О силе и влиятельности Нуртая Абыкаева ходят легенды. Что в них правда, а что вымысел - никому не ведомо, но ярлык "серого кардинала" к этому старожилу казахстанской политики прилип давно и крепко. И, кажется, совсем не случайно. Нуртай Абыкаев всегда занимал особое положение в государственной иерархии и, даже находясь на не самых высоких постах, превращал их в "силовые". Что, естественно, не могла не раздражать других представителей элиты. Но попытки сместить "Железного Нуртая" с позиций всегда заканчивались полным и сокрушительным поражением. Несмотря ни на что, он постоянно демонстрирует завидную политическую "живучесть".
Источник: camonitor
До сих пор трудно понять, в чем секрет успеха этой политической фигуры. Не исключено, что любовь к гольфу научила Нуртая Абыкаевича вовремя ложиться на дно, обходить подводные камни интриг, делать хуки и патты и вырываться в лидеры. По его словам, "гольф - это игра, которая развивается непредсказуемо. Не знаешь, когда тебе повезет, когда подстережет неудача".
Согласитесь, правила игры в политике аналогичны, и если исходить из этого, то можно сделать предположение, что своим умением удерживаться на вершинах власти Нуртай Абыкаев обязан многочасовым тренировкам и внутренней готовности к любому, даже самому фантастичному варианту развития событий. Впрочем, не будем ничего домысливать.
"Агашка" Политолог Досым Сатпаев считает, что "Нуртай Абыкаев относится к разряду тяжелой артиллерии в арсенале Назарбаева". И с политологом трудно не согласиться. Если перелистать страницы биографии Абыкаева на сайте радио "Азаттык", то получается, что он "…за 20 лет независимости страны стал общественным и государственным деятелем, достиг дипломатического ранга чрезвычайного и полномочного посла, получил звание генерал-майора, ученую степень доктора экономических наук, ученое звание академика.
В течение семи лет (с 1991 по 1995 год и с 2002 по 2004 год) Нуртай Абыкаев руководил администрацией президента, ставшей одной из влиятельных руководящих структур в Казахстане. В 2010 году он снова возвращается на пост председателя Комитета национальной безопасности, которым руководил с 1998 по 1999 год. В течение нескольких лет на посту председателя сената парламента он официально по Конституции попробовал себя в роли второго человека в республике. Дважды был послом страны и дважды назначался на должность заместителя министра иностранных дел". Впрочем, когда говорят о "тяжелой артиллерии", должности - не самое главное.
Сформировавшийся в информационном пространстве портрет Нуртая Абыкаева - политика и просто человека, как и в случаях с иными персонажами, входящими в "высшую лигу", противоречив. Впрочем, в отличие от многих других государственных мужей его уровня, Абыкаев не воспринимается как "великий и ужасный " и тем более не олицетворяется со "всемирным злом". Как раз напротив.
Например, сайт http://www.ia-centr.ru дает ему такую характеристику: "Его волевые черты лица, суровый сверлящий взгляд, слегка тронутые сединой виски являют собой воплощение классического типа политика. Имя же этого "старогвардейца" в казахстанской политике стало нарицательным такого дефицитного качества, как преданность. Даже враги вынуждены признавать его верность "главнокомандующему".
А еще Абыкаева заслуженно называют "агашкой". Да, это слово приобрело негативный оттенок, однако восприятие его применительно к каждому конкретному человеку сильно разнится в зависимости от человеческих достоинств, величия и веса фигуры, о которой идет речь.
В контексте биографии Нуртая Абыкаева эпитет "агашка" вполне может расцениваться как похвала и признание заслуг. Если перечитать старые и новые интернет-форумы, посвященные обсуждению этой политической фигуры, то можно сделать вывод, что рядовые казахстанцы весьма благосклонно относятся к Нуртаю Абыкаеву, считая, что он заслуженно находится в своей "весовой категории".
Вот лишь несколько выдержек из этого "эпистолярия":
"Абыкаев - казахский Путин, и мне он очень симпатичен. Ни перед кем кланяться не будет, вперед лезть не будет, по воспитанию казах от мозга костей. К таким людям, малословным, многие относятся с уважением".
"Нуртай Абыкаев один из порядочных людей у власти!"
"Н.Абыкаев действительно большой авторитет".
