В редакцию газеты «ТРИБУНА.» обратился сотрудник Национального банка Казахстана (НБК). Возмущенный сложившейся ситуацией и считающий своим гражданским долгом рассказать об атмосфере, царящей в НБК, мужчина поведал, что после назначения председателем Кайрата КЕЛИМБЕТОВА в главном банке страны начались подковерные игры, «новые» сотрудники, которых привезли с Астаны, вместо выполнения служебных обязанностей ходят по фитнесс-залам или просто «шопятся». А в последнее время директора департаментов с многочисленными помощниками все чаще летают в Европу и США по своим делам, но за бюджетные средства. Опасаясь увольнения и преследований, источник попросил не называть его имени. Как правило, «ТРИБУНА.» не публикует истории анонимов, но в данном случае умалчивать проблемы было бы, считаем, неуместно.
Источник: Трибуна Коммуниста
Вместо финансистов музыканты
Тимур, мы условились, что так будем называть сотрудника Нацнбанка, пришел в редакцию нашей газеты утром. На вид ему лет 40 с небольшим, с короткой прической и слегка сутулый; покрасневшие глаза и мешки под ними выдавали в нем человека, много времени проводящего за монитором компьютера. Что подтвердили его слова о том, что рабочий день в основном занимают подсчеты цифр, составление графиков, диаграмм и различных табличных отчетов. «Я люблю свою работу, люблю Казахстан, но о том, что сейчас происходит в Нацбанке, молчать не могу. Никто ни за что не отвечает, а элементарно перекладывают ответственность друг на друга», – примерно так начал рассказ Тимур.
«С приходом в банк Кайрата Нематовича многое поменялось, – продолжил рассказ работник Нацбанка. – Прежде всего построили отдельный вход для нового председателя. Дальше – больше, вместе с ним из Астаны в банк приехало работать немало новых людей. Работавших же еще при МАРЧЕНКО управленцев понизили до уровня консультантов, правда, сохранили зарплату и соцпакет.
Спрашивается: для чего так раздувать штат? Ведь многие из них не то что не финансисты, а вообще не имеющие к экономике никакого отношения: врачи, менеджеры и даже музыканты, но являющиеся детьми состоятельных родителей со связями. Одним словом, «блатные». Расставили их на ключевые позиции – директорами департаментов и начальниками управлений. Представьте себе, сейчас у председателя банка около 14 советников! Такого в истории НБК еще не было!
Но это еще полбеды. Их же надо куда рассаживать, а меньше чем на отдельный комфортабельный кабинет «северяне» не согласны. И вот убрали медицинские кабинеты (педиатр, стоматолог) и спортзал, которые были раньше, в них теперь сидят новенькие сотрудники. Не подумайте, я не от зависти так говорю, просто неправильно это. Специально для них разработали новую сетку зарплат в несколько раз больше чем у тех, кто работал еще до Келимбетова.
Помимо этого, всей этой многочисленной группе «блатных» с Астаны, оплачивают арендованные квартиры и персональные автомобили с водителями в Алма-Ате за счет государственных средств. Чуть ли не каждый помощник директора департамента имеет своего помощника, в отдельных случаях даже двух. А квалификация их такова, что большинство из них при помощи приложения WatsАрp пересылают друг другу банковские документы, не зная, что с ними делать.
И что дали структурные преобразования в центральном аппарате Нацбанка, проведенные Келимбетовым? Кроме громадных расходов, ничего. В общем, как в басне у Крылова про музыкальный квартет: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Келимбетов vs Кусаинов
В начале 2014 года заместителем председателя Нацбанка был назначен Нурлан КУСАИНОВ. А незадолго до этого сменился и сам председатель – место Г. Марченко занял К. Келимбетов. Я человек маленький, и не знаю истинных причин, но по разговорам и самой ситуации вижу, что и Келимбетов, и Кусаинов друг друга, мягко выражаясь, недолюбливают. Я слышал, что Н. Кусаинов до прихода в НБК работал председателем правления «Банк Развития Казахстана» и к нам его прислали «сверху» для сбалансированности.
