Возможностям государства в части регулирования экономических процессов через юридические механизмы долгое время уделялось недостаточное значение. Хотя именно принципиально новые правовые способы способны обеспечить искоренение проблем, которые не удавалось решить другими путями долгие годы. В этой связи Национальный фонд развития финансовых услуг предлагает следующие шаги:
ШАГ 1. Радикальный возврат отечественных ресурсов из-за рубежа.
В настоящее время Казахстан остро нуждается в ресурсах для покрытия недостающих резервов бюджета. Необходимы срочные радикальные меры по возврату отечественных капиталов, находящихся за рубежом. Огромная часть таких ресурсов сконцентрирована в виде нелегальных активов за границей. В этой связи их возврат является одной самых приоритетных мер.
Проведенная программа легализации капитала за рубежом показала себя неэффективной и не привела к ожидаемому результату. Это произошло в силу того, что, по действующему законодательству, легализованное имущество, полученное коррупционным способом, подлежит конфискации. Однако учитывая низкое доверие к следствию и правосудию в Казахстане, даже те лица, кто не совершал коррупционных нарушений, опасаются необоснованного привлечения к ответственности за какие-либо надуманные коррупционные нарушения и боятся потерять имущество в результате конфискации.
Поэтому они категорически отказываются участвовать в легализации, даже если имущество было получено было путем, исключающем коррупцию. В этой связи необходимо проведение полной и безоговорочной легализации путем амнистии для всех лиц, без разделения на коррупционные и иные нарушения, а также исключить законодательно возможность конфискации, что создаст благоприятные условия и стимулирует многих активно проходить процедуру легализации, в результате чего будут возвращены огромные активы, которые так необходимы Казахстану, но все еще продолжают оставаться за рубежом.
ШАГ 2. Реализация мер по недопущению оттока капитала в дальнейшем.
После проведения легализации по принципу, описанному выше, и возврата активов, необходима разработка простого и понятного законодательного механизма легального приобретения имущества за рубежом, с одновременным созданием специального государственного органа, который будет отслеживать все зарубежное имущество, в том числе как укрытое от легализации, так и приобретенное впоследствии в обход законодательных норм.
Именно к такому вновь выявленному незадекларированному имуществу необходимо будет отныне применять самые жесткие санкции, включая конфискацию и привлечение виновных к уголовной ответственности. Такая мера позволит прекратить и не допустить отток капитала, ежегодный объем которого можно оценить в $6 млрд. в ближайшие 5 лет.
ШАГ 3. Перевод всех валютных кредитов в тенге и ограничение выдачи новых, за исключением тех, у кого имеются стабильные валютные доходы.
Долларизация в Казахстане достигла таких масштабов, когда вопреки ст. 127 ГК РК граждане предпочитают дефакто совершать сделки с использованием не национальной, а иностранной валюты, что оказывает давление на резервы Национального банка, а также провоцирует резкую девальвацию тенге в случае негативной динамики цены на нефть. Учитывая, что кредитование населения является массовым источником происхождения свободных средств, запрет на выдачу займов в иностранной валюте является крайне необходимым.
Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым рассмотреть возможность введения законодательной нормы о конфискации всех валютных ценностей, которые были выявлены при совершении сделок в обход действующего валютного законодательства. В том числе необходимо введение запрета на указание цен в иностранной валюте (условных единицах и т.д.) на товары и услуги, сделки с которыми фактически осуществляются в тенге.
ШАГ 4. Введение компенсационной пошлины на валюты, которые обесценились за год более, чем на 20%.
В связи с тем, что ЕАЭС как интеграционное объединение предполагает отсутствие возможностей использования защитных мер экономики, необходимо внедрить механизм введения защитных инструментов в случае сильных колебаний курса национальной валюты любой из стран-участниц. Сильное ослабление, более чем на 20% за год, национальной валюты удешевляет товары страны, вытесняя товары производителей союзных стран на их локальных рынках.
Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым внести изменения в Договор ЕАЭС и норму об обязательстве каждой страны проводить стабильную валютную политику, в случае отсутствия которой остальные страны-участницы должны иметь право применять компенсационную пошлину.
ШАГ 5. Решение вопроса с повышением доли безналичных платежей, а также рост оборота на рынке товаров казахстанского производства.
Около половины розничной торговли находится в «тени». Неоднократные попытки введения обязательного наличия POS-терминалов вызывали отрицание со стороны предпринимательского сообщества. Сроки неоднократно сдвигались. В результате теневой оборот вырос до размеров, угрожающих экономической безопасности страны.
Однако Национальный фонд развития финансовых услуг полагает, что развитие безналичных платежей следует осуществлять стимулирующими, а не карательными мерами. Так, достаточно внести в налоговое законодательство норму о возврате государством покупателю до 2% от стоимости любого товара, а также до 3% от стоимости товара казахстанского производства, при условии, если оплата была совершена безналичным способом.
Такой способ радикально решит вопрос проблему установки POS-терминалов и станет выгодным в первую очередь для предпринимателей, которые будут заинтересованы в их установке и проведении платежей безналичным способом, а также в этом заинтересовано само государство, поскольку выгоды от огромного снижения теневого оборота полностью перекроют траты на налоговые возвраты, которые будут мизерными в сравнении с увеличением сумм налоговых поступлений.
ШАГ 6. Реальная очистка банков от «плохих» кредитов.
1 июля 2015 года Национальный банк объявил о снижении доли «плохих» кредитов с 33% до 9,9%. Однако, фактически это было фикцией, поскольку 15% из 25% снижения объясняется операцией по слиянию БТА с Казкоммерцбанком, а оставшиеся 10% снижения объясняется активными действиям банков по выводу кредитов «за баланс», а также практикой формального оживления кредитов, когда банки «меняются» кредитами, в результате чего, кредит перестает быть «плохим».
Это означает, что ситуация не только не изменилась, но и в ближайшее время только усугубится, что приведет к новому росту социального напряжения, появлению тех же проблем у вкладчиков, росту неплатежеспособности и в конце концов удорожании банковских продуктов, а также ухудшению ситуации с доступностью дешевых банковских продуктов.
Выходом в этой ситуации является только внесение изменений в налоговое законодательство (по вопросам ИПН и КПН), позволяющее банкам единовременно списать проблемные займы, тем самым очистив портфели и начать реальные действия для кредитования как физических лиц, так и бизнеса на выгодных и удобных условиях.
ШАГ 7. Возмещение потерь вкладчикам от девальвации.
Хотелось бы отметить необходимость реализации уже неоднократно озвученной Центром макроэкономических исследований идеи о восполнении «девальвационных» потерь вкладчикам. Государство должно взять на себя обязательство, во-первых, единовременно возместить часть средств, фактически потерянных вкладчиками во время девальвации, при условии возвращения денег на депозиты, а также, во-вторых, законодательно закрепить такое возмещение в случае колебаний курса иностранной валюты. Возвращение в результате таких мер притока средств на депозиты обеспечит закрытие «дыры» тенговой ликвидности на будущее, вернет доверие к банковской системе, а также станет серьезным шагом дедолларизации экономики.
Просмотров материала: 2 379