"Пришел очень серьезный "тяжеловес". Уверен, авторитет КНБ теперь повысится..."
"Абыкаев нигде не подводил президента, порой рискуя своим положением и именем, а это многого стоит. Это не вчерашние коммерсы, которые, получив должности, забывают обо всем".
"Он стоял у истоков создания государства, поэтому, думаю, ему не безразлична судьба страны".
"Абыкаев - благородный человек, старой закалки, жесткий, но справедливый, преданный президенту и стране человек, а это очень важно для такой структуры, как КНБ".
В принципе, восприятие Абыкаева в роли героя, а не антигероя, как это зачастую бывает с представителями политической элиты, является закономерным и, не побоимся этого слова, справедливым.
"Есть такая профессия - Родину защищать" Нуртай Абыкаев, как не раз отмечали наши коллеги, предпочитает изображать "молчуна" и действовать тихой сапой. Скорее, это уже фирменная карточка Нуртая Абыкаева, стиль работы которого, не изобилуя подробностями, демонстрирует не меньшую эффективность, нежели самые громкие "подвиги" иных представителей чиновничества.
Заслуги Нуртая Абыкаевича перед страной, как бы пафосно это ни звучало, трудно переоценить. Но расставим только главные акценты. Во-первых, это, как писал сайт www.ia-centr.ru, нейтрализация врагов президента и его курса: "В 1998 году Абыкаеву доверили один из самых ответственных фронтов - КНБ.
В канун досрочных президентских выборов чекистам не хватало опытного политика, способного сгладить негативный политический эффект опричнинной деятельности комитета мусаевского периода, но в то же время продолжать держать дело Кажегельдина "под колпаком".
"В октябре 1998 года в Конституцию страны были внесены 18 поправок, в результате состоялись досрочные президентские выборы" - за этими сухими строками из современной истории Казахстана лежит кропотливая работа абыкаевских чекистов по нейтрализации "пятой колонны" без нагнетания внутриполитической ситуации в стране". Во-вторых, это сдерживание амбиций членов президентской семьи, отдельные представители которой "слетали с катушек" и начинали мнить себя "наследными принцами".
Как констатировал существовавший когда-то сайт kub.info, Нуртай Абыкаев "и его команда составляют высший и средний слой политической и экономической власти в стране, жестко управляя ситуацией и оттесняя от "престола" разномастных радикалов и самозваных наследников. Именно они в конце 2001 года остановили экспансию Рахата Алиева, с одной стороны, и олигархов-демократов - с другой.
В результате их действий прекратилась жесточайшая информационная война, развязанная Алиевым, а страна получила несколько лет политической стабильности". Недаром еще в феврале 2002 года, сразу же после возвращения Нуртая Абыкаева в большую политику, сайт www.nomad.su высказывал мнение, что "Железный Нуртай" - единственный человек, кому под силу удерживать цепь власти "президент - все остальные".
В 2006 году Нуртай Абыкаев вновь вступил в бой с Рахатом Алиевым и, несмотря на "серьезное ранение" в виде удаления от акординских коридоров, битву в целом выиграл. Как писали наши коллеги, "истории доподлинно неизвестно, где, когда и при каких обстоятельствах пересеклись интересы Абыкаева и Алиева. Но неизбежность конфликта была очевидна вследствие природной несовместимости двух разнополюсных начал, которые каждый из них нес - верность Абыкаева и предательство Алиева".
Естественно, присутствие возле президента такой фигуры, как Нуртай Абыкаев, способной ради защиты интересов действующей власти действовать даже в ущерб собственному политическому реноме, - это очень серьезный раздражающий фактор для отдельных группировок внутри элиты. Поэтому неудивительно, что с разной частотой, но достаточно регулярно его пытаются вовлечь в различные скандалы и обвинить в "самых страшных грехах".
Как писала несколько лет назад наша газета, "Нуртай Абыкаев известен, в первую очередь, как наиболее последовательный и верный сторонник Нурсултана Назарбаева, долгое время исполнявший самые ответственные и сложные поручения президента.
