Фейсбук для опытного пиарщика - прекрасный инструмент наблюдения за коллективным бессознательным общества. А это самое бессознательное и есть пресловутый “дух времени”, который и определяет глубинные развороты в искусстве, политике и рыночных вкусах, столь важных для бизнесменов. Ещё очень важно, что в условиях давней блокировки ЖЖ и почти стандартного требования Фейсбука к ведению не-анонимных профайлов, Казахстанский Фейсбук собрал практически всю нервную, да и мозговую систему общества. Часть очень важных, ключевых лиц, безусловно, регулярно посещают ФБ под теми или иными масками. Можно сказать, что из тех 5 % взрослого народа, которые определяют 95% всего в стране, нету в Фейсбуке только больных, декретных и абсолютно компьютерно-безграмотных.
1)Отношение к элите
После “дела Алиби”, “дела Усенова”, “ свадебных гонок” и проч. и проч., стало кристально прозрачным отношение масс к политической и бизнес-элите страны (я говорю о топ-500 самых богатых и влиятельных семей). Общий имидж у этого класса - увы, низкий. Массовое сознательное и бессознательное проявило себя в указанных случаях, и этим очень напугало ту самую элиту. И она, вместо того, чтобы политически созреть, и, вообще, вести себя демонстративно скромнее, особенно в лице своих детей разного возраста, стала устами депутата запугивать народ блокировкой Фейсбука. Конечно, мало кто из их личных помощников просветил их в том, что выпуск пара в интернете - это гораздо лучше, чем иные альтернативы.
Лишив людей Фейсбука, элита в очередной раз подставит саму себя. Я раскрыл эту тему в заметке от 2 октября “Почему глобальные соцсети больше нужны казахской власти, чем казахскому народу”. Уничтожение Казахстанского Фейсбука - это разрушение стабильности. На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Элита, безусловно, созреет, и даже начала кое-что понимать из своей реальной ценности для истории. Но не равномерно созреет. Как обычно, на микроуровне работает Дарвин, а не Маркс. Только 10% из этих 500 семей, умнейшие из умнейших, стали задумываться о будущем.
2)Отношение к оппозиции
Судя по количеству лайков, репостов и влиянию на повестку дня, оппозиция (настоящая, а не имитационная) совершенно перестала задавать тренды. Можно сказать, что внимание общества к её существованию уже очень давно привлекает только власть, что-то сделав опять в отношении её активистов или активов. Ни разу не было такого за крайние 2 года, чтобы оппозиция написала какой-то резонансный текст, сделала резонансную акцию. Напоминаю, резонанс - это не форсированный мем, а настоящий мем, медиавирус (хлебная лавка в Талдыкоргане, Усенов, Алиби, GGG). Их точка зрения, их траектория, их судьба уже давно исчерпана и уже не волнует никого, кроме своих кураторов.
Главная слабость нашей оппозиции - интеллектуальная. Она неспособна ни выдвинуть проработанный в цифрах, в SMART формате курс для нации, ни, тем более, сформировать дееспособное теневое правительство, которое такой продукт выдает каждый день, в режиме онлайн. Всё, что они смогли сотворить 2 года назад - это “курултай”, очередная говорильня обо всём и ни о чём. Так вот - народ это, не анализируя, раскусил, и потерял интерес к оппозиции.
3)Отношение к центральной власти
Можно сказать, что отношение к 01 у каждого осталось таким же, как и все 25 лет. А вот отношение к остальным цифрам стало сложнее, дисперснее и сопровождается бесконечной шумихой. Правильно пел Такежан:”наши звёзды - это агашки”. ФБ обеспечил неслыханную ранее степень открытости к критике, в свою очередь, разной степени качества. Таким образом, разные ветви власти, институты развития, ведомства обрастают опытом выживания в реальном, а не только аквариумном политическом мире. Что, конечно, стране и государству только на пользу.
При этом, по-прежнему очень тягостное впечатление оставляет провальный государственный PR, когда имеющиеся реальные достижения не умеют правильно донести до всех, а поставленные цели - сделать искренне всеобщими. Я помню, как задал вопрос чиновникам, хитро проверяющий их НЕ-знание и 2030, и 2050. Эти тексты стоит прочитать, действительно.
4)Отношение к внутриэлитным войнам
Основной миф, страх элиты и надежда многочисленных “блогеров” и “SMM-щиков” - это то, что масса народа страшно интересуется чередой инфовойн, сливов компроматов, посадок, провокаций и ответных PR акций между агашками. Если же присмотреться к реальным цифрам и реальной динамике, то видно, что это всё - форсированные мемы. Уже начались драчки между разными кучками карманных блогеров, появились отделенцы и отщепенцы, появятся расколы. Народ, наигравшись с этим несколько лет назад, охладел. Очень глупое зрелище, когда мы все наблюдаем в крупных инфовойнах заказчика в роли рядового SMM-щика, лично строчащего камент за каментом против своего политического противника, такого же агашки. Всё это высмеяно ещё Абаем.
