23 ноября 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Строителям "Кокжайлау" надо подумать о своем будущем, - П.Своик

29 январь 2015, 19:36
Строителям "Кокжайлау" надо подумать о своем будущем, - П.Своик Сразу несколько информационных «узелков на память» завязалось вокруг горнолыжного курорта «Кокжайлау».

Во-первых, президент, выступая с программой сокращения бюджетных и всяких других расходов вплоть до окончания кризиса, сказал, что надо закончить начатые стройки, тогда как от некоторых других, не начатых еще инвестиционных проектов надо отказаться.

Ни сроков окончания кризиса, ни конкретного перечня откладываемых до лучших времен строек названо не было, и в этом смысле дальнейшая судьба ГЛК «Кокжайлау» интригующе зависла.

ГЛК «Кокжайлау» – инвестиционный проект? Требует ли он бюджетных затрат? Да, и весьма немалых – эта стройка поразмашистее даже ЭКСПО-2017. Собственно средств налогоплательщиков по проекту требуется $450 млн – все они пойдут на обустройство подъемной и горнолыжной инфраструктуры: крытая парковка на Медеу и гондольная дорога до плато Кокжайлау, горнолыжные трассы с искусственным оснежением и подъемники для них.

Плюс по самостоятельным проектам акимат Алма-Аты строит предназначенную именно для горнолыжного курорта электрическую подстанцию, отдельно – сооружения водоснабжения и водоотведения и тоже отдельно – автомобильную дорогу из Алма-Арасанского ущелья до «Кокжайлау». Итого общей сложностью $750 млн бюджетных вложений.

А в середине этого обустроенного на государственные деньги природного великолепия запроектирована горнолыжная деревня – ее предусмотрено распределить по участкам под застройку среди неких частных инвесторов, которые, по заверениям авторов ТЭО, вложат в ГЛК еще целый миллиард долларов.

Насчет того, начато строительство ГЛК «Кокжайлау» или нет, – это как сказать. С одной стороны, еще как начато: только на проектирование потрачено уже более 3 млрд тенге. А под электроподстанцию еще прошлым летом в горах был выкопан большой котлован.

С другой стороны, с проектной документацией – скандальные неувязки: ее, похоже, в должном виде нет. Это выявилось после того, как ТОО «Кокжайлау», отвечающее за организацию проектирования, вдрызг, до судебных разборок, рассорилось с проектной организацией «ГеоДата Плюс».

Последняя разработала и провела через госэкспертизу документацию и сметы на стадии «проект» и на стадии «рабочих чертежей» стала требовать давно обещанные, но так полностью и не полученные материалы топографических и геологических изысканий. Не имея полной геодезической съемки и геологии именно там, где проектируются, например, дамбы под водоемы для искусственного оснежения, проектировщики рискуют сильно «не угадать» с уже утвержденной госэкспертизой сметной стоимостью, да и вообще с надежностью и безопасностью ответственных сооружений в очень непростой высокогорной местности.

А поскольку недостающие изыскания так и не были представлены, Кокжайлау покрыл снег, а сроки поджимали, «ГеоДата Плюс» выдала-таки «рабочку» с нахальной припиской на чертежах, что они изготовлены без необходимой геологии и должны быть откорректированы по ее получению.

В ответ ТОО «Кокжайлау» поступило со строптивцами примерно так же, как Троцкий предлагал сделать большевикам при заключении тяжелого Брестского договора с немцами: «ни войны, ни мира, а армию – распустить». То есть рабочие чертежи в так называемом векторном, то есть электронном виде, позволяющем любую дальнейшую «доработку» их, от «ГеоДаты Плюс» были получены, а вот с официальной приемкой и оплатой – все как-то «зависло».

Поскольку же заложниками этой неприятной ситуации с недостающими изысканиями, требующими корректировки, и неоплаченными чертежами стали несколько организаций и немало специалистов, «утечек» информации появилось множество. Поэтому план действий ТОО «Кокжайлау» прояснился быстро – найти другого проектировщика, менее щепетильного в отношении изысканий. А еще лучше – имеющего лицензию на право проведения изысканий.

Коней, конечно, меняют и на переправе, но для этого нужны более чем серьезные основания. Заменить проектировщика в середине процесса «просто так» нельзя – это примерно, как вдруг взять и поменять родителей у ребенка. Так и в проектном деле: просто так заменить проектировщика, справедливо опасающегося основывать свои чертежи на не сделанной до конца топографии и геологии, на более покладистого исполнителя – значит попрать прописанные в законодательстве процедуры и поставить под вопрос качество документации, включая и сметную стоимость.

Но, получается, ТОО «Кокжайлау» может себе такое позволить. Во всяком случае, заказчик, коим выступает Управление туризма акимата Алма-Аты, не хочет или не может (ненужное зачеркнуть) ему в этом препятствовать. Ситуация, скажем так, туманная. Сроки для изысканий и изготовления рабочей документации давно прошли, и акты приемки Управлением туризма вроде бы подписаны. Иначе почему заказчик не бьет тревогу и ведет себя так, будто с документацией у него все в порядке?

