Один раз мне уже доводилось перефразировать классика русской поэзии в таком духе: «Бюджет, как много в этом звуке!» В последние дни к главному финансовому закону страны – Республиканскому бюджету – приковано внимание не только мажилисменов, которые в итоге в прошлую среду одобрили предлагаемые правительством поправки. Сокращения и перераспределения бюджетных ассигнований волновали все страты: от бизнесменов и управляющих до учёных и пенсионеров. Оно и понятно: на дворе серьёзный кризис, и потому вопрос денег становится ещё более горячим. В такой обстановке приходится беспокоиться не только о доходах бюджета, но и прочих наших загашников, где копятся общественные деньги. К примеру, за пенсионные накопления.
Источник: Мегаполис
Мне почему-то кажется, что в экономике страны не было более сложной ситуации за двадцать с лишним лет Независимости, чем та, которая сейчас. Были «беспредельные» 90-е, когда менялась экономическая формация. Были годы пустых прилавков, невыплачиваемых зарплат, «торговли воздухом». Но это были не сложные, а трудные годы, когда мы все ещё только учились. И вот, набив шишки, заполнив полки магазинов, воздвигнув небоскрёбы, заполонив наши улицы автомобилями, чуть ли не на самом пороге в 30-ку развитых государств – на тебе, настоящий кризис!
Нечто похожее было в 1998-м (если кто помнит), но тогда мы лихо проскочили большие проблемы, пойдя ва-банк на последующем росте нефти.
Сейчас стало тяжко по всем направлениям. Глобальный кризис привёл к таким тектоническим изменениям, как повсеместная отмена банковской тайны. Мир стал существенно меньше производить, и вот уже который год спрос на металлы сильно проседает. Крупные державы и союзы начали играть в санкции, отчего их валюты пошли в пляс. В довершение всего в последнее время сильно подешевела нефть. Ни развитые государства, ни БРИК во главе, с казалось бы, вечным «энердайджезером» Китаем – никто больше не внушает надежду на рост экономики.
То, чем сейчас занимаются в парламенте министры национальной экономики Ерболат Досаев и финансов Бахыт Султанов, называется секвестром Республиканского бюджета. Помнится, в лихих 90-х секвестирование порой делали несколько раз в год. Так что это просто подзабытый нами в «годы тучных коров» процесс.
Уточнив «параметры макроэкономических показателей на базе анализа экономической ситуации в стране и перепроверив расчёты, «исходя из фактических поступлений за январь-сентябрь 2014 года», доходы Республиканского бюджета (без учёта трансфертов) в текущем году оцениваются в объёме 3940,4 млрд тенге, что на 420,7 миллиарда ниже утверждённого плана. Размер гарантированного трансферта из Национального фонда сохранён на утверждённом уровне 1480 млрд тенге. С учётом привлечения дополнительных целевых трансфертов из Нацфонда расходы Республиканского бюджета на 2014 год прогнозируются в объёме 7190,3 млрд тенге с увеличением относительно утверждённого объёма на 65,5 млрд тенге. Для покрытия потерь доходной части бюджета было произведено сокращение расходов на 259,5 млрд тенге и увеличение дефицита на 164,2 млрд тенге.
Впрочем, казахстанцам, конечно, не стоит паниковать по поводу серьёзного сокращения расходов госбюджета. Вот и министры постарались успокоить: мол, социальные обязательства государства по выплате зарплаты, пенсий и пособий будут выполняться в полном объёме. 24 октября Национальный банк выдал вполне себе уверенный отчёт. Имея ЗВР и Национальный фонд в размере около 100 млрд долларов, особо глубокого кризиса в стране правительство и Нацбанк не должны допустить. Но ремни потуже затянуть всё-таки придётся. И прежде всего тем, кто не является у нас в фаворе. Так что об увеличении субсидий на аграрную науку, о чём я писал в прошлой колонке, нашим учёным особо рассчитывать, видимо, не стоит.
Однако нынешняя общая критическая ситуация актуализирует и вопрос сохранения и использования других наших общественных ресурсов. Недавно группа депутатов в мажилисе сделала запрос премьеру Масимову и председателю Нацбанка Келимбетову по поводу того, что монополист-ЕНПФ очень рискованно распоряжается вверенными ему активами – пенсионными накоплениями граждан. В частности, разместил часть своих активов на депозитах и в ценных бумагах банков второго уровня.
Беспокойство депутатов вызвал тот факт, что отдельным банкам давалось денег больше, чем составляет их собственный капитал (т.е. сколько могут вернуть в случае форс-мажора). К примеру, Евразийский банк при собственном капитале в 61 млрд тенге получил от ЕНПФ 78 млрд тенге. Банк «Каспийский» «при собственном капитале 98 млрд тенге привлёк 169 млрд тенге из пенсионных накоплений граждан – на 42% больше собственных средств». Есть и другие примеры.
«А ведь у всех этих банков есть и иные обязательства, и иные вкладчики, которые также будут претендовать на свою часть капитала в случае неблагоприятного исхода. С точки зрения здравого смысла такие вложения можно назвать чистой благотворительностью за счёт простых граждан. При этом стоимость кредитования и сервиса в самих банках такой щедростью явно не отличается», – возмутились депутаты.
Месяцем ранее на пенсионные накопления казахстанцев заглядывался и один из хозяев Евразийской группы (ERG) Александр Машкевич: мол, «длинные» и «дешёвые» кредиты от ЕНПФ спасут металлургическую отрасль страны и её рабочих. Правда, как известно из СМИ, на ERG «висят» многомиллиардные кредиты от российских банков. Потому как бы «пенсионные» кредиты не ушли автоматом на погашение прежних…
Перед ЕНПФ и Нацбанком, как управляющим его активами, сейчас стоит непростая задача – на деле доказать столь срочную необходимость проведённой в прошлом году пенсионной реформы, когда частные НПФ были ликвидированы ради одного госмонополиста. Потому они ищут возможности вложения под большие проценты. Наши банки дают им 9% годовой прибыли на условиях обычного депозита. Это гораздо больше, чем по суперконсервативным ЦБ, которые обычно приобретают НПФ. Однако не слишком ли много риска, когда частному банку даются деньги в гораздо большем объёме, чем он может и обязан вернуть по закону?
С другой стороны, и я писал об этом прежде не раз: можно ли считать разумной ситуацию, когда Нацфонд и Нацбанк вкладывают свои резервы в западные бумаги под «железные» 3–4% годовых, а наши экономические субъекты вынуждены привлекать оттуда кредиты, как минимум, в 1,5–2 раза дороже?
Нурлан Махмудов, Директор Алматинского филиала Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ
Просмотров материала: 2 310