Сразу несколько информационных «узелков на память» завязалось вокруг горнолыжного курорта «Кокжайлау».
Во-первых, президент, выступая с программой сокращения бюджетных и всяких других расходов вплоть до окончания кризиса, сказал, что надо закончить начатые стройки, тогда как от некоторых других, не начатых еще инвестиционных проектов надо отказаться.
Ни сроков окончания кризиса, ни конкретного перечня откладываемых до лучших времен строек названо не было, и в этом смысле дальнейшая судьба ГЛК «Кокжайлау» интригующе зависла.
ГЛК «Кокжайлау» – инвестиционный проект? Требует ли он бюджетных затрат? Да, и весьма немалых – эта стройка поразмашистее даже ЭКСПО-2017. Собственно средств налогоплательщиков по проекту требуется $450 млн – все они пойдут на обустройство подъемной и горнолыжной инфраструктуры: крытая парковка на Медеу и гондольная дорога до плато Кокжайлау, горнолыжные трассы с искусственным оснежением и подъемники для них.
Плюс по самостоятельным проектам акимат Алма-Аты строит предназначенную именно для горнолыжного курорта электрическую подстанцию, отдельно – сооружения водоснабжения и водоотведения и тоже отдельно – автомобильную дорогу из Алма-Арасанского ущелья до «Кокжайлау». Итого общей сложностью $750 млн бюджетных вложений.
А в середине этого обустроенного на государственные деньги природного великолепия запроектирована горнолыжная деревня – ее предусмотрено распределить по участкам под застройку среди неких частных инвесторов, которые, по заверениям авторов ТЭО, вложат в ГЛК еще целый миллиард долларов.
Насчет того, начато строительство ГЛК «Кокжайлау» или нет, – это как сказать. С одной стороны, еще как начато: только на проектирование потрачено уже более 3 млрд тенге. А под электроподстанцию еще прошлым летом в горах был выкопан большой котлован.
С другой стороны, с проектной документацией – скандальные неувязки: ее, похоже, в должном виде нет. Это выявилось после того, как ТОО «Кокжайлау», отвечающее за организацию проектирования, вдрызг, до судебных разборок, рассорилось с проектной организацией «ГеоДата Плюс».
Последняя разработала и провела через госэкспертизу документацию и сметы на стадии «проект» и на стадии «рабочих чертежей» стала требовать давно обещанные, но так полностью и не полученные материалы топографических и геологических изысканий. Не имея полной геодезической съемки и геологии именно там, где проектируются, например, дамбы под водоемы для искусственного оснежения, проектировщики рискуют сильно «не угадать» с уже утвержденной госэкспертизой сметной стоимостью, да и вообще с надежностью и безопасностью ответственных сооружений в очень непростой высокогорной местности.
А поскольку недостающие изыскания так и не были представлены, Кокжайлау покрыл снег, а сроки поджимали, «ГеоДата Плюс» выдала-таки «рабочку» с нахальной припиской на чертежах, что они изготовлены без необходимой геологии и должны быть откорректированы по ее получению.
В ответ ТОО «Кокжайлау» поступило со строптивцами примерно так же, как Троцкий предлагал сделать большевикам при заключении тяжелого Брестского договора с немцами: «ни войны, ни мира, а армию – распустить». То есть рабочие чертежи в так называемом векторном, то есть электронном виде, позволяющем любую дальнейшую «доработку» их, от «ГеоДаты Плюс» были получены, а вот с официальной приемкой и оплатой – все как-то «зависло».
Поскольку же заложниками этой неприятной ситуации с недостающими изысканиями, требующими корректировки, и неоплаченными чертежами стали несколько организаций и немало специалистов, «утечек» информации появилось множество. Поэтому план действий ТОО «Кокжайлау» прояснился быстро – найти другого проектировщика, менее щепетильного в отношении изысканий. А еще лучше – имеющего лицензию на право проведения изысканий.
Коней, конечно, меняют и на переправе, но для этого нужны более чем серьезные основания. Заменить проектировщика в середине процесса «просто так» нельзя – это примерно, как вдруг взять и поменять родителей у ребенка. Так и в проектном деле: просто так заменить проектировщика, справедливо опасающегося основывать свои чертежи на не сделанной до конца топографии и геологии, на более покладистого исполнителя – значит попрать прописанные в законодательстве процедуры и поставить под вопрос качество документации, включая и сметную стоимость.
