Недавно международная неправительственная организация Transparency International обнародовала свой очередной рейтинг по индексу восприятия коррупции за 2014 год. Есть повод для оптимизма – Казахстан в этом списке занял 126 место.
Конечно, этой позицией похвастаться мы не можем, но, тем не менее, с прошлогодним показателем, где наша республика занимала 140-ую строчку, итоги текущего года подтверждают некий успех в борьбе с коррупцией на национальном уровне.
Как бы скептически не относились к данному рейтингу, подъем сразу на 14 пунктов, как никак, заметный прогресс. Люди, живущие по принципу «чем хуже, тем лучше», в прошлом году критиковали правительство Казахстана за 140-ое место в рейтинге Transparency International, сравнивая республику с отсталыми странами Африки. Сегодня они критически отзываются о Transparency International, называя ее рейтинг не совсем объективным.
При этом критиканы забывают, что предыдущие рейтинги Transparency International они называли самыми объективными и правдивыми. Что изменилось за один год? Я подозреваю, что скептики абсолютно не понимают, каким образом формируется индекс восприятия коррупции Transparency International и, как обычно, их комментарии и выводы берутся «от фонаря».
На самом деле индекс восприятия коррупции, рассчитывающийся по шкале от 0 (крайне высокий уровень восприятия коррупции) до 100 (крайне низкий), в основе своей базируется на оценках экспертов о состоянии коррупции в государственном секторе. К слову, для подготовки отчета используются данные 13 международных институтов, включая Всемирный банк, Африканский и Азиатский банки развития, а также Всемирный экономический форум.
Таким образом, индекс выводится по математической модели, которая интегрирует анализ опросов и оценок коррупции, собранных различными авторитетными организациями.
Согласно установленным правилам, чем выше позиция страны в Индексе восприятия коррупции, тем прозрачнее действует ее система. Казахстан повысил свой рейтинг в Индексе восприятия коррупции с прошлогоднего 140 места (26 балла) на 126 место в 2014 году с рейтингом 29 баллов из 100. Из 9 исследований охвативший Казахстан в рамках ИВК позитивная динамика изменений была отмечена в следующих исследованиях:
• Рейтинга глобальной конкурентоспособности (IMD Competitiveness Yearbook) – повышение с 38 баллов в 2013 году до 47 баллов в 2014 году.
• Глобального опроса бизнес-руководителей «Обзор мнений менеджеров» (Executive Opinion Survey) проводимого Всемирным экономическим форумом - повышение с 39 баллов в 2013 году до 45 баллов в 2014 году.
• Индекса верховенства закона (World Justice Project Rule of Law) - повышение с 30 баллов в 2013 году до 36 баллов в 2014 году.
Один из немаловажных аспектов, который нас потянул вниз - обеспечение защиты от корпоративной коррупции. Недавний отчет Transparency International о корпоративных практиках раскрытия информации показывает, что крупные транснациональные компании неохотно раскрывают информацию, как о доходах, получаемых в странах, где осуществляют свою деятельность, так и о тех выплатах правительствам, которые способствуют ведению их бизнеса. Как показал отчет из 124 компаний, исследованных международной антикоррупционной организацией, 55 в разных формах работают в Казахстане, все они получили не самые высокие оценки в рейтинге корпоративной прозрачности.
На сегодняшний момент, Transparency International призывает правительства всех стран обратить пристальное внимание на вопросы корпоративной коррупции. Более того, на мой взгляд, есть ряд системных факторов, которые обосновывают улучшение рейтинга, и которые не были учтены критиками.
Во-первых, активное преследование коррупционеров, наличие политической воли для активизации борьбы с коррупцией у руководства страны.
Во–вторых, переход к системному подходу в антикоррупционной деятельности. Уже со следующего года начнут реализовываться сразу две масштабные антикоррупционные инициативы – государственная антикоррупционная стратегия и программа партии «Нұр Отан».
В-третьих, есть фактор системных изменений, по крайне мере части структур, которые ранее были в довольно высокой степени охвачены коррупцией. Самый яркий пример – система электронного правительства и ЦОНы. Ранее система выдачи документов, справок и т.д. отличалась неэффективностью, часто были большие очереди, и у людей возникало желание решить вопрос быстро. Есть спрос – появлялось и предложение.
С введением электронных механизмов и системы ЦОНов оказание госуслуг стало быстрее, проще, и практически избавилось от коррупционного фактора. И у нас есть еще большой простор для развития в данном направлении. В 2013 году только 15% госуслуг было оказано в электронном виде, через ЦОНы – 10%, а это почти 23 млн. оказанных госуслуг.
Хорошим примером в этом деле является бывший сосед по советскому пространству, а ныне член Евросоюза – Эстония. В Эстонии за короткое время добились большого прогресса в создании электронного правительства. Они начали позже других, но сейчас оказались в числе мировых лидеров в этой сфере. Средний уровень охвата системой электронных услуг в Эстонии превышает средний уровень по всему Евросоюзу. У них все граждане старше 15 лет в обязательном порядке получают электронные идентификационные карты.
В 2013 году 95% налоговых деклараций в Эстонии были поданы через интернет, 85% жителей страны – регулярные пользователи онлайн-банкинга. И коррупция в этой системе практически исключена. То, что удалось сделать Эстонии – реально и для нас. Все зависит он нас самих. Важно, чтобы наряду с государственными программами борьбы с коррупцией, существовали и общественные и неправительственные антикоррупционные институты. Таким образом, фронт борьбы расширится, что неминуемо приведет к дальнейшей ремиссии, а позже к полному оздоровлению от коррупционной болезни.
Артур Нигметов, специально для Матрица.kz
Индекс восприятия коррупции 2014.
Страны бывшего СССР
Просмотров материала: 3 989