Итак, 25 декабря в Москве прошло очередное заседание Высшего евразийского экономического совета и саммит Таможенного союза, на которых были обсуждены вопросы подготовки Соглашения о Евразийском экономическом союзе, а также рассмотрены «дорожные карты» по присоединению к ТС Армении и Кыргызстана. Кроме того, из уст Главы Казахстана прозвучало повторное предостережение о недопустимости политизации ТС и Евразийского союза.
Как прогнозировалось всеми экспертами, государства-члены ТС приняли «дорожную карту» Армении, которая в этом году внезапно отказалась от ассоциированного членства в Евросоюзе после нескольких лет подготовки в рамках «Восточного партнерства». Все также уверенны, что через 6 месяцев после практической реализации необходимых мероприятий Армении станет полноправным членом таможенного объединения.
Однако, ожидаемо было по этому вопросу и «особое мнение» Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который подчеркнул открытость вопроса о границе Таможенного союза из-за карабахского конфликта Армении с Азербайджаном. Здесь, конечно, кроме технического вопроса эксперты усматривают политический аспект, т.к. тюркские партнеры Астаны — Анкара и Баку — явно не в восторге от геополитического маневра Еревана по уходу под «крышу» Москвы и всего ТС.
Ну, а что в российско-армянской смычке присутствует чистая геополитика, мало кто сомневается. Да и понять их можно: Россия потеряла почти все позиции в Закавказье, а Армения оказалась в недружественном окружении. Парадоксально, но страну до сих пор выручает соседство с шиитским Ираном, который сам длительное время страдает от санкций Запада.
Кроме того, Президент Казахстана жестковато отозвался о стремлении стран-кандидатов в ТС получить какие-то преференции, которые просто не вписываются в концепцию построения интеграционного объединения. Журналисты полагают, что его высказывание об интеграции без «бесплатных конфет» адресовано напрямую Кыргызстану и Таджикистану.
Бишкек затянул подготовку «дорожной карты» из-за возникших у президента этой страны А. Атамбаева и правительства вопросов по ней, отчего ее повторное рассмотрение ЕЭК отложено на март 2014 года. Известно, что кыргызская сторона совсем недавно выразила недовольство проектом, подготовленным Евразийской экономической комиссией, и попросила укрепления ее внешних границ с Китаем и другими странами, оказания многомиллионной финансовой помощи, оснащения пунктов пропуска, лабораторий, создание стабилизационных фондов для перепрофилирования крупных рынков страны.
Многие полагают, что претензии Бишкека вызваны под впечатлением от неожиданных ходов Украины, получившей экономическую помощь от РФ взамен отказа от ассоциированного членства с ЕС, поэтому А. Атамбаев не спешит и пытается торговаться, а отсюда недовольство главы Казахстана. Мало того, первый вице-премьер Кыргызстана Джоомарт Оторбаев открыто проводит параллель с другими странами, когда говорит об условиях вступления в ТС: «То, что хочет Армения, не удовлетворит Кыргызстан и Украину». Есть даже мнение, что существующие препоны сейчас на руку для авторитета А. Атамбаева, ибо никто из оппозиции не сможет его обвинить в предательстве интересов страны.
Душанбе после постоянных колебаний почти решился на вступление в ТС и его также «лихорадит» от возможности получить большую выгоду за согласие присоединится к объединению. Однако вопрос принятия Таджикистана может быть поднят только после вступления Кыргызстана, из-за чего у Душанбе появится общая граница с таможенным объединением. А это может произойти не раньше 2015 года.
На заседании в качестве наблюдателя присутствовал премьер-министр Украины Николай Азаров, который изучил ситуацию для восстановления и развития сотрудничества с РФ и другими членами ТС и уехал. При этом официальный Киев неустанно и без тени смущения повторяет два тезиса — ценность своевременной российской помощи и его сохраняющееся стремление в Евросоюз. Конечно, в развитии традиционных отношений с ТС заинтересован и Узбекистан, но только в рамках ЗСТ, продолжая всячески сохранять свою независимость от постсоветского объединения, но расширяя сотрудничество с центрами силы — Россией, Китаем и Западом.
