Помните, как персонаж культового фильма говорил, что скоро не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение. В чем-то этот Рудольф (он же Родион впоследствии) оказался прав: газеты умирают! – а вот в чем он ошибся, так это в том, что скоро будет не одно сплошное телевидение, а одни сплошные социальные сети!
Позавчера в Таразе состоялся аукцион по продаже долей в трех государственных областных газетах. По 10% участия в уставном капитале в газетах «Знамя труда», «Акжол» и «Арай» приобрели предприниматель Вячеслав Назаров и собкор «Егемен Казахстан» Косемали Саттибеков, заплатив по 1 млрд тенге.
У меня вопрос, собственно, не по поводу сумм (в Facebook сразу же началось обсуждение – откуда у рядового собкора такие средства?), меня интересует другое. Три недели назад мы были в пресс-туре в Актау и встречались, между прочим, с одним из владельцев местной газеты «Лада». Так вот, Геннадий Скрагленко поведал нам о постепенном переводе издания в скором времени в онлайн-версию ‒ прощупываем, мол, возможности социальных сетей и т.п. Заметьте, не от хорошей жизни, а исключительно из-за нерентабельности бумажного варианта.
Так вот, у меня вопрос к новоиспеченным совладельцам таразских изданий: оно вам надо – тратиться на бумажные газеты, в то время как весь мир, в том числе и Казахстан, делает шаги в сторону электронных коммуникаций?
Я специально прошелся по сети и обнаружил, что за последние месяцы о закрытии (бумажной версии) или переходу полностью на онлайн заявляли десятки изданий по всему миру. Особенно усердствовали в этом безнадежном предприятии американские СМИ.
К примеру, 6 августа были сообщения о том, что газета Washington Post будет продана основателю интернет-компании Amazon, американский журнал Newsweek во второй раз за три года сменил владельца; им стала компания IBT Media, а New York Times Company продала газету Boston Globe за 70 млн. 17 сентбря владелец Penthouse заявил о банкротстве. Казалось бы, все это происходит в далекой Америке...
Однако и для европейских газет настали тяжелые времена. На днях российские «Ведомости» рассказали, что до последнего времени большинству европейских газет не нужно было ни задумываться о жестком сокращении бюджета, ни бояться банкротства, ни даже искать новые источники дохода в интернете: в одной Франции газеты получили в 2012 году 800 млн евро субсидий и налоговых льгот от правительства.
Кризисная Греция поддерживала около 70 газет, которые жили, прежде всего, за счет рекламных бюджетов государственных компаний. Теперь эта система разрушается – особенно на юге Европы, где страны столкнулись с особенно жестким финансовым кризисом.
Субсидии пали жертвой строгой бюджетной экономии, а рынок печатной рекламы ежегодно теряет не менее 10%. Популярная французская La Tribune стала еженедельной, а владелец ведущей испанской El Pais близок к банкротству.
Десятки изданий в Испании и Греции прекратили существование. У Axel Springer, крупнейшего издателя газет в Германии, интернет-доходы в 2012 году впервые превысили выручку от бумажных изданий внутри страны. Две трети взрослых немцев регулярно читают бумажную прессу, и все равно многие издания – прежде всего те, что не получают государственной помощи, – требуют платы за доступ к сайту.
Впрочем, и у популярных российских изданий так же встречаются настоятельные просьбы оплатить на сайте просмотр: к примеру, у тех же «Ведомостей». Возможно, и казахстанские СМИ вскоре вынуждены будут ввести эту нелицеприятную процедуру. А как же иначе: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Как прикажете жить редакциям, если тиражи падают, привести рекламу в бумажную версию становится все труднее, а онлайн-порталы еще не приносят ощутимого дохода?
Покупка Washington Post интернет-миллиардером Джеффом Безосом заставила аналитиков снова спорить о будущем отрасли. Пессимисты уверены, что новые технологии похоронят традиционные СМИ, а толпы безработных журналистов будут рыдать на руинах великих газет прошлого.
Однако оптимисты утверждают, что настоящим профессионалам не стоит переживать - без работы они не останутся: профессор экономики Гарвардского университета Майкл Мандел говорит о том, что плач по армии безработных репортеров надо отложить на неопределенный срок.
Ученый изучил спрос на журналистов с июня 2007-го по июнь нынешнего года и пришел к интересному выводу: согласно данным Бюро статистики труда США, спрос на журналистов в целом резко вырос в целом на 25%, упавши лишь в марте 2009-го до минимума. Правда, теперь к названию профессии прибавились слова «цифровой», «интернет» или «мобильный».
Что случилось? Журналистов спасло наступление эпохи big data - появление большого объема информации в сети произвело революцию во многих отраслях. Для того чтобы анализировать терабайты данных, понадобились люди, которые умеют работать с информацией.
Таким образом, новые технологии, разрушив традиционные СМИ, одновременно создали новые рабочие места для журналистов. Конечно, природа работы репортеров меняется, но они, по-прежнему, востребованы рынком.
Говорят, вот и начало нового миропорядка – инновации в информационных технологиях уничтожат прежний хозяйственный уклад, но тут же создадут новые рабочие места – уже в другом качестве: теперь бизнесмены могут планировать бизнес, основываясь на изучении миллионов анкет конкретных клиентов, банки стали предлагать кредиты, анализируя потребности клиентов с помощью Facebook и Twitter, других соцсетей, придумывая новые продукты. Сами разработчики соцсетей также сиднем не сидят, предлагая чуть ли не ежедневно все новые и новые возможности своих детищ!
Вот и Казахстану не мешало бы поймать в этом инновационном состязании своего быка! – чего робеть-то – молодежь у нас продвинутая, грузом прошлого не отягощенная, пусть переплюнут Марка Цукерберга или кого там еще надо переиграть?!
Юрий ЦАЙ
Просмотров материала: 3 593