В Алматы в начале ноября, прошел кинофестиваль «Clique Fest» при поддержке фонда Алмадениет, управления Культуры города и киноцентра «Арман». Несмотря на слякоть и стужу, алмаатинцы спешили отведать деликатесы эксклюзивного авторского кино, уже отмеченного наградами на престижнейших европейских кинофестивалях. О фестивале, его идее и итогах нам рассказала одна из его организаторов - Наргиз Шукенова, выпускница продюсерского отделения ВГИКа.
- Наргиз, расскажи, когда и почему возникла идея «Clique Fest» ?
- Идея фестиваля возникла у меня и моего коллеги и друга ―Бориса Байкова осенью прошлого года, после посещения одного из наших местных фестивалей. Мы поняли, что для того, чтобы стимулировать местных ребят снимать тут, надо организовать конкурс только для казахстанцев, так как участие в конкурсе с работами, снятыми иностранцами, не совсем равное и на внутреннюю среду никак не влияет.
К тому же, чтобы вырос хороший кинематографист, он должен смотреть как можно больше хорошего кино.
Важно формировать культуру просмотра, а в условиях современного кинопроката и кинопоказа ― делать это не всегда возможно.
Нам хотелось бы, чтобы наши зрители не были изолированы от важных событий мирового киносообщества.
- Цель и задачи вашего кинофестиваля? Его бюджет и спонсоры?
- Цель ― это формировать или найти группу людей, которым важно как они проводят время, что смотрят и как. От этого и идет название нашего кинофестиваля ― «clique» ― то есть клика людей, сообщество, объединенное чем-то общим. Наших зрителей объединили ― хороший вкус, неравнодушие и информационная жажда, необходимость в чем-то новом, альтернативном.
Бюджет фестиваля ― три миллиона тенге. Основной и единственный спонсор ― это фонд Алмадиниет, который при поддержке управления культуры города поддержал наш фестиваль по итогам конкурса творческих проектов. Так как проект был пилотный, а о нас еще никто не знал, то поддержку найти было сложно. Если говорить о прямых финансовых вложениях, то альтернатива была в виде огромной помощи наших партнеров ― киноцентра «Арман», кинопродакшн и студий ― «MG», «Anykey», «HD cinemotionlab» , агентства «MTK media» и информационных партнеров ― «Buro 24/7», «Harper's Bazaar», SNC, «Аrtparovoz», которые делали отличные материалы и публикации. В итоге, я поняла, что бюджет ― это важно, но поддержка людей и дружественная помощь куда ценнее.
- Может ли новый кинофестиваль быть некой альтернативой таким кинофестивалям как «Евразия» или "Звезды Шакена", ведь фестиваль без мастер- классов, встреч и обсуждений за круглым столом и т.д. не может называться фестивалем, скорее это показ?
- Не совсем понимаю, что значит стать альтернативой, ведь то, что есть эти два фестиваля ― уже альтернатива. Мы бы не хотели позиционировать себя как фестиваль, который "НЕ «Евразия»", или не "НЕ «Звезды Шакена». На последнем, увы, ни разу не была, а вот фестиваль "Евразия" ― это большой, богатый фестиваль со своей структурой и 10-летней историей, на который приезжает огромное количество гостей и, который имеет несколько городских площадок.
Сравнивать себя с ними сложно, у нас совершенно другой масштаб. Наш фестиваль делали два человека на одной площадке. Конечно, мы планируем расти и развиваться, но делать это надо постепенно и по мере возможности/необходимости. Мы рады, что мы смогли посотрудничать и с киностудией «Казахфильм», любезно предоставившей нам показ картины режиссера Адильхана Ержанова ― «Хозяева». Так что, главное ― это уметь говорить друг с другом и сотрудничать.
Что касается программы, не касающейся показов:
У нас планировался мастер-класс Олега Негина, который, в силу определенных причин, нам пришлось отменить. Также мы планировали и форум по вопросам кинопроката и показа, но, увы, инициаторы этого форума не захотели стать частью нашего события.
Мы отказались от других событий в рамках фестиваля помимо показов и конкурса короткометражного кино, так как старались делать все качественно, а дополнительные мероприятия не позволили бы сохранить тот уровень качества, которого мы придерживались.
- Как строился принцип отбора для феста?
- Программу составлял Борис Байков (Болгария)― режиссер, выпускник ВГИКа и программный директор фестиваля. Были отобраны лучшие и самые интересные картины этого года, получившие призы на крупных кино-фестивалях в Каннах, Венеции и др.
- Расскажи о тех, кто помогал делать его?
- Инициировали мы этот фестиваль вдвоем с Борисом и основная работа была проделана нами, однако огромная помощь была со стороны коллектива киноцентра «Арман», от моего отца - Бауржана Шукенова, но, на самом деле, помогали все, с кем мы взаимодействовали ― от людей, доверивших нам свои фильмы ― то есть правообладатели, до людей, приходивших на показы , которые дали нам понять, что все сделано не зря!
- Что считаешь нужным делать для того, чтобы развивалась наше кино?
- Кино ― это огромная структура, которая пока недооценена в стране. У нас нет механизмов существования и взаимодействия производства, проката и показа кино, которые должны быть прописаны законодательно и должна быть некая политика относительно него. Плюс, конечно, нехватка образования. Ощущается большой кадровый голод, отсутствие школы ― операторской, сценарной. В свою очередь, хочу сказать, что не вижу в себе силы менять это, буду делать то, что в моих силах такими небольшими проектами, как фестиваль.
- Большей частью времени ты сейчас живешь в Москве? Чем дорог тебе этот город?
- Я прожила пять лет в Москве и успела привязаться к этому городу.
Мне повезло найти там друзей и единомышленников. По окончании всех дел с фестивалем, планирую туда вернуться, но скорее всего, ненадолго ― пока не понимаю, что там происходит со всей этой дикой политической ситуацией. Так что, время покажет.
- И как ты относишься к Алматы? Что хотелось бы изменить в нем?
- В Алматы хотела бы изменить киноцентр "Арман" ― вернуть туда зимний сад, привести его в первоначальный облик, сделать реконструкцию, вот, наверное, и все, что я хотела бы тут изменить.
Ася Нуриева, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 035