И вот, копируя поведение руководства, весь коллектив банка разделился на два лагеря: «келимбетовские» против «кусаиновских». Как первые, так и вторые, можно сказать, объявили «священную войну», которая выражается в интригах, «подставах» и саботаже, что, разумеется, сказывается на общей работе и настроении всего Нацбанка. Существует еще одна, если можно так назвать, группа – это топ-менеджеры, работавшие при Г. Марченко, которым сам Григорий Александрович, уходя, сказал: не сдавать позиций, иначе потеряют его доверие и покровительство. И если кого-то из них уволят, то он пробьется на прием к президенту страны с вопросом о доверии Келимбетову, с которым, как известно, у Марченко весьма натянутые отношения.
Так вот, эти «старые руководители» несмотря на то, что их сместили с руководящих постов, потихоньку работают. А кому охота терять «тепленькое местечко» с высокой зарплатой и соцпакетом?! Келимбетов опасается идти на конфронтацию с Марченко и увольнять «его людей», поэтому и создает многочисленные дополнительные должности, но уже для своих.
Как поговаривают в банке, изначально на место своего заместителя К. Келимбетов «проталкивал» коллегу по фонду «Самрук-Казына» Ардака АМАНГЕЛЬДИЕВА. Но судя по тому, что в данный момент А. Амангельдиев работает в должности директора департамента денежного наличного обращения, планы Келимбетова провалились. Но и убрать Кусаинова председатель НБК не может из-за могущественных покровителей последнего. Как рассказывают девчонки-секретарши, А. Амангельдиеву (его еще называют «серым кардиналом») приносят письма и документы перед тем, как их должен подписать Келимбетов. И только после визы Амангельдиева подписывает председатель НБК.
Бывает даже так, что если Амангельдиева что-то не устроит, то он отправляет документы обратно. Секретари исправляют, но вначале несут их зампредам, а те удивляются тому, что уже видели и подписывали бумаги. Девчонки виновато отвечают: «Ардак Амангельдиевич так сказал». Вот заместители и гадают, кто в Нацбанке главный – Келимбетов или Амангельдиев? Возможно, это одна из причин конфликта Н. Кусаинова и Кайрата Нематовича и их сторонников.
Также говорили, что на место Н. Кусаинова Келимбетов ожидал своего знакомого Максата КАБАШЕВА, экс-предправления «Альянс банка», но тот после трений с Б. УТЕМУРАТОВЫМ уехал из страны. Чуть позже Келимбетов как-то утряс вопрос и пролоббировал кандидатуру М. Кабашева на пост президента Казахстанской фондовой биржи (KASE). Получается, два человека – Амангельдиев и Кабашев, которых Кайрат Нематович хотел сделать своими заместителями, «обломались».
Вместо них аместителями работают Куат КОЖАХМЕТОВ и Н. Кусаинов; возможно, это также одна из причин противостояния главы Нацбанка со своим замом Н. Кусаиновым? Хотя некоторые в банке твердо убеждены, что последний является доверенным человеком Келимбетова. Кто их поймет? Знаю одно, что обстановка внутри Нацбанка напряженная и не способствующая, тем более сейчас, когда все говорят о девальвации тенге, слаженной и конструктивной работе.
Справедливости ради не скажу, что и прежний руководитель Г. Марченко был гениальным финансистом и профессионалом. Его кандидатуру рекомендовал Карим МАСИМОВ, чтобы спасти, извините, задницу Анвара САЙДЕНОВА,наделавшего кучу ошибок на посту председателя Нацбанка. И кто сейчас вспоминает промахи А. Сайденова? Тот, кто поспособствовал тому, чтобы Григорий Александрович заменил Сайденова, сделал это мастерски и красиво. Зато ругают Марченко.
Выступления Келимбетова копируют из интернета
Мне секретари, когда в курилке разговариваем, рассказывают, что Келимбетов настолько напуган и деморализован, что снял с себя всю ответственность и старается как можно меньше лично подписывать документы. Ни одно из подразделений он не курирует. Марченко в отличие от Келимбетова отвечал за департаменты монетарных операций, организационной работы, внешних и общественных связей. Но я всегда называл Григория Александровича блестящим пиарщиком (смеется), нежели финансистом и экономистом. Его борода и всклокоченный хохолок на затылке действовали на публику. Вас, журналистов, кстати он не любил, но это вы и сами знаете.
