Ходят слухи, якобы Каппаров отравлен сильнодействующим ядом. О вскрытии тела нет никакой официальной информации. Наш инсайдерский источник сообщает, что по просьбе премьер-министра РК Карима Масимова, который в это же время находился в Китае, следственные органы Поднебесной вскрытие не производили. А было ли оно у нас, в Казахстане?
Источник: ДАТ
В минувшую субботу, 28 марта, страна проводила в последний путь председателя АО «Национальная компания «Казатомпром» Нурлана Каппарова. 30 марта ему исполнилось бы 45 лет. Похоронен в Алматы на кладбище «Кенсай».
Американский деловой журнал Bloomberg включил новость о кончине Каппарова в список самых значимых мировых утрат прошедшей недели вместе с данными о смерти первого премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю и бывшего руководителя Федерального резерва США Лайлы Грэмли. Издание отмечает, что Каппаров руководил предприятием, которое является лидером по добыче урана, и напомнило, что в начале марта Каппаров пообещал сделать «Казатомпром» крупнейшим производителем топлива для атомных электростанций.
Он входил в число 50 богатейших людей Казахстана. Являлся создателем и владельцем Lancaster Group. Его состояние, по данным журнала Forbes, оценивается в 120 миллионов долларов.
Нурлан Каппаров скончался 26 марта в Пекине, куда прибыл в составе официальной казахстанской делегации. Официальная версия – остановка сердца, которая произошла во время торжественного обеда. Однако так ли это?
Вот что сообщает информационное агентство КазТАГ об обстоятельствах смерти председателя АО «Казатомпром» со ссылкой на комментатора сайта еженедельника «Ак Жайык»: «Каппаров прибыл в Пекин рейсом СА942 из Дубая в 13.40. Встречали его директор представительства «Казатомпрома» в Пекине Ашикбаев (по некоторой информации, бывший высокопоставленный сотрудник военной контрразведки – «D») и Бисенов. По дороге в гостиницу заехали на обед в китайский ресторан Цзинбао. Каппаров, не садясь за стол, пошел в туалет, где в 14.20 его обнаружил техперсонал, вызвали медслужбу. В 14.27 медсотрудники сделали кардиограмму сердца и сообщили об остановке сердца. Начали делать массаж сердца, но это не помогло. В 14.33 выехали в больницу района Чаоянг, где в 14.50 констатировали смерть». Далее отмечается, что «руководитель крупнейшего в мире поставщика урановой продукции (объем 38% – КазТАГ) обычно выезжал в заграничную командировку без сопровождающихся лиц и охраны. Об этом свидетельствуют его ранние поездки в Китай».
Это не единственная загадка в скоропостижной смерти Нурлана Каппарова.
Как известно, в мае 2009 года был арестован Мухтар Джакишев, возглавлявший «Казатомпром». По информации одного издания, за год до этого он объявил о планах по вхождению Казахстана в лидеры мировой урановой промышленности и ключевым игроком глобального рынка ядерной энергетики. После ареста эти планы претворились в жизнь, но не полностью.
Тот же Bloomberg писал в апреле 2008 года, что «урановые месторождения могут стать для Казахстана тем же, чем были нефтяные залежи для Саудовской Аравии 70 лет назад». По данным англоязычного портала CentralAsiaOnline.com, выгодная позиция Казахстана заключалась в том, что здешние урановые месторождения позволяют добывать руду сравнительно дешево и в больших объемах.
Мухтар Джакишев заявлял тогда, что Казахстан, обладающий вторым по объему запасом урановой руды в мире (после Австралии), способен выйти на первое место по добыче уже в 2009 году. Но после его ареста «Казатомпром» возглавил Владимир Школьник, как пишут некоторые издания, упустивший из рук Казахстана стратегию развития отрасли, разработанную Мухтаром Джакишевым.
По данным некоторых источников, он ръяно старался развернуть прерогативы урановой промышленности в сторону России. Но не успел, его место занял Каппаров и продолжил разработку Джакишева, нацеленную на переход от экспорта природного урана к производству ядерного топлива – что приносит гораздо больше прибыли, но реализуется не так гладко.
