Очередное финансовое событие со знаком минус (собственно, позитивными новостями наши власть имущие мужи соотечественников давно уже не балуют), стало предметом бурных обсуждений и в реальном, и в виртуальном пространствах. На этот раз «порадовал» Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). Собрав воедино деньги со всех почивших в бозе частных пенсионных фондов под свое единое финансовое крыло, представители фонда признались, что не хватает ни много, не мало, а почти 100 миллиардов тенге! Согласитесь, цифра слишком, так сказать, не маленькая, чтобы отнестись к ситуации философски.
Представители ЕНПФ уверяют, что во всем виноваты именно те самые частные фонды, которые инвестировали собранные ими пенсионные отчисления черт знает куда, без всякой системы и, порой, здравого смысла. В итоге, пенсионные деньги оказались вложены в активы сразу 30 компаний, которые благополучно разорились, так что вместо прибыли случилось то, что случилось. Кроме того, сотрудники ЕНПФ кивают на Национальный банк, который занимался переоценкой этих самых активов, да, видать, просчитался.
"Пенсионные фонды, начиная с 2007 года вплоть до передачи активов в ЕНПФ, инвестировали активы по своему усмотрению. Они покупали ценные бумаги различных компаний. В результате тех потрясений, которые происходили на финансовом рынке Казахстана, часть компаний допустила дефолт", - заявил по поводу сложившейся ситуации начальник управления инвестиционного анализа и проблемных активов АО ЕНПФ Абай Джаикбаев.
Интересная выходит ситуация и рождаются закономерные вопросы. Первое: а деятельность частников в пору их деятельности вообще кто-нибудь проверял, как часто и насколько тщательно? Если нет, то почему? Надеялись на авось или свято верили в чистоту «частных» помыслов? Второе: действительно ли те самые 30 горе - компаний разорились, или просто удачно прокрутили деньги потенциальных казахстанских пенсионеров, не без участия представителей фондов – «частников», а потом, после удовлетворения своих нужд, а возможно и, почуяв запах «жареного», объявили себя банкротами?
Вообще, будут ли названы эти самые компании, имена их учредителей, состав топ - менеджеров, проведено расследование, обнародованы результаты? Каковы будут шаги со стороны соответствующих органов в отношении упраздненных фондов, пусть задним числом, но все же будет ли проверено движение средств в пору их деятельности?
Кстати, многие эксперты уже высказали предположение, что «частники» прекрасно осознавали, что инвестируют в весьма сомнительные компании и сознательно шли на риск. Не свои же деньги вкладывали, что уж. Со стороны ЕНПФ же прозвучали неуверенные заявления о стартовавшей работе по возврату потерянных денег. Но пока никаких внятных и эффективных механизмов не озвучили.
Стоит заметить, что еще весной казахстанский экономист АлматСалгаринуже выражал опасения относительно будущего пенсионных вкладов, раскиданных по «частникам», низкой доходности пенсионных активов коммерческих НПФ, перечислив несколько самых главных проблемных факторов: нездоровую конкуренцию среди коммерческих НПФ, выраженную в «переманивании вкладчиков», то есть иными словами, основной интерес «частников» был направлен на количество денег в своих закромах, а, отнюдь, не на качество и эффективные механизмы инвестирования уже имеющихся средств; действия коммерческих НПФ в пользу учредителей, а не вкладчиков; высокие операционные расходы коммерческих НПФ, и, как следствие, высокую комиссия за учет и хранение пенсионных активов; недостаточная прозрачность деятельности по управлению пенсионными активами.
Последний пункт в качестве одной из основных причин создавшей ситуации уже по факту специалисты называют и сейчас. Так зачем же надо бы дожидаться, пока гром грянет, чтобы бить в набат, а не провести все следственные и проверочные мероприятия еще до слияния всех денег частных фондов в кассе ЕНПФ? Или кому-то было выгодно дождаться, пока виновники ситуации благополучно успеют сделать ноги?
Не менее занятен тот факт, что многомиллиардная недостача на счетах была обнаружена еще в сентябре. Однако сообщить об этом общественности в ЕНПФ решились только сейчас, спустя три месяца. Интересно, почему?
- Каким образом ЕНПФ будет повышать доходность пенсионных активов? - писал в своем весеннем экономическом анализе АлматСалгарин, - Ни для кого не секрет, что регуляторная функция государства в пенсионной системе Казахстана очень высока, и постоянное ужесточение пруденциальных нормативов, а также контроль со стороны регулирующего уполномоченного органа не ослабевали никогда, заставляя инвестиционные подразделения негосударственных НПФ работать в сложных условиях взаимоисключающих требований повышения инвестиционного дохода и мер по снижению рисков инвестирования.
И главный вопрос, который еще в апреле задавал экономист: Существует ли у Национального Банка РК разработанная инвестиционная стратегия, которая позволит дать более высокую доходность и адекватное снижение рисков инвестирования?
Кстати, по мнению АлматаСалгарина, «слепое», но весьма активное инвестирование пенсионных средств «частниками» направо и налево в свое время как раз и было обусловлено конкуренцией за клиентов. То есть худо – бедно, но упраздненные фонды все же шевелились и проявляли хоть какую-то деятельность. Теперь же, когда ЕНПФ становится фактическим монополистом, устранив всякую альтернативу, то его руководству нет никакого смысла напрягаться по части даже возврата утерянных «частниками» средств, не говоря уже про решения проблем их приумножения.