Но существуют ли на самом деле необходимые изыскания и изготовленные с опорой на них комплектные рабочие чертежи? И чей фирменный штамп стоит на них, если не «ГеоДаты Плюс»? И как оформлена такая проектная подмена, если она сделана?
Вопросы эти, конечно, следует адресовать Управлению туризма акимата Алма-Аты.

Но от его начальника Бахытжана Жоламанова ожидать оперативной реакции трудно: еще прошлым летом он предложил Общественному экспертному совету «Кокжайлау» сформулировать все замечания и предложения по проекту ГЛК, а он разместит их на официальном сайте и даст подробный ответ по всем пунктам. Это мы сделали (см. «Новая» – Казахстан» №50 от 18.12.2014 г.), однако до сих пор, несмотря на письменные напоминания, – молчок. Видно, в точку попали наши замечания и предложения.

Боюсь, и сейчас наши предположения насчет того, что разработка проектной документации в тупике – тоже в точку.
И здесь кстати пришелся второй информационный «узелок», помогающий лучше понять природу неуязвимости ТОО «Кокжайлау». А именно: по версии Forbes Kazakhstan лучшим бизнесменом 2014 года назван основатель и президент компании Capital Partners Сержан Жумашов. В презентации, в частности, сказано, что Capital Partners управляет горнолыжным курортом «Шымбулак» и выступает оператором проекта «Кокжайлау». А оператор по определению – организация, которая реализует инвестиционный проект и отвечает за его качественное управление, а также за достижение обозначенных в нем промежуточных и конечных целей.

Слово – не воробей. И до этого было известно, что в «Кокжайлау» – люди из Capital Partners, но формально это ТОО – 100-процентно акиматовское. Теперь все встает на свои места: если понятно, кто оперирует проектом ГЛК, то ясно, в чью пользу заложены в него откровенно приватизационные решения.

Я был поражен, когда прочитал в резюме ТЭО, что вся проинвестированная государством часть ГЛК будет продана тем самым «частным инвесторам» за… $160 млн! Сто шестьдесят миллионов за вложенные из бюджета семьсот пятьдесят миллионов в придачу к бесценным горным склонам и природным долинам – это действительно лучший бизнес года! А коль скоро все такие проектные решения, несмотря на сопротивление общественности, доведены до утверждения именно в 2014 году – звание присвоено вовремя.

И еще один информационный «узелок» ко времени: результаты недавно проведенных общественных слушаний по автодороге на ГЛК «Кокжайлау». Тут тоже выпирает откровенная приватизационная направленность этого массового, по ТЭО, горнолыжного курорта.

Так, в техническом задании на проектирование много чего указано, кроме… пропускной способности. Даже поразительно – проектировать дорогу на массовый горнолыжный курорт, не имея в исходных данных такой мелочи, как пассажиропоток по ней!

Впрочем, все состыковано: в проекте ГЛК тоже нет места для размещения прибывающих машин и пассажиров. То есть эта дорога не для массовых посетителей, а для завоза материалов и техники на строительство и подъема по ней обслуживающего персонала, продовольствия и других необходимых грузов для частных гостиниц и ресторанов.

И, конечно, хозяева частной застройки в горнолыжной деревне тоже будут свободно ездить по ней – себе-то парковки они предусмотрят.

В погожие же зимние деньки на этой узкой (однако, стоимостью более $100 млн) дороге, конечно, будет стоять полицейский с жезлом, обоснованно не пропускающий желающих – наверху мест нет!

Я посоветовал бы нашим лучшим бизнесменам самим отказаться от реализации этого проекта. Нет, дело вовсе не в том, что государственные деньги в наступающие кризисные времена лучше экономить, – это не аргумент, я понимаю. Мой совет иного рода: подумать о будущем собственной застройки. То, что сейчас делается напролом, игнорируя бессильные протесты общественности, каноны проектирования и строительства, со временем выявится и припомнится.

В самой же власти найдется сколько угодно блюстителей закона и борцов с коррупцией, которые возьмутся задним числом выправлять все нарушения. И на фоне еще только разгорающегося кризиса, за которым грядут очень большие перемены, об этом лучше подумать заранее.

Петр Своик, общественный деятель

Источник: Новая газета
Просмотров материала: 1 870

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 123 324 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 123 157 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 122 797 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 122 821 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 123 129 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 477 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 654 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 721 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 10 911 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 055 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 434 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 321 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 649 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 546 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 353 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 455 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 653 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 319 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 667 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 432 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 428 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 268 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 113 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 360 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 291 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 822 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 167 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 147 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 364 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 692 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 116 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 130 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 174 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 097 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 330 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 482 Просмотров





Опрос


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930