Любопытно, что если в прошлый раз критика Нацбанка была огромной и жёсткой, то теперь народ как-будто полностью игнорирует его председателя, и попытки одной из ФПГ разжечь скандал вокруг него, распускание слухов о его отставке не встречают никакого значительного интереса. Народ понял, что мы экономически прикованы к российской “Ладе”, летящей под откос мировой экономики, и поэтому действия 20 августа были неизбежны.
5)Отношение к ЕАЭС, ТС, Украинско-российской войне
Начиная с февраля, ожидание снижения курса тенге и снижение напряжённости в Донбассе отвлекли от темы новой странной политики Кремля. Можно сказать, что тема “западники vs ватники” надоела всем и одновременно ушла на задний план перед реальными угрозами для личного благосостояния каждого фейсбукчанина. Зато казахи озабоченно скупили в РФ, по моему мнению, не менее 300 тысяч авто. И много тысяч квартир.
Менее заметный фактор - информация о реальном состоянии экономики и уровне жизни в Украине последние 25 лет просочилась таки до большинства. Поэтому механически переносить параллели с Украины на Казахстан - это нелепо. Это, наконец-то, поняла значительная часть той самой нервной системы нашего общества. Это была, кстати, лучшая реклама нашей власти - то, во что разные политические силы привели жизнь простых украинцев. Можно было снять убедительные, умные док.фильмы - и “Хабар” бы получил рейтинги в вечер показа. Но теперь поезд ушёл.
Кстати, Ермек Тайчибеков якобы 2 месяца то сидит в дурке, то переходит в СИЗО города-героя Тараз. И это никого практически не интересует. И это хорошо.
6)Отношение к террористам
После 2011 года отношение к террористам и их идеологии можно сформулировать так - неприятная болезнь, проистекающая в особо трудных случаях. Кроме социальных условий, нужны также и психологические, и семейные - далеко не все бедняки рвутся в террористы или в их “мирные крылья”. Так что и этот страх преувеличен.
Я недавно посмотрел пресловутые фильмы с казахами в лагерях ИГИЛа. Что ж, я бы на месте власти не только не прятал эти фильмы, но наоборот показал бы по всем ТВ каналам, в прайм-тайм, но только с прерывающими комментариями, с фото и видеофактами, разоблачающими лживую и фашистскую сущность террористов. И не скрывать отношение наших террористов к истинной казахской вере, к аруахам, а, наоборот, показать ей в афктах. И купить после такой кампании всем желающим уехать в ИГИЛ билет в один конец. Это приведёт к их очень быстрому и дешёвому исчезновению с лица земли. Народ наш, при всех его особенностях и странностях, - духовно здоров. Нам чужд радикализм любого рода. Все радикалы у нас - это отщепенцы среди своих же, в первую очередь. Это и надо логически развить.
7)Отношение к Вооружённым силам
Оно медленно, медленней, чем надо, но неуклонно меняется от ненормального (равнодушного), к позитивному. Работы ещё предстоит очень много. Но наконец-то народ, даже испорченный гламуром или властью, догадался зачем в государстве армия...
8)Новые звёздные тренды Казахстанского Фейсбука
Очень приятно, что нашими звёздами в эти год-полтора становятся не, как в России, шоубиз селебрити-фрики типа Тимати и Киркорова, не сумасшедшие думцы, не ещё более сумасшедшие имперцы. И не наши певцы седой древности. И не мои коллеги, пиарщики, журналисты и маркетологи, которые усиленно лгут клиентам о своём всемогуществе.
Нет, подлинные властители дум Казахстана сегодня - это 7-8 ожесточённо конкурирующих экономистов, и столько и тоже тихо конкурирующих знаменитых адвокатов. Это очень хорошо говорит о нашем бессознательном. Во-первых, народ хочет всё-таки разобраться со своим экономическим путём в прошлом и в будущем. Во-вторых, народ наш хочет решать конфликтные ситуации не в силовом режиме, а в судебном порядке. А оба этих вывода - исключительно важны для элиты.
9)Посты тщеславия
В крайние месяцы совершенно прекратились посты тщеславия - кто в каком дивном дворце пьёт коктейль с небожителями, какое украшение/тачку/сотку отхватил. А также обнимашки с Папой Римским, далай-ламой и Арни.
И это тоже очень радует.
10)Посты благотворительности
Их плотность, авторство и реакция массы на них в обычное время не меняются. То ли дело - общественная реакция на весенние наводнения, и на сель в Алматы. Она была мощной, умной, активной и нарастающей. Это говорит, что ценности благотворительности выявляются только в кризисы, но выявляются колоссально. Мы очень хороши в героическом преодолении трудностей.
11)Этнические посты
Любовь и интерес к истории, языку, обычаям, костюму, кухне и национальным видам спорта растёт неуклонно. Выявились 5-7 истинных звёзд истории, культурологии, филологии и этнографии. С огромным отрывом по количеству лайков, репостов и качеству текстов лидером является Айжан Хамит. За что и получает лучи зависти от десятков недостойных юзеров и уважение от сотен тысяч нормальных.
