Общие рынки труда и услуг на евразийском пространстве могут привести к унификации образовательных программ и стандартов. Вопрос в том, насколько возможно сближение, учитывая разницу на всех этапах обучения в пяти государствах.
Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества. Но общим рынкам необходим соответствующий подход к формированию кадров. О том, как согласовать образовательную политику ЕАЭС, шла речь на очередном заседании экспертного клуба «Мир Евразии».
- Образовательная сфера уже давно идет в авангарде интеграционного процесса. Сама идея Евразийского союза впервые была озвучена в стенах МГУ им. Ломоносова, – напомнил политолог Эдуард Полетаев. – Есть ряд высших учебных заведений, которые активно встраиваются в интеграционные идеи – в Казахстане это, например, Евразийский национальный университет им. Гумилева, КазНУ им. Аль-Фараби. Среди научных учреждений много организаций, которые занимаются данной проблематикой, например, Казахстанский институт стратегических исследований, Институт евразийской интеграции и другие. В России это МГУ им. Ломоносова, МГИМО, Университет дружбы народов, привлекающие в свои стены студентов из самых разных стран мира.
В публичном пространстве, отметил политолог, озвучиваются самые разные идеи – от разработки концепции общих евразийских учебников до внедрения дипломов евразийского образца. Впрочем, взаимное признание дипломов, за исключением нескольких специальностей (медицина, фармацевтика, педагогика и юриспруденция), прописано в договоре о создании ЕАЭС. Однако на сегодня различия в образовательных программах и подходах весьма существенные, и начинаются они со школьной скамьи. В частности, в государствах евразийской пятерки предусмотрен разный срок обучения в средней школе, отличаются и формы сдачи выпускных экзаменов.
- Часто говорится о том, что требуется унифицировать системы образования, и это будет устраивать работодателей, которые смогут понять, чего ожидать от того или иного выпускника, – пояснил Эдуард Полетаев. – При этом еще нужно думать о том, какие специальности будут востребованы на едином рынке труда, учитывая, что сейчас все страны ЕАЭС находятся в периоде экономического кризиса, и ряд специалистов, например, если строительство притормаживает свой рост, остаются без работы. Соответственно, возникает вопрос – нужна ли нам вообще подготовка единых специалистов?
Кандидат политических наук Антон Морозов отметил, что вопросы образования – это в первую очередь вопросы конкурентоспособности человеческого капитала. Поэтому любые шаги в этой сфере должны быть осторожными и выверенными. Хоть и нынешнее состояние системы образования, по его выражению, «далеко не предел мечтаний», интеграция в данной области, особенно, если она будет поспешной и непродуманной, может нанести серьезный удар по кадровому потенциалу ЕАЭС. К тому же, говорит политолог, есть определенные препятствия для сближения образовательных программ стран-союзниц.
- В Казахстане, в России и, я уверен, в Кыргызстане, Беларуси и Армении, образование очень сильно идеологизировано. Я не буду давать оценок – хорошо это или плохо, но это реальное препятствие. В гуманитарной сфере закладывается огромный идеологический багаж, и привести учебные программы к единому знаменателю будет очень сложно, – считает Антон Морозов.
С этим согласилась доктор исторических наук, директор центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби, профессор Лайла Ахметова. В качестве примера она взяла историю, а именно период Великой Отечественной войны.
- Постоянно говорят о мифологизации ВОВ, предлагают написать одну общую историю. Все это провозглашается на ежегодных конференциях. В этом году на одной из них я заявила: мы никогда не сделаем единого учебника, потому что казахи думают –первым флаг на рейхстаг установил один человек, грузины – другой. И таких вопросов уйма. Если мы делаем единый учебник, нужна международная экспертиза. Пусть, к примеру, четыре человека – из России, Беларуси, Армении и Кыргызстана – прочитают казахстанскую часть учебника и скажут, что с ней согласны. Но разве мы разрешим делать так наши учебники? Или россияне? – задала риторический вопрос профессор КазНУ. – В этом случае мифологизации было бы меньше. Не стали бы, может, отчаянно искажать факты, как в Кыргызстане, где стали говорить, будто Панфиловская дивизия формировалась в Панфиловском районе Киргизкой ССР, а потом она ехала через Казахстан, и здесь захватили с собой некоторое количество человек… Я утрирую, конечно, но, если такие вещи рассказывает офицер, представитель Министерства обороны Кыргызской Республики, просто теряешься.
