В день выхода этого номера газеты в печать у мусульман начнется айт – праздник разговения, который венчает собой месячный пост (ораза). Последний, как известно, является одним из пяти столпов ислама и имеет для этой религии огромный сакральный смысл. Однако в Казахстане, где мусульманство не просто переживает бурное возрождение, но даже становится модным, некоторые умудряются превратить ораза в нечто совершенно противоположное.
Мой знакомый на днях приехал с месторождения, где работает вахтовым методом –полмесяца живет там, полмесяца дома. Это месторождение принадлежит довольно крупной иностранной компании, причем представляющей немусульманскую страну. Соответственно топ-менеджеры тоже оттуда. Но в вахтовом поселке, расположенном далеко в степи и очень хорошо обустроенном, трудятся в подавляющем большинстве своем казахи. До 90 процентов их, по оценкам моего знакомого, называют себя мусульманами, и примерно каждый четвертый держит ораза.
Поскольку количество постящихся год от года увеличивается, руководство компании решило пойти им навстречу и изменило режим работы столовой в вахтовом поселке. Теперь верующие имеют возможность принимать пищу строго в те часы, которые предписаны для соблюдающих ораза, – до восхода и после заката солнца. Причем у них есть выбор – либо поесть в столовой, либо разогреть блюдо в микроволновке (она есть в каждом жилом помещении), либо взять сухой паек.
Казалось бы, чего еще надо? Тем более что, в отличие от других верований, ислам позволяет в пост есть мясо – кстати, возможно, в том числе и поэтому казахи в свое время предпочли эту религию. Но наши «новые мусульмане» решили, что созданных им условий явно недостаточно. Поэтому каждый день для них устраивают коллективный и обильный «ауыз-ашар». Происходит это так. Все подразделения, которых на вахте около двух десятков, по очереди (мелкие отделы – вскладчину) собирают деньги. В среднем получается по две-три тысячи тенге с носа.
Сдают их, разумеется, те, кто не держит ораза. Им внушают: «вы сами не поститесь и тем самым нарушаете заповеди Аллаха, но вы можете частично искупить свой грех перед ним, если сделаете благое дело и поддержите его верных слуг, чтобы им легче было выдержать испытание постом» (пересказываю в утрированной форме – прим. авт.). А поскольку, как уже говорилось выше, подавляющее большинство работающих на месторождении так или иначе считают себя мусульманами, то долго уговаривать их не приходится.
Что же касается немногочисленных атеистов и иноверцев, то они не хотят выглядеть «белыми воронами», опасаются косых взглядов и упреков – лучше откупиться, лишь бы отстали. А если еще среди постящихся есть руководитель твоего подразделения, то тогда тем более не отвертишься. Таким образом, ежедневно собирается сумма в 70-80 тысяч тенге, а на эти деньги можно накрыть очень приличный дастархан даже для нескольких десятков человек - с бешбармаком, казы-карта и т.д. В общем, ежедневный «пир горой» обеспечен.
Кстати, мой знакомый – тоже казах, но неверующий – деньги на «ауыз-ашар» сдал, а вот предложение «кызмет жасау» (обслуживать застольничающих) категорически отверг. Да, да, эти «новые мусульмане», почему-то уверовавшие в собственную близость к Аллаху, настолько обнаглели, что считают ниже своего достоинства наливать себе чай, убирать со стола после трапезы. И ведь многие их коллеги по работе, не соблюдающие пост, соглашаются выполнять обязанности официантов, что вообще-то для истинного казаха немного унизительно – это считается уделом женщин.
Назавтра мой знакомый поинтересовался у одного из «правоверных»: мол, как тебе дастархан? Тот небрежно ответил: «болады» - пойдет, мол. То есть, даже поблагодарить не соизволил. С подобной практикой я впервые столкнулся лет двадцать назад, когда постящихся среди казахов было еще относительно немного. Мой старший сослуживец решил последовать их примеру и спустя несколько дней после начала ораза стал рассказывать мне, как он держит пост, кто из родственников и знакомых приглашает его на вечерний «ауыз-ашар». А потом я сходил с ним на одну из таких трапез.
