Объем правительственного долга Казахстана на конец 2017 года составит около 8,5 трлн тенге. Об этом сообщает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на Национальный банк.
Источник: Капитал
«Анализ основных макроэкономических показателей на 2015-2019 годы и показателей бюджета на 2015-2017 годы позволяет прогнозировать отсутствие в среднесрочном периоде условий, при которых правительство РК не сможет обеспечить выполнение своих долговых обязательств. Размер дефицита республиканского бюджета спланирован с учетом соблюдения установленных законодательством ограничений и приоритетов государственного заимствования. Прогнозируется, что объем правительственного долга на конец 2017 года составит порядка 8,5 трлн тенге или порядка 15% к ВВП. Данный прогнозируемый уровень долга соответствует поставленной задаче по поддержанию долга на безопасном уровне», - указывается в сообщении финрегулятора.
В Нацбанке подчеркивают, что правительственное заимствование осуществлялось в рамках утвержденного размера дефицита республиканского бюджета на 2013-2015 годы. Как и в предыдущих годах, была применена модель, согласно которой в общем объеме финансирования дефицита бюджета основную долю занимало внутреннее заимствование.
К слову, на 1 января 2014 года государственный долг составил 4 трлн 417 млрд тенге (28,8 млрд долларов), или 12,9% к ВВП. В общем объеме государственного долга доля правительственного долга составляет 99,6%, или 4 трлн 398 млрд тенге (28,6 млрд долларов). Остальную долю (0,4%) составляют долги Национального банка – 3,6 млрд тенге (0,02 млрд долларов) и местных исполнительных органов – 15,5 млрд тенге (0,1 млрд долларов).
«Параметры основных макроэкономических показателей и бюджетных параметров на 2014-2016 годы предполагают поэтапное снижение дефицита бюджета. Республиканский бюджет на 2014 год утвержден (с учетом уточнений) с дефицитом в размере -1 082,8 млрд тенге или – 2,6% к ВВП. Сформированный с дефицитом республиканский бюджет на 2014-2016 годы приведет к дальнейшему росту долга правительства. Девальвация тенге в феврале 2014 года существенного влияния на размер долга не оказала ввиду низкой доли обязательств в иностранных валютах (17,8%). Рост составил 2,4%, или порядка 100 млрд тенге. При этом значение показателя - долговая нагрузка на бюджет в 2014-2016 годах будет находиться в зоне допустимых значений (12-15%)», - отмечают в Нацбанке.
Финрегулятор подчеркивает, что, как и в предыдущих годах, основной составляющей покрытия дефицита служит заимствование на внутреннем рынке путем выпуска государственных ценных бумаг (ГЦБ).
В сообщении Нацбанка отмечается, что в планах заимствования ранее был предусмотрен выпуск еврооблигаций на внешних рынках капитала со сроками погашения 5, 10 и 30 лет в целях построения кривой доходности в качестве бенчмарка для казахстанских корпоративных эмитентов и снижения стоимости внешнего заимствования.
В частности, в октябре 2014 года правительство РК успешно осуществило выпуск суверенных еврооблигаций двумя траншами: 10-летние облигации на cумму 1,5 млрд долларов и 30-летние облигации на сумму 1 млрд долларов.
После 14-летнего отсутствия Казахстана на внешних рынках капитала (последний выпуск был осуществлен в 2000 году) данный выпуск фактически является «дебютным». Несмотря на снижение цен на нефть и влияние замедления экономического роста России, спрос на казахстанские еврооблигации многократно превысил предложение и составил около 11 млрд долларов.
«В результате выпуска суверенных облигаций установлена долгосрочная кривая доходности (бенчмарк) для казахстанских эмитентов, точно отражающая годы прогрессивных экономических реформ, стабильность государственного баланса и приоритетность дальнейшей диверсификации экономики, которая будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в страну.
К концу 2014 года размер правительственного долга составил 5 трлн 613 млрд тенге и не превысил установленного законом РК о республиканском бюджете на 2014-2016 годы лимита правительственного долга в размере 5 трлн 673 млрд тенге», - поясняет финрегулятор.
В Нацбанке уточнили, что в соответствии с Посланием главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нурлы жол – Путь в будущее» будет продолжена работа по обеспечению совместной реализации проектов с международными финансовыми организациями (Всемирный Банк, АБР, ЕБРР, ИБР).
В соответствии с Концепцией новой бюджетной политики стратегия выпуска ГЦБ должна учитывать долгосрочные тренды на денежном рынке и способствовать построению структурированного рынка по видам инструментов и созданию эталонных показателей, что способствует появлению стандартных инструментов и повышению ликвидности на рынке.
Решение о возможном выпуске еврооблигаций на внешних международных рынках, как одним из возможных способов привлечения заемных ресурсов, будет приниматься с учетом конъюнктуры мировых финансовых рынков.
Согласно мировому экономическому обзору Всемирного Банка за 2014 год (Blackrock) отмечаются риски мирового экономического роста в виде продолжительного периода низких процентных ставок, геополитических рисков, замедления восстановления экономики Еврозоны и возможного превращения ситуации в дефляционный сценарий, которые способствуют увеличению волатильности на мировых финансовых рынках.
Кроме того, постепенное снижение американской программы «Количественное смягчение» и возможное увеличение процентной ставки Федерального резерва будут способствовать увеличению процентных ставок на мировые долговые инструменты. В этой ситуации продолжение выпуска еврооблигаций на мировых рынках будет коррелироваться с ситуацией на мировых рынках и ставками процентов.
Политика на внутреннем рынке будет направлена на активное проведение повторных аукционов по размещению ГЦБ. «Повторные открытия позволят укрупнить выпуски ГЦБ в обращении. Также в целях сокращения количества выпусков ГЦБ будут проводиться операции по управлению обязательствами, включая выкуп ГЦБ (досрочное погашение) на вторичном рынке и другие инструменты по управлению обязательствами. Планируемая политика по выпуску ГЦБ должна способствовать снижению расходов на обслуживание правительственного долга и содействовать развитию рынка долговых инструментов», - подчеркивает финрегулятор.
Просмотров материала: 4 269