Сергей Домнин, главный редактор делового журнала «Эксперт Казахстан», обратил внимание на то, что вопросы унификации образовательных стандартов и программ не институционализированы в рамках ЕАЭС. По его мнению, это свидетельствует о том, что интеграции образования не придается особого значения на высшем уровне.
- Говоря об интеграции образования, важно понимать, о каких уровнях идет речь – школьном образовании, средне-специальном или высшем, а также о каких степенях интеграции мы говорим. Понятно, что на уровне школьного образования глубокая интеграция – когда у вас одни учебники, скажем, по истории, – исключена, потому что важная задача школьного образования – формирование гражданина одного национального государства. Сюда вмешиваться наднациональным органам не дадут, – подчеркнул Сергей Домнин.
Что касается уровня технического образования, то журналист уверен, что в данном случае гораздо важнее практические навыки. Если тот же сварщик владеет необходимыми технологиями, то уже не столь важно, есть ли у него диплом, какого он образца. В сфере высшего и послевузовского образования болезненным и чувствительным вопросом остается нострификация, то есть взаимное признание дипломов и ученых степеней. По словам Домнина, данный вопрос нужно решить в рамках ЕАЭС раз и навсегда – сделать процесс максимально простым и прозрачным.
Между тем директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев полагает, что интеграция образовательных моделей и программ может проводиться частично. Причем, в основном, данная интеграция будет касаться темы самой интеграции.
- Любое образование выполняет, на мой взгляд, три ключевых функции – познавательную, практическую (с ориентацией на конкретные отрасли труда и занятости), а также идеологическую. В последнем случае можно отметить заметную пропаганду евразийских ценностей и идей через систему образования, что особенно наблюдается в России. Вместе с тем системная и, что главное, слаженная совместная работа всех стран-участниц союза в данном направлении не всегда проглядывается. Прежде всего, в силу того, что у каждой страны есть свои подходы и видение, в основном у глав государств, относительно актуальности и развития евразийской интеграции. Поэтому идеолого-пропагандистская работа относительно членства в ЕАЭС у каждой страны-участницы собственная и отличающаяся от других. Так что использовать систему образования для соответствующей идеологической работы в пятистороннем формате вряд ли удастся, – считает политолог. – Другое дело, если активно использовать познавательную функцию образования. Самым простым здесь может стать введение в учебники географии для средних школ определенных разделов, посвященных основным вопросам создания, структуры, функционирования и перспектив дальнейшего развития ЕАЭС. Наряду с аналогичным описанием других международных и региональных объединений. В вузах вообще можно ввести спецкурсы по вопросам евразийской интеграции на отделениях международных отношений, международной экономики, регионоведения, разработать и издать соответствующие учебные пособия.
Но все же есть пространство и для интеграции образования не ради идеологии, уверен Андрей Чеботарев. Так, вряд ли у стран ЕАЭС могут возникнуть разногласия в отношении точных наук. Математика, физика, химия едины для всех и не несут никакой идеологической составляющей.
Данное предложение актуально, поскольку все страны Евразийского экономического союза заинтересованы в развитии промышленного производства, наукоемких сфер, инноваций. Потому объединение евразийских умов для создания общих, более эффективных программ обучения точным наукам на пространстве ЕАЭС могло бы заинтересовать всех участников союза. Соответственно, разработка общих стандартов и квалификационных требований могла бы способствовать повышению качества технического образования в рамках интеграционного объединения. В конечном итоге диплом технического специалиста евразийского образца мог бы стать чем-то большим, чем просто свидетельство об окончании вуза.
Адылжан Умбет, Матрица.kz
Просмотров материала: 2 522