Имея стойкий иммунитет к основным болезням казахстанских чиновников и политиков - таких, как воровство, "распил" бюджета, скандалы личного характера - генерал-майор Абыкаев зачастую упоминался, особенно в оппозиционной прессе, в связи с какими-то политическими интригами. По-другому и быть не могло - человек, который решает самые масштабные задачи, так или иначе рискует попасть под перо журналистов, защищающих интересы отдельных элитных группировок. Тем более что Абыкаев никогда не был замечен в связях с какой-то из них - он лишь верный нукер президента, который будет с ним в любой должности и в любой ситуации. И это он за долгие годы службы доказал с лихвой".
Правда, то, с какой филигранностью он выносит из таких ситуаций свою сановную особу, наводит на мысль о том, что шум в большинстве случаев рождается из ничего. Вспомните, например, темную историю с продажей Корее МИГов в 1999 году, после которой Нуртай Абыкаевич якобы был сослан в "ссылку". За прошедшие 15 лет все тогдашние "факты" пережили пересмотр и переоценку.
В подтверждение своих слов приведем публикацию на сайте радио "Азаттык", датированную июлем 2012 года: "Один из бывших высокопоставленных чиновников министерства иностранных дел говорит нашему радио Азаттык, что знает Нуртая Абыкаева с 1995 года, что они вместе работали в министерстве. По его словам, Абыкаев не имеет отношения ни к незаконной продаже военной техники, ни к убийству Алтынбека Сарсенбаева".
Кстати, именно расправа над оппозиционным политиком Алтынбеком Сарсенбаевым и двумя его помощниками в 2006 году привела не только к шквалу домыслов относительно роли Нуртая Абыкаева в этой трагедии, но и к разговорам на самом высоком уровне о том, что "песенка Абыкаева наконец-то спета". Списывать его со счетов "провидцам" не мешало даже отсутствие каких бы то ни было оснований.
В марте 2006 года газета "Экспресс-К" писала: "Странно. Смерть известного политика стала для некоторых его соратников, как ни жутко это звучит, подходящим поводом для политических интриг и нагнетания страстей. Так, руководство движения "За справедливый Казахстан" категорически потребовало отставки председателя сената Нуртая Абыкаева. Основания? Их нет. Все строится на домыслах: дело в том, что обвиняемый Ержан Утембаев являлся прямым подчиненным г-на Абыкаева… Воистину, праздный ум - мастерская дьявола. Делать политический капитал на смерти соратника неэтично. Вдвойне неэтично делать это без фактов на руках. Втройне неэтично требовать отставки конкретных должностных лиц, не обладая стопроцентными доказательствами их причастности к трагедии".
Но в январе 2014 года нашел переосмысление и этот факт. Во время второго судебного процесса над Ержаном Утембаевым показания дал адвокат Нурлан Устемиров, который, в частности, говорил о том, что именно Рахат Алиев требовал от Утембаева "дать показания" против Абыкаева и еще некоторых высокопоставленных должностных лиц.
Не увенчались успехом попытки предать Абыкаева анафеме и после кровавой трагедии на заставе "Арканкерген". Звучавшие в его адрес обвинения были настолько притянуты за уши, что серьезно их никто не воспринял даже в среде обывателей, любящих почесать языки в социальных сетях. Впрочем, можно предположить, что попытки вовлечь Нуртая Абыкаева в "свару" и вывести с его орбиты власти будут предприниматься регулярно. Оснований - предостаточно.
Судите сами. В октябре прошлого года исследовательское агентство "Рейтинг.kz" составило рейтинг влиятельных политиков и в нем Нуртай Абыкаевич занял лидирующие позиции. Но не на его потенциале как тяжеловеса-политика хотелось бы акцентировать внимание, а на той точной характеристике, которую дали ему эксперты. Устами социологов и политологов Нуртай Абыкаев был превращен в своего рода буфер между сегодняшней политической стабильностью и завтрашней неизвестностью:
"Текущая позиция Нуртая Абыкаева в системе власти не устраивает практически всех ключевых игроков, а, кроме того, и многие силы извне. Отставка Абыкаева или переход на декоративную должность будут означать переформатирование всего политического пространства. По большому счету это и станет началом транзита верховной власти. Абыкаев - это тот "старый гвоздь", который еще сдерживает критическую массу элиты от активных действий. Большую роль играет влияние Абыкаева в силовом блоке, без его поддержки не может быть реализован ни один сценарий силового транзита".
Тут, как говорится, без комментариев.
Просмотров материала: 3 994