21 мая 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Караганда: тарифный бой – он трудный самый

14 январь 2014, 23:38
Караганда: тарифный бой – он трудный самый С начала года Караганда охвачена волной возмущения - впервые за все годы Независимости Казахстана местное студенчество хлынуло на улицы с протестом. Такого не бывало со времен «Желтоксана». Шахтерская столица, конечно, помнит массовые выступления, – но то были забастовки «элиты пролетариата» в смутную и трудную «эпоху перемен». А вот как удалось местным чиновникам довести молодежь до точки кипения в наше спокойное время – вопрос действительно интересный.

Когда низы не могут, а верхи – не хотят…

Новость о том, как порядка пятидесяти молодых людей шествуют по центру Караганды с плакатами «Дайте альтернативу проезду в 80 тенге!», прошла по телеэкранам казахстанцев наряду с другими 10 января этого года, и вряд ли вызвала повышенный интерес.

Между тем, аналитики считают - протест молодежи, вылившийся на улицы, не так уж и безобиден. Историки знают наверняка: во всем времена и во всех странах именно студенчество было основной «взрывоопасной» протестной силой, достаточно вспомнить наш «Желтоксан». При этом парадокс заключается в том, что именно в бунтарско-шахтерской Караганде студенчество никогда после 1986 года не выносило свой протест на улицы. А тут рядовые учащиеся вузов без страха шли колонной от ДК Горняков к областному акимату, скандировали у стелы Независимости: «Нет проезду в 80!».

А потом хором требовали, чтобы к ним пришел аким города Мейрам Смагулов, которому с гневом бросили в лицо: «Студентам, которые приезжают в город из аулов и пытаются учиться и работать, как-то встать на ноги, как быть? И по 50 тенге на проезд они наскребали с трудом, а когда проезд поднялся до 80 тенге, они стали редко ходить на учебу! Вот вы сидите в теплом кабинете и получаете большие деньги, ответьте: «Зачем вам столько?»…».

Чиновник, не привыкший к подобным вопросам, которые он, кстати сказать, отнес в разряд «личных», внятного ответа дать не смог. Ссылался лишь на то, что из 46 тысяч карагандинских студентов 10 тысяч имеют право на социальные проездные, и лишь 3 тысячи обратились за ними в отдел занятости и социальных программ Караганды. А в ответ на конкретное предложение вернуть старую цену в 50 тенге за поездку ответил невнятным: «Посмотрим, надо посчитать».

Что собрался считать мэр шахтерской столицы, собравшиеся совершенно не поняли, ведь сам он, мотивируя необходимость повышения цены на проезд, ссылался на расчеты монополиста, который якобы терпит убытки, взимая с населения «смешную» цену в 50 тенге. А напоминание о выводах экспертов региональной Нацпалаты, которые нашли ошибку в расчетах перевозчика и выявили, что он неплохо проживет, если поднимет цену не до 80, а до 63 тенге, аким города вовсе проигнорировал.

Так же как и предупреждение присутствовавшего на встрече юриста Ирины Фирсовой:
- Такой резкий скачок цен порождает инфляцию. Сейчас же поднимутся цены на все! Мне проехать на работу на двух автобусах – 320 тенге в день. Я на 320 тенге могу покупать по булке хлеба в день – целую неделю. Это слишком дорого! Очень многие в нашем городе работают за 35-40 тысяч тенге в месяц. Вот и посчитайте бюджет среднестатистической семьи в Караганде, состоящей из четырех человек: муж, жена и двое детей.

Простая народная арифметика

Аким над словами женщины, судя по всему, не задумался, и арифметикой себя утруждать не стал. В качестве доказательства правоты своих действий сел воскресным образом в полупустой автобус, чтобы «проконтролировать» качество сервиса в подорожавшем общественном транспорте. А вот мы задумались: почему из всех регулярно проводимых услугодателями Караганды повышений именно это вызвало активное сопротивление горожан? И решили посчитать вместе с карагандинцами.