Гостеприимные хозяева постарались не ударить в грязь лицом и поставили на стол буквально все, чем богата наша национальная кухня, и даже больше того. Вот тогда-то я узнал, что такое «ораза по-казахски». Это когда решивший соблюдать пост днем сдерживает себя, зато по вечерам наедается «от пуза» у тех, кто тоже считает себя мусульманином, но по тем или иным причинам (не хватает воли и самодисциплины, не позволяет здоровье и т.д.) на это не отважился.
Дело тут, разумеется, вовсе не в исламе и не в самом посте, а в том, как наши «новые мусульмане» пытаются приспособить религиозные каноны под себя – так, чтобы было удобно и комфортно им самим. При этом извращается, переворачивается с ног на голову суть, которая изначально была заложена в идею соблюдения ораза. В любой религии пост – это самоограничение, попытка хотя бы в течение определенного срока противостоять соблазнам чувственных удовольствий, одолевающим и искушающим человеческую плоть, что, как считается, позволяет возвысить дух, посвятить все мысли богу, обнаружить в себе жертвенность и т.д. А значит, истинный верующий должен довольствоваться в еде тем минимумом (количественным и качественным), которого достаточно для «поддержания духа в теле».
Стоит привести и такую цитату, взятую на одном из казахстанских сайтов, проповедующих традиционный ислам: «Задумайтесь, мы сейчас постимся и каждый день ощущаем сильный голод и жажду. Возможно, 11 месяцев мы не знали этих ощущений. Таким образом, в месяц Рамадан мы поневоле вспоминаем наших неимущих братьев и сестер – бедных и нуждающихся мусульман. Ведь, возможно, в отличие от нас, они испытывают подобный голод каждый месяц, а не только в Рамадан». Отсюда вывод: любые излишества в еде во время месячного поста противны Аллаху.
А теперь оцените с этой точки зрения описанные выше примеры. Никаким самоограничением и «смирением плоти» тут даже не пахнет. Даже напротив: налицо откровенное чревоугодие, которое считается одним из главных грехов. Потому-то слово «правоверный» применительно к этим людям взято мной в кавычки. И ладно бы, если бы они сами удовлетворяли свое желание сытно и вкусно поесть после светового дня, проведенного, скорее всего, в мыслях не о боге и о душе (к чему обязывает Аллах каждого мусульманина), а о том, какой дастархан им накроют вечером. В конце концов, это их личное дело – как поститься. Но проблема в том, что они нередко «напрягают» окружающих, как в случае с моим знакомым.
Еще одна цитата, взятая с упомянутого казахстанского сайта: «Как же жаль тех людей, которые не осознают истинного смысла поста. Они постятся, следуя обычаям и традициям своего народа или следуя какой-то моде». Кстати, подобной тенденции подвержены и представители второй, наряду с исламом, самой многочисленной и поддерживаемой государством конфессии в Казахстане (понятно, с поправкой на отличительные особенности этой религии).
Вот что пишет один из иерархов православной церкви: «К сожалению, у нас великий пост превращается в лукавую игру, в хитрый гастрономический квест. Если полистать календари, то обнаружится россыпь рецептов на каждый день великого поста. И часто постный обед стоит дороже нежного медальона из свиного филе в беконе. Это не настоящий пост». Да и в целом создается ощущение, что многие верующие в нашей стране какие-то не настоящие. Они используют внешние атрибуты, соблюдают религиозные обряды, часто не понимая их смысла, однако истинной веры в них нет. Это, скорее, следование очередной моде, стремление «быть в тренде», а потому от таких людей несет фальшью и конъюнктурщиной.
Женис Байхожа
Источник: camonitor
Фото: Специальное предложение нодного из алматинских ресторанов а Ауыз ашар
Просмотров материала: 9 893