрд тенге. Подчеркиваю – частных средств, часть из которых это заемные деньги (банковский кредит), но за которые в ответе завод.
Построить здания, инфраструктуру, привезти, установить и наладить производственное оборудование – это полдела. Но кто же будет работать на этих станках?! Вряд ли акционеры завода могли собрать квалифицированную команду в самом Экибастузе. И это было одним из ключевых рисков в проекте.
Но владельцы завода долго не думая, пригласили специалистов со стороны, построили для них благоустроенное жилье, и с их помощью создали собственный учебный центр. И за время деятельности завода этим учебным центром (из числа своих же сотрудников и без отрыва от производства) были подготовлены более 500 квалифицированных специалистов. Только на подготовку специалистов заводом выделено более 10 млн тенге. И на сегодняшний день на заводе работает 540 человек, из которых 95% - молодежь.
Это то, что касается дел сердечных и романтичных. Но есть реалии – подводные камни и всякого рода акулы «казахского» бизнеса, которые и стали камнем преткновения для молодого и перспективного завода.
Но для начала вернемся на несколько лет назад. Завод «Проммашкомплект» создавался он исключительно для нужд казахстанской экономики, а частности, в его продукции остро нуждалась железнодорожная отрасль страны. А конкретным потребителем продукции завода является дочерняя компания КТЖ АО «Казтемiртранс», отвечающая за техническое состояние всего подвижного состава на казахской железке. Именно с этой компанией был заключен долгосрочный контракт на поставку колес для вагонов и тепловозов на миллиарды тенге.
Воодушевленный заключением выгодного контракта завод взял, так сказать, с места в карьер – немедленно пошли поставки сырья из-за рубежа, закрутились станки, стали на гора выдавать готовую продукцию в соответствии с ГОСТами и прочими требованиями – все-таки главное на железной дороге – это безопасность движения.
Но не долго музыка играла. Партнеры (правда, настоящие партнеры обычно так не делают), оплатив небольшую сумму, выбрали лишь 10% от годового плана по поставке колес. А вся остальная продукция в данный момент заскладирована прямо на улице, под снегом. К чему может привести такое хранение металлических изделий на открытом воздухе, думаю, не надо объяснять.
Не объясняют свое бездействие и в «Казтемiртрансе». Или же делают это как то невнятно, вяло и не убедительно – мол, денег нет. Поверить на слово, конечно же, можно, но только не такой организации, как «Казтемiртранс» - ведь под ее началом практически вся железнодорожная техника страны – стратегический ресурс - и деньги там, соответственно, крутятся немалые.
Просьбы, официальные письма с просьбой исполнять взятые на себя по контракту обязательства тонут в приемных и канцеляриях железнодорожного монстра, а отечественная продукция, сделанная руками наших же сограждан, уже покрывается ржавчиной.
Ситуация с выполнением условий контракта знакома не только топам из нацкомпании – в прошлом году на заводе побывал премьер-министр Серик Ахметов, который поручил решить вопрос незамедлительно. Но, похоже, даже сам премьер не указ.
Объяснять не надо и следующее: невыполнение обязательства по контракту – это сильный удар, в первую очередь, по финансовому состоянию компании. Ведь это невыплаченные налоги, долги по коммуналке (свет, уголь, вода и пр.), а хуже всего – не очень приятная перспектива для рабочих завода остаться без зарплаты, а то и без работы вообще. Благо, руководство завода нашло возможность не то, что не увольнять работников, но и даже выплачивать заработную плату вовремя в период простоя. Но все понимают, что так не может продолжаться вечно, если «партнеры» не выполнят своих обязательств.
С другой стороны, на заводе четко понимают, что ориентированность только лишь на одного партнера, несмотря на то, что он - государственная организация, ни к чему хорошему привести не может. На сегодняшний день руководство завода ведет активные переговоры с другими потребителями их продукции. И в этом плане уже есть определенные подвижки – есть интерес в Украине и других странах постсоветского пространства.
Пример такого «сотрудничества» поучителен, ведь по всей стране в рамках ПФИИР запущены десятки и сотни заводов, фабрик, цехов, которые производят конкретную продукцию, востребованную как внутри страны, так и за рубежом. Но если позицию зарубежных стран можно понять – это защита интересов собственных производителей, то позиция отечественных потребителей, в частности, крупнейших предприятий, в том числе, нацкомпаний, по меньшей мере, мало подается пониманию.
Все разговоры о повышении казахстанского содержания так и остаются разговорами. Кстати, и АО «Национальное агентство по развитию местного содержания «NADLoc», которое определено Национальным институтом развития в области развития местного содержания, пока что не прокомментировал описанную выше конкретную ситуацию. В то же время эта организация проводит то диалоговые площадки что-то вроде «Сделано вместе – в Казахстане», то встречается с так называемыми российскими партнерами, которым, вряд ли есть какое-нибудь дело до казахстанских производителей.
Тем временем, «Казтемiртранс», по слухам, все же закупает продукцию, но в России. Колеса же, произведенные на 100% казахстанским заводом «Проммашкомплект» лежат на улице, а квалифицированные рабочие, подготовленные самим заводом, завтра могут оказаться за проходной завода. И это в таком моногороде, как Экибастуз.
А ведь правительство то и дело мечет молнии в адрес акимов моногородов по поводу неосвоенных бюджетных средств для развития предпринимательства и решения проблемы занятости, по поводу невозведенного жилья и прочих бед малых городов. Но почему бы не помочь… Не нет помочь, а создать условия работающему заводу, который собственными силами и средствами решает вопросы, которые, как оказывается, не по плечу многим акимам?!
Справка:
ТОО «Проммашкомплект» создано в 2009 году. Единственное предприятие в Центральной Азии, производящее высокотехнологичную продукцию – железнодорожные колеса и железнодорожные стрелочные переводы. Аналогичных заводов по СНГ всего лишь пять.
Собственными силами обучены 560 человек. За 2012-2013 годы в бюджет уплачено 579 млн тенге налогов и сборов, т.е. завод в виде налогов вернул государству субсидии, полученные по линии «Даму». Завод включен в ГПФИИР.
Серик Болат, Матрица.kz
p.s. Спешу сообщить, что главные темы, на которые акцентирует свое внимание наш портал – это отечественный бизнес, проблемы регионов и моногородов. И в связи с этим докладываю, что материал не оплачивался. Все эти темы освещаются бесплатно, о чем было заявлено еще в мае прошлого года, когда был запущен наш портал. Что мы делаем и по сей день. А на особый контроль мы берем состояние моногородов. Это так...к сведению акимов, депутатов, членов правительства.
Просмотров материала: 2 953