Как выяснилось, повышение цен на проезд прибавило расходов среднестатистической семье на 10 тысяч тенге в месяц (на одного человека).
- Я – студентка, живу в Пришахтинске, - рассказала карагандинка Анна Неверова. – Учусь и работаю. Зарплата у меня небольшая. А на проезд по новым расценкам будет уходить около 10 тысяч тенге в месяц. Смотрите сами: добираюсь я в город двумя маршрутами с пересадками, и в день у меня уходит на проезд как минимум по 320 тенге. За 30 дней «набегает» 9600 тенге! А ездить ведь приходится не только на работу.

По мнению известного в Караганде общественного деятеля, экс-депутата четырех созывов Карагандинского областного Маслихата Дмитрия Бойко, удорожание проезда «вытолкнуло» за грань черты бедности многие семьи в шахтерской столице, а для некоторых студентов поставило под угрозу получение высшего образования.

Реальная средняя зарплата в Казахстане составляет 64 тысячи тенге, - привел цифры Дмитрий Макарович. - В Караганде этот показатель — 58 тысяч. При этом около 30 процентов работающих в нашей области получают зарплату 32-33 тысячи тенге. А реальная стоимость продовольственной корзины - 22 тысячи тенге, и коммунальные услуги в зимний период составляют как минимум 9-10 тысяч. На что жить людям? А как учиться студентам, у которых таких денег нет в помине. Они останутся полуголодными, что противоречит первой статье Конституции, которая провозглашает Казахстан социальным государством!

Вспоминая тяжкие времена, когда ему довелось быть народным избранником – лихие 90-е, господин Бойко отметил, что даже тогда, в эпоху тотальной нехватки денег, пенсионеров провозили бесплатно – из городского бюджета. А сейчас, когда региональный бюджет зашкаливает за 120 миллиардов, чиновники не находят денег для дотаций.

- Хотя бы на проезд студентов и бесплатную услугу для лиц, достигших 70-летнего возраста! – сетовал общественный деятель. - Их всего-то, по моим подсчетам, шесть процентов или 30 тысяч человек по Караганде. Из них 20-25 тысяч уже имеют льготы. Скажите, почему Караганда, которая дает девять процентов ВВП и называется промышленным сердцем Казахстана, в социальном плане получает то «инфаркты», то «инсульты» по отношению к пенсионерам и студентам?

По расчетам Бойко, рост тарифа в Караганде в 13 раз превышает рост инфляции.
- С сентября 2010 года по нынешний день плата за одну поездку увеличилась на 266 процентов – цена выросла с 30 тенге до 80! При этом за этот же период рост инфляции составил 20,5 процентов, а минимальный заработок увеличился всего на 25 процентов. Куда это годится?

Сначала – экономика, потом – политика?

Независимый профсоюзный деятель, участник забастовки шахтеров 1989 года Павел Шумкин считает, что основной причиной беспрецедентного «уличного» протеста студентов является непрофессионализм и жадность местных чиновников, открыто лоббирующих интересы монополиста-перевозчика.

- Я не раз говорил в своих публичных выступлениях и повторю эту мысль еще раз: наши государственные менеджеры непрофессиональны, - отметил Павел Александрович. - Они совершенно не умеют разговаривать с народом, не знают его чаяний, не слышат того, о чем им говорят. Особенно это касается нового поколения управленцев. И даже горький урок Жанаозена не научил ничему таких вот слуг народа. Они думают лишь о собственной выгоде, не удосуживаясь отвести в своих мыслях хоть какое-то место нуждам простых людей. Отсюда и результат.

Доводы, приведенные профсоюзным деятелем, просты: если человека загнать в угол, лишив возможности удовлетворять насущные потребности – в еде, одежде, жилье и т.д., ему не останется ничего, кроме как защищаться.