Глава Национального банка Кайрат Келимбетов поспешил успокоить казахстанцев, заявив, что разработанная ныне стратегия позволит сделать ЕНПФ доходным предприятием, не смотря ни на что.
- Именно та реформа, которая была провозглашена Главой государства, она как раз и приведёт к тому, что деятельность Единого накопительного пенсионного фонда будет соответствовать получению тех доходов, на которые рассчитывает население, - сказал Кайрат Келимбетов в своем недавнем выступлении, - Вы знаете, что в течение прошлого года и в первой половине этого года на счета ЕНПФ были переведены счета всех вкладчиков - это свыше 4 триллиона тенге, они все были полностью переведены, это огромная технологическая работа. И, как показала деятельность, по итогам 2014 года мы ожидаем, что доходность составит 6 - 6,5 процентов.
Однако казахстанские независимые экономические эксперты настроены куда менее оптимистично. Если резюмировать вкратце сказанное отечественными скептиками, то перефразируя известную народную пословицу: Говорить – не производить двигательные процессы с мешками...
Прокомментировать спич главного отечественного банкира согласился известный казахстанский экономист Денис Кривошеев. По его словам, в чем безусловно прав Кайрат Келимбетов, так это в негативной оценке в адрес частных пенсионных фондов.
- Келимбетов безусловно прав в одном - наши частные пенсионные фонды, были в массе своей, тем еще гумном, - отметил Денис Кривошеев, - Закапать их в землю было лучшее из возможного, потому что, как говорит председатель Нацбанка и Отец реформы: «Не будет тех вложений, в аффилированные компании, или в сомнительные какие-то сделки и операции».
А что будет? А будет, «наоборот только государственные ценные бумаги, только международные какие-то инструменты, только инструменты банковской системы. Это часть банков (банки первой десятки, ну или дружественные, как уж получится), будет выпускать облигации, а часть банков размещают депозиты, на прозрачной основе, аукционной».
Правда задаться вопросом, что мешало так же отчаянно присматривать за деньгами в частных фондах, чиновник молчит. Молчит он и о том, что подвергает деньги колоссальному риску, что бы ни делал, и вот почему. В основе модели управления деньгами, остается все тот же интерес, дать длинные и дешевые деньги в неработающие, но за то очень дружественные системы, от которых не будет пользы ни государству, ни народу. Институт уже, как мне кажется, начал скупку бумаг у банков, поддерживая их, даже без учета того, что в активах этих банков, такое количество мусора, что если его вывести из сумрака, то эта армия тьмы поглотит Казахстан надолго. Достаточно вспомнить, что более половины кредитов выданных первой десяткой отечественных банков, проблемные.
Однако, по мнению авторитетного экономиста, даже вышеперечисленные факторы не являются основной проблемой.
- Есть еще одно «Но». К Нацбанковскому окошку за длинными деньгами придут и банки, которые отношения к Казахстану имеют опосредованное. Никто не собирается ограничивать в правах «Сбербанк», «ВТБ», «Альфа банк» и остальные институты, у которых акционеры не резиденты Казахстана. По последним данным, тот же «Сбер» набрал критическую массу и стал лидером рынка. Многие считают это нормой, но если вспомнить, что основной акционер банка Правительство Российской Федерации, то разговоры о национальной безопасности обретают новый смысл. Длинных денег сейчас у россиян нет, внешнее фондирование для них закрыто, как и для нас, поэтому пользы от них нет, а вот вреда, может быть много.
Кстати, усомнился Денис Кривошеев и в подлинности озвучено списанной суммы.
- Возвращаясь к главному вопросу, списания ста миллиардов тенге. Это на самом деле куда больше, чем сто миллиардов, - уверен экономист, - Если просто посчитать девальвации, без всяких процентов, купонов и прочего, то стоит добавить еще 60 миллиардов тенге. Никто не посчитает репутационные потери, а они колоссальны. Не стоит думать, что народ не помнит об этом. Все как в физике, энергия никуда не исчезает. Нужно учитывать и тот факт, что после объединения фондов, убытки системы распределились на всех равномерно. С одной стороны, на каждого пришлось меньше потерь, потому как если бы упал один фонд, то сгорели деньги узкого круга вкладчиков, с другой стороны, если один фонд работал плохо, а другой хорошо, то это «косяк», в первую очередь Нацбанка. Если уж ты сосредоточил контроль за всем в собственных руках, то и ответственность пропорциональна.
В завершении стоит отметить, что даже самые квалифицированные специалисты затрудняются делать прогнозы относительно пенсионного будущего казахстанцев. Особенно с учетом продемонстрированной «квалификации» казахстанских банкиров и ангажированных экономистов. Пока очевидно одно. Данный случай – это серьезный повод задуматься о некогда хваленой казахстанской пенсионной системе вообще, как таковой. И если соответствующие выводы не будут вовремя сделаны, а необходимые и эффективные меры по спасению пенсий наших сограждан не будут приняты, казахстанцам придется искать иные меры для возврата своих законных денег.
Просмотров материала: 1 560