Агентство по защите конкуренции без подсказки не видит в действиях банков, в частности, в их рекламе, недобросовестности. Да и вообще, государственные структуры, призванные защищать интересы населения в отношениях с БВУ, плохо справлялись с этим в уходящем году. Поэтому в дело пришлось вступать общественным организациям и самим гражданам. И они, судя по всему, не намерены отступать.
2013 год оказался жарким для банков. Шквал обрушившейся на них критики показал - народное терпение иссякло. Больше всего шороху, конечно, навел общественный деятель Ермек Нарымбаев, объявивший «крестовый поход» против банкиров из «Альянс банка» и Kaspi bank. Но, как выяснилось, и обыватели уже не могут молчать.
Все помнят приговор, который в ноябре этого года Агентство по защите конкуренции вынесло Kaspi bank, мол, нечестную рекламу ведете, господа банкиры. Казалось бы, ну и хорошо, наконец-то антимонопольщики обратили свое зоркое око в сторону банков. Но не все так просто.
В официальном ответе АЗК нашему Матрице сказано, что поводом для расследования стало обращения некоего физического лица с жалобой на рекламу Kaspi bank с лозунгом «Зачем другой банк, когда есть Kaspi». Антимонопольная инспекция по Алматы, очень даже послушно, взялась за расследование. И в результате решила для себя, что ролик с этим слоганом, который транслировался на республиканских каналах, является недобросовестной рекламой. Уже после этого АЗК вынесло решение запретить Kaspi bank использовать его.
Но все-же смущает тот факт, что не обратись в АЗК то самое физическое лицо, агентство может и не заметило бы такой нечестности. Чем же так сильно заняты его специалисты, хочется спросить, если в упор не видят того, что видят простые граждане? Но, в общем, у нас, как в том Багдаде, все спокойно, сказали нам в агентстве - в рекламе остальных банков оно не увидело ничего предосудительного.
Общественность не дремлет
АЗК действительно может запретить банкам использование слогана в рекламе, но исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством, рассказал нашему сайту руководитель аппарата комитета общественного контроля и борьбы с коррупцией при ОО «Казпотребнадзор» Рустам Кужатов. Например, таким основанием может стать заключение психолого-лингвистической экспертизы, которая покажет, что граждане могут воспринять данный слоган как показатель абсолютного превосходства какого-либо банка над другими.
- Экспертизу может назначить суд, либо АЗК. Также возможна добровольная договоренность с банком, на основании которой слоган прекращают использовать. В любом случае, запрет должен быть обоснован, - пояснил юрист.
Отечественная банковская система вообще перенесла немало испытаний после финансового кризиса 2008 года, и сейчас банки нацелены на получение сверхприбыли, констатировал он. Об этом можно судить по тому, что страну буквально захлестнула волна потребительских кредитов, когда заманчивые условия скрывают в себе весьма существенную оговорку - скрытые проценты.
Получив, к примеру, кредит в 380 тысяч тенге, вы рискуете вернуть банку от 500 до 700 тысяч, подсчитал г-н Кужатов. Все это заложено в различных комиссионных сборах, оплате предоставляемых банком услуг, плюс банковские колеблются от 12 до 21%,
- Не могу назвать деятельность банков прозрачной. Нужно помнить, что это в первую очередь коммерческие структуры, нацеленные на получение прибыли: скандал вокруг «Жилстройсбербанка», куча претензий потребителей к тому же Kaspi bank. Есть, конечно, банковская, коммерческая тайны и зачастую ими банки как раз и прикрываются, - считает Рустам Кужатов.
Потребителям в такой ситуации молчать нельзя, считает он, однако государство тоже должно контролировать ситуацию - существует ведь Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг Нацбанка. Но он не справляется с огромным потоком претензий к банкам со стороны потребителей и от этого социальная напряженность в стране нарастает. Поэтому в сложившихся условиях общественный контроль просто необходим и «Казпотребнадзор» готовит ряд предложений для Нацбанка о создании новой общественной организации – Ассоциации по защите прав потребителей финансовых услуг. В ее задачи будет входить не только защита прав потребителей, а так же мониторинг и общественный контроль за деятельностью Единого пенсионного фонда.
Лига не верит банкам
Реклама банков сегодня неадекватна и некорректна, заочно согласна с нашим предыдущим спикером президент Национальной лиги потребителей Казахстана (НЛПК) Светлана Романовская.
- Не знаю, как насчет Kaspi bank, но, например, «Альянс банк» сегодня рекламирует, что у них ставки по депозитам 9,4%, плюс 7% они дают сверху. И это введение потребителя в заблуждение. И таких примеров у них очень много. И вообще, я считаю, что очень много банков проводят такую не совсем адекватную политику и не понятную для потребителя, - сказала она.
Отечественные банки очень закрытые и сегодня г-же Романовской не известен ни один из них, даже крупный, который бы правдиво рассказывал о своих продуктах. Поэтому лига тоже активно «бодается» с нечестными БВУ, заверила она. Вот к тому же «Альянс банку» они уже направили претензию о том, что тот обманывает потребителей. Правда, по сее словам, пока банк на нее не отреагировал.
- У нас есть целый проект по повышению финансовой грамотности населения. Мы предлагали Ермеку Нарымбаеву провести на нашей базе «круглый» стол. Сначала он вроде с энтузиазмом согласился, но пока этого не произошло, - рассказала Светлана Романовская.
Банк, будь человеком
Здесь следует напомнить, что критике банки подверглись даже в присутствии иностранных экспертов. О честности во время осенней конференции Standard&Poors напомнила председатель правления АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Ляззат Ибрагимова.
- Заходя в магазины техники, я вижу небольшие плакаты, что вы будете платить за этот холодильник (взятый в кредит у банка), в день 100 тенге, в месяц - 3 тысячи, приходите. Но почему-то огромными буквами не написано, что этот холодильник вам обойдется в 6 раз дороже, чем, если бы вы его там купили по другой схеме. Понимаете? Здесь вопрос честности по отношению к себе и по отношению к тому, с кем вы имеете дело, - заявила она.
По ее мнению, казахстанские банки, занимаясь своими проблемами, «забывают самого главного, кто приносит им копейку в банк - своего заемщика».
- Мы говорим о рисках потребительского кредитования, но, к сожалению, я вижу, что уроки из ипотечного и потребительского кредитования прошлых лет, так и не вынесены. Это просто взгляд со стороны, взгляд даже не человека, который возглавляет фонд «Даму», а просто человека, который живет в этой стране, имеет троих детей и они растут в этой стране и сталкиваются с финансовой системой этой страны, - заключила тогда Ляззат Ибрагимова.
Мы продолжим тему противостояния Потребитель кредитов & Банки, да и вообще о самом нужном в наше время населению - о деньгах - уже в январе - есть о чем поговорить благодаря и председателю Нацбанка господину Кайрату Келимбетову, и руководству Министерства финансов, ну и, конечно, благодаря нашим доморощенным олигархам, которые уже в следующем году, наверняка, постараются "делать погоду" на финансовом рынке страны... Благодаря нашим с вами деньгам и, особенно, безответственному желанию многих из нас заполучить какой-нибудь да кредит...
С Новым годом, и поменьше долгов!
Анна Карр, Матрица.kz
Просмотров материала: 2 549