- Есть предельная масса терпения и лояльности населения, - поделился он своим виденьем возникшей в Караганде проблемы. – Почему студенты вышли протестовать после повышения тарифа на проезд? Да потому, что он коснулся их напрямую! Потому что реально поставил под угрозу их будущее. Когда повышаются цены на коммунальные услуги, молодежи эта проблема касается опосредованно, ведь за квартиру платят в большинстве случаев их родители. А вот плата за проезд – это то, с чем они сталкиваются сами ежедневно, что наглядно показывает их финансовое положение.
Павел Александрович резонно полагает, что популистские поездки акима в общественном транспорте, никакие ссылки на «бедственное» положение перевозчиков не смогут заглушить протест людей, бюджет которых действительно не позволяет им платить 80 тенге за одну поездку.

Набирающие обороты группы, сообщества против повышения тарифа на проезд, а также обсуждения в соцсетях подтверждают мысль Павла Александровича. Карагандинцы задаются вопросом о том, насколько оправдана самая высокая цена по республике на услуги общественного транспорта. А также отмечают, что в том же мегаполисе Алматы, где тариф на проезд также равен 80 тенге, в отличие от Караганды, действуют льготные проездные билеты: для школьников по 850 тг, для студентов - 2250 тг, для пенсионеров - 1500 тг. И даже общий проездной билет стоит в «миллионнике» дешевле, чем в шахтерском городе - 4500 тг.

В Караганде же его цена составляет 6000 тг для физических лиц и 10 000 тг. – для юридических. Школьники же и студенты лишились льгот еще в 2010 году. Пенсионеры с того момента также ездили на общих основаниях – по 50 тенге за поездку. Правда, сейчас их внесли в список льготников и сохранили за ними право ездить по прежней цене.

Большинство пользователей интернета прямо обвиняют акиматовских работников в лоббировании интересов крупного перевозчика. И на то есть веские основания. Во- первых, стало известно, что при расчете тарифа перевозчик заложил в него максимальную рентабельность – 25 процентов.

- В Японии предельный уровень рентабельности составляет 12-13 процентов, – возмущается Дмитрий Бойко. – Если в Германии уровень рентабельности достигает 15 процентов, то предприниматель прыгает от радости до потолка! А если он выше 15 процентов, то бизнесмену придется платить сверхналоги. Они в 3-4 раза выше, чем обычные. Там можно разориться! А рентабельность в 25 процентов - ни в какие ворота не лезет!
Во-вторых, владельцы маршрутных такси несколько раз за это время изъявляли желание возить пассажиров по старой цене, но без учета проездных (как это было всегда раньше), но акимат строжайше им это запретил.

- Ведь проблема решается просто: исполнительной власти не нужно лезть в рыночные отношения, пытаться их контролировать и регулировать, - считает Павел Шумкин. – Рынок сам все отрегулирует. Оставьте за маршрутками право возить пассажиров по 50 тенге, дайте альтернативу крупным автопаркам, и народ вздохнет облегченно. Но местная власть ортодоксальна во всех своих решениях и действиях, поскольку направлена не на благо народа, а на решение собственных задач. А если завтра возмущение населения выльется в стихийные протесты по всему городу, она тоже окажется не готовой?

То, что происходит сегодня в Караганде, наводит на невеселые мысли. Если в областном центре с населением в полмиллиона человек исполнительная власть оказалась не в состоянии решить простую экономическую задачку, то что же будет происходить в моногородах, куда направлены солидные суммы для решения насущных проблем населения? Ведь их в Карагандинской области аж восемь! На этот вопрос мы будем искать ответ в следующих наших публикациях…

Айдана АХМЕТОВА, Караганда, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 799

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 95 903 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 95 721 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 95 685 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 95 621 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 95 626 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 675 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 410 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 445 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 984 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 9 143 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 13 511 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 417 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 555 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 455 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 173 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 364 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 10 872 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 148 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 527 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 188 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 158 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 098 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 950 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 171 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 129 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 11 024 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 863 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 994 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 206 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 449 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 937 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 969 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 021 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 926 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 160 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 291 Просмотров





Опрос


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031