В минувшие выходные корпорация ENRC сообщила, что в отставку ушли неисполнительные директора компании - Герхард Амманн, Ричард Берроус, Мосен Халил, Родерик Томсон и Теренс Уилкинсон. Данное решение вступило в силу немедленно после того, как предложение по приобретению у них акций компании стало полностью безусловным во всех отношениях.
Как сообщалось ранее, крупные акционеры ENRC, объединившиеся весной в Eurasian Resources Group B.V., планируют провести до 25 ноября делистинг акций ENRC на Лондонской (LSE) и Казахстанской (KASE) фондовой биржах и зарегистрировать ее уже как частную закрытую компанию.
Читатель наверняка вспомнит, что шесть лет назад при первичном IPO на Лондонской фондовой бирже звучали громкие заявления о перспективах развития ENRC. Впрочем, теперь аргументы в пользу публичных размещений акций казахстанской компании выглядят по крайней мере как детский лепет, учитывая тот факт, что в апреле нынешнего года британское Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупном размере (Serious Fraud Office, SFO) начало расследование по обвинениям ENRC в мошенничестве, взяточничестве и коррупции в ходе деятельности группы в Казахстане и Африке.
Теперь, когда, похоже, действительно запахло «жаренным», компания в своем сообщении лишь предупреждает, что «эти процедуры (т.е. делистинг – Г.С.) очень серьезно снизят ликвидность и рыночную рентабельность акций ENRC, на которые не было получено согласие по предложению», поэтому Eurasian Resources предложила всем оставшимся миноритариям принять предложение по продаже акций ENRC до его закрытия.
Напомним, в ответ на неоднократные обвинения в коррупции в менеджменте компании тройка совладельцев ENRC в лице Александра Машкевича, Алиджана Ибрагимова, Патоха Шодиева, владеющих пакетами по 14,59% акций, и правительства Казахстана (в лице Комитета госимущества и приватизации Минфина РК (11,65%), которые совокупно владеют 53,88% (693,9 млн бумаг) долей в ENRC, объявили в конце апреля о создании Eurasian Resources Group B.V. и предложили миноритариям уже от нового юридического лица, базирующегося в Люксембурге, оферту по выкупу их акций.
Первоначальное предложение было отвергнуто независимым комитетом совета директоров компании по причине слишком низкой цены: покупатели предложили 1,75 фунта стерлингов наличными и 0,231 акции Казахмыса за акцию ENRC. То есть предложенная цена за акцию ENRC составила более 2,53 фунта за акцию, или 1,5 миллиарда фунтов ($2,3 миллиарда) за примерную долю в ENRC 46%, которой трио основателей и правительства на тот момент не владели. Тем не менее следующее предложение Eurasian Resources оказалось с еще более низкой ценой в $2,65 (2,343 фунта стерлингов) за каждую акцию ENRC, а стоимость всей компании была оценена в 3,043 млрд фунтов).
Но миноритарии вынуждены были принять это предложение, потому что на эту цену согласилась другая крупная казахстанская компания «Казахмыс», владеющая 26% акций ENRC. Медный гигант всерьез опасался, что негативное развитие ситуации, включая расследование SFO, очень быстро обесценит акции ENRC до еще худших уровней. После согласия «Казахмыса», предложение стало безоговорочным, поскольку его поддержали держатели 75% акций компании. Учитывая долю медной корпорации, у Eurasian Resources Group B.V. теперь поддержка около 80% акционеров. К настоящему времени инициаторы выкупа уже заручились поддержкой держателей 96,74% бумаг компании (включая собственные доли).
Почему ENRC в срочном порядке уходит из LSE? ‒ на этот вопрос, думаю, можно ответить, узнав, для чего корпорация вообще туда размещалась в 2008-м? Складывается впечатление, что первоначальные ожидания (или эйфория, говоря прямо) улетучились в Туманном Альбионе при столкновении с сильными игроками, возможности которых не ограничиваются операциями на финансовом рынке... Чтобы понять это, достаточно беглого взгляда на новостной фон, который окружал компанию и ее создателей на протяжении последних лет.