В частности, заявленный еще при Мухтаре Джакишеве проект по строительству в Усть-Каменогорске завода по очистке урана от примесей совместно с канадскими партнерами до сих пор не стартовал. По последним данным, ввод в эксплуатацию этого многообещающего предприятия перенесли на 2018 год. Причина? Причина – всевозможные загвоздки, устроенные со стороны российского руководства урановой отрасли, да и не только…
Да, сегодня «Казатомпром» обладает технологиями по производству топливных таблеток – промежуточного продукта в ядерно-топливном цикле. Но пока в планах остается производство конечного продукта в этом цикле, а именно тепловыделяющих сборок, за счет которых и производится энергия на атомных электростанциях.
Казахстан на протяжении десятилетий являлся важным источником урановой руды, обладая 12 процентами мировых запасов. По данным Всемирной ядерной ассоциации, на территории страны эксплуатируется 17 месторождений, однако лишь 5 из них полностью принадлежат национальной компании «Казатомпром», остальные разрабатываются вместе с иностранными партнерами, такими, как Франция, Канада, Япония, Россия.
В период управления АО «Казатомпром» Владимиром Школьником многие отмечали приоритетность развития урановой отрасли Казахстана в направлении России, несмотря на то, что россияне все время подсовывали нам свои реакторы устаревшей модели, которые стояли на атомных подводных лодках проекта «Китёнок» образца 70-х годов прошлого столетия.
Однако в связи с арестом, а затем и осуждением Мухтара Джакишева как-то ушла в тень тема его совместного проекта с японской Toshiba. Как известно нашей газете из инсайдерских источников, японская компания, признанная в мире своими технологиями в области атомной промышленности, крайне настороженно повела себя с руководством «Казатомпрома», пришедшим на смену Мухтару Джакишеву, который, по информации тех же источников, хотел снизить российское влияние в казахстанской урановой промышленности.
По некоторой информации, придя в «Казатомпром», Нурлан Каппаров пытался возобновить переговоры с Toshiba, начатые при Мухтаре Джакишеве, но потом якобы «замороженные».
Так вот, в некоторых кругах циркулирует другая версия внезапной кончины Нурлана Каппарова: якобы его убили сильнодействующим ядом агенты российских спецслужб за пределами Казахстана, чтобы бросить тень подозрений на китайцев. Если учесть, что при госзакупках в урановой промышленности определенный приоритет он отдавал КНР, чем России, то эта версия, наверное, имеет право на существование.
Так или иначе, но разгадку тайны своей внезапной кончины Нурлан Каппаров унес с собой. Возможно, время откроет страницы и этой трагедии.
Страна простилась с Нурланом. Прощальная панихида прошла в Национальной академии наук. Более тысячи людей пришли, чтобы отдать дань уважения усопшему. Но, как отмечают некоторые из них, на церемонии был нарушен официальный протокол, которому обычно неукоснительно следуют в таких случаях и который соответствует статусу умершего.
Так, перед траурной публикой первым выступил первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, который передал слова соболезнования семье и близким от главы правительства Каримова Масимова. Бакытжан Сагинтаев при этом извинился: «Я хотел бы попросить прощения у Нурлана за свой маленький необдуманный поступок. Хоть Нурлан и ушел из Министерства экологии и возглавил «Казатомпром», он оставался председателем совета директоров Expo-2017. И он готовился на прием к главе государства, отвечал за содержание национального павильона, и мы рассматривали ролик у премьер-министра. В конце его выступления я сказал, что у меня есть замечание. Пока он это переделывал, он потерял 10 дней. Сейчас я жалею об этом. Он бы с этой идеей и роликом успел бы сходить к президенту, может быть, в последний раз утвердил бы свой проект. Мы бы точно знали, что это сделал наш брат Нурлан Каппаров. И сегодня я даю обещание сделать все, чтобы этот ролик попал на рассмотрение к главе государства, потому что Нурлан в этот проект вложил свою душу».
Потом Бакытжана Сагинтаева сменил аким г.Алматы Ахметжан Есимов, он зачитал слова соболезнования главы государства Нурсултана Назарбаева. По протоколу, должно было быть наоборот: сначала соболезнования президента страны, потом премьера. Почему произошел такой политический казус?
Слова прощания с Нурланом Каппаровым произнес и Владимир Школьник, прикладывая к глазам носовой платок в клеточку. Был ли он искренен в тот момент или отдавал протокольную дань уважения? Кто знает?!
Владимир ХАРЧЕНКО, «D»
Просмотров материала: 24 272