По мнению экономических специалистов, для полноценной мировой конкуренции население стран ТС должно составлять не менее 300 тысяч человек, поэтому действующее на постсоветском пространстве интеграционное объединение просто необходимо расширять. Этим объясняются желания Москвы каким-то образом присоединить к ТС 45-миллионную Украину, другие постсоветские республики, а также изучить возможность вовлечения или взаимодействия стран дальнего зарубежья, тем более, что происходящие кардинальные изменения экономической картины мира и проявляющиеся кризисы создают благоприятную ситуацию.
В частности, обострение борьбы государств за рынки сбыта находит выражение в установлении и поиске ими более выгодных форм взаимодействия с традиционными и новыми партнерами. Это подтверждается интересом Индии, Вьетнама, Турции и других признанных стран-экспортеров к ТС постсоветского пространства, которые уже готовы расширять сотрудничество в рамках Зоны свободной торговли (ЗСТ) и со временем могут претендовать на членство в объединении без оглядки на географические расстояния и отсутствие общей границы. При этом в сферу обоюдных интересов входят важные для ТС отрасли — нефть и газ, атомная энергетика, ВПК, информационные и биотехнологии.
В частности, совершенно новым и интересным партнером для ТС представляется динамично развивающийся Вьетнам, с которым уже ведется изучение вопросов ЗСТ. Страна добилась впечатляющих успехов за 90-ые и нулевые годы, заняв сильные экспортные позиции по целому ряду товаров. К примеру, высококачественная мебель, одежда и обувь востребованы на рынке Европы, а рис, в чем Вьетнам является признанным лидером, и другие продукты сельского хозяйства продаются по всему миру.
Кроме того, страна успешно занимается судостроением, разрабатывает собственные месторождения углеводородов, вокруг которых собрались известные зарубежные компании, в том числе из США и России. Важной внешнеторговой статьей между ТС и Вьетнамом является военно-техническое сотрудничество, в чем традиционно доминирует Россия. В этой связи естественно, что в 2012 году Президент СРВ встречался с главами РФ и РК, а месяц назад в Ханое открылось посольство Казахстана.
Перспективы сотрудничества со странами дальнего зарубежья в рамках ЗСТ и ТС будут только укреплять иммунитет экономических организаций постсоветских государств от попыток ее излишней политизации, о чем неоднократно высказывался президент Казахстана. В частности, в Минске и сейчас уже в Москве Н. Назарбаев еще раз выступил против включения в договор о ЕЭС «положений, выходящих за пределы экономической интеграции», с чем трудно не согласится.
Ясно, что любое экономическое объединение государств несет в себе и политическую составляющую – где-то больше, где-то меньше, особенно экономические союзы. Но акцентировать на этом внимание его организаторам явно не следует, дабы не раздражать недругов на Западе, не пугать свое патриотически настроенное население и просто не опережать события по законам природы и науки. Как опять же говорил президент Казахстана Н. Назарбаев 24 декабря в Москве: «… все придет в свое время».
Ведь действительно, по мере успешного развития оно, объединение, может потребовать всестороннего расширения — культурного, идеологического и политического. А пока надо сделать то, на что есть потребности и возможности, а не просто желания, не пытаясь перепрыгнуть «этажи» естественного развития любого предприятия. Иначе можно столкнуться с большими проблемами.
Здесь прекрасным примером успехов и ошибок является Евросоюз, в который стремительно начали включать социалистические страны Восточной Европы, чтобы только не допустить их возвращения в орбиту влияния России. При этом уже около сорока лет унизительно препятствуют приему в ЕС мусульманской Турции в качестве полноправного члена. Отчего общественность последней уже не испытывает трепета от этой давней «европейской» мечты и внимательно посматривает на постсоветское пространство и Китай.
Мурат Абулгазин, старший аналитик АИРИ
Просмотров материала: 2 633