Но, получается, ТОО «Кокжайлау» может себе такое позволить. Во всяком случае, заказчик, коим выступает Управление туризма акимата Алма-Аты, не хочет или не может (ненужное зачеркнуть) ему в этом препятствовать. Ситуация, скажем так, туманная. Сроки для изысканий и изготовления рабочей документации давно прошли, и акты приемки Управлением туризма вроде бы подписаны. Иначе почему заказчик не бьет тревогу и ведет себя так, будто с документацией у него все в порядке?
Но существуют ли на самом деле необходимые изыскания и изготовленные с опорой на них комплектные рабочие чертежи? И чей фирменный штамп стоит на них, если не «ГеоДаты Плюс»? И как оформлена такая проектная подмена, если она сделана?
Вопросы эти, конечно, следует адресовать Управлению туризма акимата Алма-Аты.
Но от его начальника Бахытжана Жоламанова ожидать оперативной реакции трудно: еще прошлым летом он предложил Общественному экспертному совету «Кокжайлау» сформулировать все замечания и предложения по проекту ГЛК, а он разместит их на официальном сайте и даст подробный ответ по всем пунктам. Это мы сделали (см. «Новая» – Казахстан» №50 от 18.12.2014 г.), однако до сих пор, несмотря на письменные напоминания, – молчок. Видно, в точку попали наши замечания и предложения.
Боюсь, и сейчас наши предположения насчет того, что разработка проектной документации в тупике – тоже в точку.
И здесь кстати пришелся второй информационный «узелок», помогающий лучше понять природу неуязвимости ТОО «Кокжайлау». А именно: по версии Forbes Kazakhstan лучшим бизнесменом 2014 года назван основатель и президент компании Capital Partners Сержан Жумашов. В презентации, в частности, сказано, что Capital Partners управляет горнолыжным курортом «Шымбулак» и выступает оператором проекта «Кокжайлау». А оператор по определению – организация, которая реализует инвестиционный проект и отвечает за его качественное управление, а также за достижение обозначенных в нем промежуточных и конечных целей.
Слово – не воробей. И до этого было известно, что в «Кокжайлау» – люди из Capital Partners, но формально это ТОО – 100-процентно акиматовское. Теперь все встает на свои места: если понятно, кто оперирует проектом ГЛК, то ясно, в чью пользу заложены в него откровенно приватизационные решения.
Я был поражен, когда прочитал в резюме ТЭО, что вся проинвестированная государством часть ГЛК будет продана тем самым «частным инвесторам» за… $160 млн! Сто шестьдесят миллионов за вложенные из бюджета семьсот пятьдесят миллионов в придачу к бесценным горным склонам и природным долинам – это действительно лучший бизнес года! А коль скоро все такие проектные решения, несмотря на сопротивление общественности, доведены до утверждения именно в 2014 году – звание присвоено вовремя.
И еще один информационный «узелок» ко времени: результаты недавно проведенных общественных слушаний по автодороге на ГЛК «Кокжайлау». Тут тоже выпирает откровенная приватизационная направленность этого массового, по ТЭО, горнолыжного курорта.
Так, в техническом задании на проектирование много чего указано, кроме… пропускной способности. Даже поразительно – проектировать дорогу на массовый горнолыжный курорт, не имея в исходных данных такой мелочи, как пассажиропоток по ней!
Впрочем, все состыковано: в проекте ГЛК тоже нет места для размещения прибывающих машин и пассажиров. То есть эта дорога не для массовых посетителей, а для завоза материалов и техники на строительство и подъема по ней обслуживающего персонала, продовольствия и других необходимых грузов для частных гостиниц и ресторанов.
И, конечно, хозяева частной застройки в горнолыжной деревне тоже будут свободно ездить по ней – себе-то парковки они предусмотрят.
В погожие же зимние деньки на этой узкой (однако, стоимостью более $100 млн) дороге, конечно, будет стоять полицейский с жезлом, обоснованно не пропускающий желающих – наверху мест нет!
Я посоветовал бы нашим лучшим бизнесменам самим отказаться от реализации этого проекта. Нет, дело вовсе не в том, что государственные деньги в наступающие кризисные времена лучше экономить, – это не аргумент, я понимаю. Мой совет иного рода: подумать о будущем собственной застройки. То, что сейчас делается напролом, игнорируя бессильные протесты общественности, каноны проектирования и строительства, со временем выявится и припомнится.
В самой же власти найдется сколько угодно блюстителей закона и борцов с коррупцией, которые возьмутся задним числом выправлять все нарушения. И на фоне еще только разгорающегося кризиса, за которым грядут очень большие перемены, об этом лучше подумать заранее.
Петр Своик, общественный деятель
Источник: Новая газета
Просмотров материала: 1 870