В Петропавловске неожиданное продолжение получила прошлогодняя коррупционная история, повлекшая отставку тогдашнего областного акима Самата Ескендирова и возбуждение уголовного дела в отношении его заместителя Владимира Балахонцева. Громкое следствие, поставившее на уши весь регион, завершилось откровенным «пуком» - посадкой начальника областного управления строительства Ратмира Усманова. Высокопоставленные фигуранты отделались легким испугом. А на днях родственники осужденного Усманова подлили масла в огонь, проведя митинг протеста, на котором заявили, что Усманову выпала роль «стрелочника», поскольку его посадка служит своего рода оправданием для силовиков, не сумевших собрать доказательства вины на более важных птиц.
Родственники и друзья осужденного по статье 366, часть 2 УК РК к шести годам лишения свободы Ратмира Усманова собрались на митинг протеста в городском Парке Победы. К слову сказать, на памяти петропавловцев это первая подобная публичная акция, согласованная с местными властями. До этого акимат исправно отклонял все заявки желающих под благовидными предлогами. Протестующие держали в руках лозунги «За справедливый суд!», «Свободу Ратмиру!» и «Просим объективного рассмотрения дела Ратмира Усманова».
Бывший начальник управления строительства областного акимата Ратмир Усманов и предприниматель Мурат Харсиев были осуждены 20 февраля с.г. Первый – за получение взятки в размере 10 тысяч долларов, второй – за дачу этой самой взятки. По версии следствия и приговору суда первой инстанции, Харсиев дал Усманову взятку в качестве «отката» за подписание акта приемки не выполненных работ по строительству школы.
Как там было на самом деле, мы, как говорится, свечку не держали, и не собираемся доказывать невиновность осужденных. Смущает другое. В деле слишком много странностей, которые почему–то не получили должную оценку суда. По этой причине сложно отделаться от мысли, что Усманова с Харсиевым нужно было посадить, во что бы то ни стало.
Впрочем, судите сами. Следствие утверждает, что предприниматель Харсиев дал взятку за подписание липового акта о готовности построенного объекта. Однако в суде так и не удалось доказать причастность Харсиева к руководству ТОО «Курылыс-Сервис-СК», которое вело строительные работы.
Согласно учредительным и уставным документам, директором товарищества является совсем другое лицо. Более того, допрошенные в ходе судебного заседания свидетели показали, что Харсиев никакого отношения к ТОО не имел, на планерках не присутствовал и в строительстве школы не участвовал! Но суд почему-то предпочел закрыть на это глаза. Почему?
Тут надо сказать следующее. Расследуя дело о строительных «откатах», финполовцы «копали» под тогдашнего акима СКО С. Ескендирова, руководителя его аппарата, управляющего делами акима У. Габдуллина, заместителя акима В. Балахонцева и других руководителей. Это следует из рассекреченного постановления на проведение специального оперативно-розыскного мероприятия. В постановлении, в частности, говорится, что в отношении указанных лиц проводится оперативная разработка, призванная доказать, что они получают незаконные денежные вознаграждения при проведении процедур государственных закупок.
Шумиха тогда была поднята большая. В отношении Владимира Балахонцева в мае прошлого года Агентством финансовой полиции было возбуждено уголовное дело, о котором сообщили практически все республиканские СМИ. Писали, что Балахонцева подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями при проведении конкурсов госзакупок. В результате скандала экс-руководитель области Самат Ескендиров был вынужден подать в отставку, а его кресло занял нынешний аким Ерик Султанов.
Комментируя причины смены руководства области, руководитель администрации президента Нурлан Нигматулин тогда объяснил это так: «Он (Ескендиров, - авт.) проработал в должности акима с января 2013 года, при нем были определенные достижения. Но были допущены и упущения, особенно в области соблюдения служебной этики. В частности, ряд государственных лиц допустили нарушения, возбуждены уголовные дела в отношении руководителя управления строительства, заместителя акима района. В связи с этим аким области подал в отставку. Отставка была принята Президентом».
Результаты нашумевшего следствия оказались, мягко говоря, скромными. Заинтересовавшийся читатель не найдет никакой информации об уголовном преследовании первых лиц СКО, засветившихся в коррупционном скандале. Реальный срок из всего чиновничьего аппарата области получил лишь, как мы уже говорили, главный строитель СКО Ратмир Усманов. В суде он своей вины не признал. Более того – утверждал, что те злополучные 10 тысяч долларов, на самом деле, взял в долг у Харсиева, а финполовцы фальсифицировали доказательства, чтобы упечь их за решетку.
Конечно, всякий имеет право защищаться всем доступными способами. Можно было бы и не отнестись сколько-нибудь серьезно к словам обвиняемых, если бы не одно «но». И это «но» портит всю стройную картину. Речь идет о записи разговора Харсиева с супругой, в которой он говорит жене: «Запиши для Усманова 10 тысяч долларов до конца июня». Разговор Харсиева с женой записывался сотрудниками финансовой полиции с трех носителей: с мобильного телефона Харсиева, с мобильного телефона его жены и со спецсредств, установленный в автомашине Харсиева.
И вот что интересно. На записи с мобильного телефона Харсиева был стерт конец фразы «до конца июня». Однако этот фрагмент благополучно присутствует в третьей записи, сделанной в автомашине. Забыли стереть? В этой «пикантной» ситуации, думается, суду бы и карты в руки - назначить соответствующую экспертизу, которая выявила или опровергла бы факт монтажа. Но суд почему-то этого не сделал. По мнению суда, имела место просто техническая ошибка. Хороша же ошибка, в результате которой предложение приобретает совсем другой смысловой оттенок. Ведь, согласитесь, взятки до конца месяца не дают.
Автор этих строк не знает, что это за люди – Ратмир Усманов и Мурат Харсиев, способны они или нет на то, чтобы преступить закон ради собственного обогащения и выгоды. Мы не собираемся никого защищать и выгораживать. Суть этого материала - в другом: вынося приговор, суд сам должен быть безупречным. Цель никогда не оправдывает средства, особенно в таком деле, как борьба с коррупцией. Как пел Окуджава, помните: «О, руки были бы чисты, а остальное все приложится». Мы столько раз уже это проходили, когда из-за недостойных средств благие и благородные цели оставались все более и более недосягаемыми.
«Впереди суд апелляционной инстанции. Логично ожидать, что он исправит все процессуальные нарушения, допущенный судом первой инстанции, но в то, что Ратмира могут оправдать, я уже не верю, - устало говорит мать осужденного чиновника Розалия Усманова. - Ведь если предположить, что такое случится, кому-то придется отвечать на неудобный вопрос: по чьей вине мой сын просидел за решеткой почти год и стал «стрелочником» только потому, что финполовцы провалили разработку высокопоставленных чиновников области?».
Вера ГАВРИЛКО, Петропавловск
Фото автора.
Просмотров материала: 8 756