Был такой случай. Сотруднице, молодой девчонке, которая никогда не работала ни журналистом, ни спичрайтером, поручили подготовить текст выступления для председателя Нацбанка. Ее возражения о том, что тексты никогда не писала, не помогли. В итоге она нашла чье-то выступление в интернете, скопировала. Изменила просто дату и статистические цифры и отдала.
Потрясающе, но Келимбетов, как она рассказывала, зачитал скопированный, то есть чужой текст слово в слово. Даже паузы выдерживал как в оригинале. Никто из его помощников не проверил и не внес правок! Жалко, что девушка не запомнила, чей текст выступления она скопировала и чьи слова повторил глава НБК. Хотя вы можете покопаться в интернете и сравнить. Не думаю, что она врала.
Или другой сотруднице сказали подготовить электронную презентацию, точно такую же, как у министра инвестиций и развития А. ИСЕКЕШЕВА. Она долго спрашивала, что именно сделать, чтобы было похоже, но начальник толком ничего не объяснил, главное, чтобы как у Исекешева. Ну а что ей оставалось, просто поменяла цифры.
Очень многие СМИ негативно отзываются о работе Нацбанка. Поэтому летом, для освещения деятельности НБК в положительном тоне, наняли в штат пресс-службы двух бывших журналистов. Я где-то записал (достает лист бумаги). Вот – Сауле ЫНТЫКБАЕВА, работала в Bnews, и Анель КУНЕЛЕКОВА. Также руководство НБК будто бы договорилось с рядом главных редакторов, в основном казахскоязычных СМИ, о том, чтобы те писали о работе Нацбанка исключительно с положительной стороны, взамен банк вроде как преподносит редакторам дорогие подарки.
В последнее время «новые» директора и их помощники часто летают по своим личным делам в Европу и США, но оплачиваются авиабилеты как служебные, то есть из госсредств (Хотя, надо оговориться, что номинально, как принято считать, расходы на Нацбанк не берутся из казны, а он существует лишь на доходы от своей деятельности). В кулуарах банка шепчутся, что летают они через сип-залы в аэропортах, а это же дорого (18 500 тг в аэропорту Алматы – «Т.»), почти как vip. Также говорят, что они в поездки берут с собой чуть ли не чемоданы кэша, не знаю, для чего.
У большинства директоров и помощников из «новеньких» есть свой частный бизнес. Так, например, на пикниках по выходным некоторые из них заказывают еду из своих супермаркетов, ресторанов и фастфудов. Один астанинец несколько раз при мне оплачивал общий счет из своего кармана. Вытаскивает свою «котлету» купюр из портмоне и легко выкидывает по 200–300 тысяч тенге. Хотел как-то раз он «рисануться» и перед девчонками – за весь стол заплатить, но я отказался. Не хочу от него зависеть.
В Гохране рассказывают – раскупили все инвестиционные монеты, которые должны в обязательном порядке храниться в резерве. Новенькие купили их по себестоимости по 22–26 тысяч тенге. А ведь стоят они намного дороже. Порядка 250–300 тысяч тенге. Например, золотая монета «Красный волк» с вставленными в глазницы волка двумя бриллиантами. Вот так вот. Просто не могу больше молчать. Совесть не позволяет. Рассказал бы еще больше, но, думаю, пока и этого более чем достаточно. Как-нибудь в следующий раз», – закончил Тимур.
От редакции. Газета «ТРИБУНА.» надеется, что руководство Национального банка Казахстана обратит внимание на наш материал и слова, рассказанные нам его сотрудником. Также надеемся, что руководство Нацбанка не станет «пробивать» по базе своих сотрудников по имени Тимур, а если таковые и найдутся, то, уверяем, это совсем не те, кто приходил к нам в редакцию.
Просмотров материала: 7 361