Последние дни декабря 2013 года выдались необычно жаркими в самой молодой и, одновременно, беспокойной стране Африки – Южном Судане. Здесь 16 декабря между двумя основными этническими группами – племенами «динка» и «нуэр» – вспыхнул вооруженный конфликт, грозящий перерасти в полноценную гражданскую войну.
Конфликт стал результатом кадровой чистки правительства от представителей племени «нуэр» и увольнения их лидера с должности вице-президента страны Риека Машара. По имеющимся сведениям, столкновения начались в столице Джубе в ночь на 16 декабря после попытки произвести военный переворот и убрать от управления страной представителя племени «динка» президента Сальва Киира. Распространившись по всей стране, только за один день конфликт унес жизни более 500 человек и привел к массовому бегству мирных жителей в соседние страны. В лагерь для беженцев, развернутом миссией ООН в столице Южного Судана на территории аэродрома, обратилось около 20 тысяч человек. В течение первых 3 дней началась эвакуация иностранцев – граждан США, Евросоюза, Китая и других стран.
Совет Безопасности ООН призвал стороны конфликта прекратить боевые действия и перейти к мирному диалогу. Но 19 декабря на базу миротворцев было совершено вооружённое нападение бойцов племени нуэр, в результате которого погибло трое индусов и 11 жителей. 21 декабря армия Южного Судана развернула наступление на стратегический город Бор, ранее захваченный сторонниками бывшего вице-президента страны.
22 декабря бывший вице-президент Южного Судана Риек Машар заявил о захвате повстанцами штатов Юнити и Эль-Вахда, где добывается значительная часть производимой в стране нефти. При этом он отверг обвинения в свой адрес и высказал готовность к переговорам с правительством, в случае если будут выпущены на свободу политические заключённые. А 23 декабря правительство потеряло контроль над городом Бентиу – столицей нефтяного региона Эль-Вахда.
В этих условиях и под влиянием международных посредников президент Южного Судана Салва Киир согласился на переговоры с мятежниками.
25 декабря Совет Безопасности ООН принял подготовленную США резолюцию об увеличении численности миротворцев в Южном Судане с семи до 12,5 тысяч для защиты мирного населения. К моменту конфликта в стране по линии ООН уже находились около семи тысяч миротворцев, 700 полицейских и около 2000 гражданских сотрудников. Кроме того, было предложено перебросить в Южный Судан дополнительную военную технику, включая шесть вертолётов и транспортный самолёт C-130. Усиление миротворческой группировки планируется провести за счёт сил и средств других миссий ООН в Африке.
26 декабря в Джубу прибыли президент Кении Ухуру Кениата и премьер-министр Эфиопии Хайлемариам Десалень с целью организации мирных переговоров между противоборствующими сторонами.
Тем временем, боевые столкновения продолжаются, идут бои за города Малакал и Бентиу – столицы нефтяных штатов Верхний Нил и Юнити. По данным миссии ООН, к 30 декабря число вынужденных переселенцев в результате конфликта в Южном Судане увеличилось до 180 тысяч человек, число укрывшихся на миротворческих базах граждан также выросло до 75 тысяч. Число жертв уже исчисляется тысячами.
Несмотря на быстротечность сегодняшних событий в Южном Судане, они не удивили политический и деловой мир, т.к. являются всего лишь отражением начавшейся еще в 70-х годах борьбы мировых центров силы за природные ресурсы этой страны и крайне обострившейся в XXI веке. Как всегда, лидерами такой борьбы являются англосаксонские представители, действующие опосредованно через третьи страны или внутриполитические группировки под девизом «разделяй и властвуй». Мало того, политика фрагментации богатых ресурсами регионов и стран предусматривает постоянный поиск конфликтных точек разного масштаба и разных уровнях – политическом, этническом и религиозном.
Еще 40 лет назад США получили данные о наличии в тогда еще едином Судане огромных запасов нефти, которые по качеству и объемам не уступают запасам Саудовской Аравии. И уже в 1979 году правительство африканской страны порвало отношения с СССР, пригласив американцев развивать нефтяную отрасль. Но уже в 1983 году американская компания Шеврон, вложившая 1,5 млрд. долларов в разведку нефти и разочарованная нерентабельностью ее добычи в условиях вечных конфликтов между арабским Севером и неарабским Югом, покинула страну. Впрочем, подтверждение огромных запасов нефти и газа в южных и восточных частях страны, где проживало неарабское и немусульманское население, как раз предопределило начало многолетних кровавых конфликтов, названных второй суданской войной.
А уже в 1992 году на месторождениях Судана появились компании из КНР, которые на протяжении 20 лет с успехом инвестировали миллиарды долларов в добычу и транспортировку углеводородов. Экономические показатели роста Китая к концу 90-х годов подтолкнули США к проведению мероприятий по вытеснению его компаний из основных нефтегазовых регионов мира под различными предлогами, в том числе из Судана. По мнению международных экспертов, именно по инициативе Штатов и исходит поддержка Западом повстанческих группировок южных и восточных районов страны, экономические санкции против режима Хартума и инициирование раздела прежней страны под международным контролем на две части – Судан и Южный Судан.
После референдума 2011 года и раздела страны на два государства китайские компании столкнулись со сложностями осуществления стабильных поставок от месторождений Южного Судана через нефтепроводы по территории (Северного) Судана к портам Красного моря. Вместе с тем, Пекин уже в апреле 2012 года смог заинтересовать Джубу в развитии полноценного сотрудничества, предложив инвестировать 8 млрд. долларов в развитие инфраструктурных проектов, среди которых стратегически важным должно стать строительство экспортного нефтепровода в обход территории Судана.
При этом Китай продолжает поддерживать деловые отношения с Хартумом. Естественно, это не вписывается в планы Запада во главе с США, которые не предусматривают китайское присутствие в Южном Судане. Поэтому, далеко не удивительно, что в этом году в стране неожиданно вспыхнул конфликт между двумя этническими группами, которые в течение многих десятилетий совместно противостояли арабскому влиянию и даже геноциду, а всего год назад получили независимость. Нельзя исключать, что теперь уже Южный Судан подвергнется территориальному дроблению под очередным международным надзором ради… нефтяных ресурсов. Увы, не для собственного потребления.
Древняя стратегия «разделяй и властвуй» как раз и предусматривает учет, консервацию, создание и использование различных конфликтных потенциалов в тех или иных регионах. Как США и их союзники это делали в Ираке, Ливии, Афганистане, и вскоре схожие сценарии могут быть реализованы в других странах Африки и Азии.
Мурат Абулгазин, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), cпециально для Matritca.kz
Просмотров материала: 2 024