Весной 2010 года деловая лондонская пресса запестрела яркими цитатами о ENRC: «корпорация ‒ это остров советской экономики в центре Лондонского Сити». А осенью того же года грянул «яхтенный скандал», когда силами вооруженного до зубов спецназа штурмом с вертолетов была взята яхта «Саварола», на которой, как потом со смаком описывали мировые СМИ, основатели корпорации и их влиятельные партнеры проводили «оргии с проститутками из стран СНГ». В следующем, 2011 году, на слуху оказалось имя Патоха Шодиева: итальянская Corriere Della Sera рассказала о громкой вечеринке на Сардинии, состоявшейся по поводу 30-летия Самира Шодиева, сына совладельца ENRC. Гости, по данным прессы, потратили в клубе «Биллионер» 86 тысяч евро, а потом отказались платить и спешно покинули порт на яхте.
И наконец, настоящей бомбой для ENRC стала публикация 17 апреля нынешнего года в британской Financial Times новости о том, что против компании может быть начато уголовное расследование. SFO, созданное для борьбы с финансовой преступностью, затребовало от американской юридической компании Dechert материалы с результатами двух расследований, которые фирма проводила в ENRC по инициативе руководства компании. После того как первый доклад — о нарушениях норм корпоративного управления в Казахстане ‒ был представлен, некоторые выводы расследователей просочились в прессу. В частности, в Financial Times упоминалась Зауре Заурбекова, финансовый директор ENRC, которая, согласно материалам расследования, использовала свое служебное положение для заключения контрактов в собственных интересах.
Британская газета рассказала, к примеру, про контракт ENRC на очистку руды в период с сентября 2010 года по май 2011 года c компанией, зарегистрированной Зауре и ее сыном Булатом. Правда, к моменту подписания контракта фирма была уже продана, но, как заметили бдительные частные сыщики, местом ее регистрации по-прежнему оставалась квартира Заурбековой в Алматы. И то, что для нашего уха кажется очень привычным, для корпоративной практики компании из списка биржевых лидеров FTSE 100 является абсолютно неприемлемым.
Второе расследование касалось деловой практики ENRC в Африке ‒ в Демократической Республике Конго. В нем исследовались обстоятельства сделки, заключенной компанией в 2010 году с израильским миллиардером Дэном Гертлером, в результате которой ENRC установила контроль за несколькими шахтами, которые Гертлер получил «по знакомству» от местного «лидера нации» Джозефа Кабилы, пришедшего к власти в 2001 году после убийства своего отца. Перед тем как передать шахты Гертлеру, Кабила реквизировал их у канадского фонда First Quantum, который на этом основании подал иск против ENRC. «Евразийцы» предпочли договориться с назойливыми канадцами и согласились выплатить им $1,25 млрд отступных.
Узнав о перспективах уголовного дела, участники фондового рынка начали активно избавляться от акций сырьевого гиганта. Хотя к этому времени акции ENRC и без того находились в свободном падении. Отметим, что на пике сырьевого бума ‒ в июне 2008 года ‒ стоимость акции ENRC на LSE превысила отметку 15 фунтов стерлингов, а к концу того года, в момент общего фондового краха, котировки обрушились до отметки 1,83 фунта. Но уже к апрелю 2010 года ENRC практически удалось отыграть падение: стоимость акции поднялась до 12,7 фунта.
Однако на этом предсказуемость закончилась. Акции вновь начали падать, и это падение продолжалось на протяжении всего последующего времени, прерываясь на короткие моменты стабилизации. В итоге к началу апреля текущего года акции ENRC стоили уже около 2,70 фунта. В этот момент на лентах новостных агентств как раз и появилась информация о готовности Машкевича при поддержке некоего клуба инвесторов выкупить пакеты акций у миноритариев...
Геннадий СОРИН, Специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 320