12)Отношение к предпринимательству, стартапам, бизнес-курсам
Интерес остаётся на том же, т.е. невысоком уровне. Можно сказать, что предпринимательство как идея по-прежнему не “пропиарена” и не защищена от необольшевистских инсинуаций. В теории, этим должна заняться НПП, но она не сможет ещё целое поколение, что я доказал в заметке “4 уровня развития бизнес-ассоциаций”.
13)Отношение к брендам
Можно сказать, что ни один бренд не покорил Казнет и КазФБ. И не покорит, пока не станет реальным чемпионом по качеству сначала в реальном мире.
14)Отношение к теме семьи, рода, клана
Начался бессознательный тренд вспоминания своих корней, своих семей, предков. Люди жмутся друг к другу. Люди тянутся к корням. В мае выявилась огромная общественная антипатия к “чайкам” и содержанкам (т.н. “токалкам”).
И люди массово заготовили продукты осенью. Это наследие ГУЛАГа и 1932 - и мы такими будем уже навсегда. В Казахстане еда чуть ли не сакральная, хлеб всему голова, сельское хозяйство - это футбол, за который каждый испытывает фантомные чувства (потому что реальных связей очень мало). Дачи нету только у тех, кто не хочет иметь дачи.
15)Отношение к дальнему зарубежью
Ни к Западу, ни к КНР казахстанцы не испытывают особых иллюзий и восторгов. Связи личные с нашими “бывшими” в самых разных странах настолько обширные, казахстанцы настолько часто путешествуют, что у нас достаточно спокойное, хоть и неглубокое понимание. Ещё остаются по старой памяти симпатия к Британии и ОАЭ, к Чехии,Израилю, Германии, Малайзии и Турции.
Модны разные тёплые места для дауншифтинга. Но нету у нас в промышленных масштабах ни пантюркизма, ни пангерманизма, ни сионизма, ни антисемитизма, ни янкифилии, ни янкифобии. Лёгкая настороженность к КНР всё равно не сравнима с антикитайскими манифестациями, например, во Вьетнаме и Южной Корее. Уже неудивительны казахстанские бизнесмены, туристы и студенты в любой стране мира.
Можно предварительно сказать, что народ на поверхностном уровне прощупал мир, и понял, что нету нигде Земного рая, т.е. выполнил задачу Асана Кайгы. Точные выводы станут яснее лет через десять.
16)Отношение к эмиграции/иммиграции
Грустные посты в этом году - о возможном временном или полном выезде из РК. Но ещё интереснее - это мужественные посты простых, явно не проплаченных людей, почему они остаются. Люди хотят оставаться, рожать и воспитывать детей, несмотря на кризисы, бред, страхи, коррупцию и климат. Помнится, в предыдущий раз, в 2008-2009-х чемоданные настроения были гораздо глубже. Подтверждается моя тогдашняя гипотеза, что все, кто хотел тогда уехать, в общем-то, уехали.
К иммигрантам из Центральной Азии и Украины, отбирающим наши рабочие места пока что отношение индиффирентное. Но в будущем это станет одним из нервов политической риторики.
17)Отношение к цензуре, блокировкам сайтов, ликвидации СМИ и угрозе блокировки Фейсбука и Ютюба
Крайне болезненно казахстанцы восприняли пробный шарик, закинутый элитой насчёт блокировки Фейсбука и Ютюба. Можно сказать, что такую порцию негатива ото всех сразу власть никогда и не слышала.
18)Подходы, которые провалились
- угрозы блокировок
- сами блокировки
- создание групп блогеров на содержании - они ничего не могут потушить и ничего не могут поджечь в масштабах страны. Все успехи - технические, даже не тактические. Все случаи народного огромного резонанса (хлебная лавка в Талдыке, Алиби, Усенов, павлодарские экослушания) произошли сами по себе. Так всегда и будет.
- платные материалы государственного PR
- привлечение иностранных пиарщиков
- “флэшмобы” в казахстанском понимании, т.е. обязаловка и креатив 80-х гг.
- вся традиционная бумажная пресса, искусственно содержащаяся и обречённая без полной реконструкции бизнес-моделей
- “левые” эксперты и “левые” ака моделирующие соцопросы
19)Перспективные подходы
- высококачественные онлайн СМИ
- высококачественные блогеры-истинные звёзды, человек 7 на страну, а не 70 хороших знакомых
- журналистика “больших данных” и их профессиональная визуализация
- возвращение государства к практике PR 1991-2001 гг - т.е. к классическим стандартам, полный отказ от “джинсы”, возрождение журналистики как осмысленного занятия
- настоящая аналитика, настоящие соцопросы, настоящие исследования, настоящая культура работы с данными о реальности
- чёткая, тщательная подготовка спикеров к casual общению в режиме 24/7
ГЛАВНЫЙ ВЫВОД: народ ленив, нелюбопытен, тёмен и забит - но он очень НЕ идиот, а вполне себе на уме, жив крестьянско-микрорайонной хитростью. Жив и вечен. Влиять на него можно, только перестав верить в собственное превосходство над ним. Нужно учиться настоящему пиару и наблюдать за народом, за его бессознательным и сознательным.
Ерлан Аскарбеков, пиар-специалист
Просмотров материала: 2 711