По сути, форум Европа-Азия. В первый день проходил экономический форум. Участвовало 500 СЕО (руководителей) крупнейших предприятий. Мы участвовали впервые.
Ряд интересных моментов и выводов:
- торговое сотрудничество между Европой и Азией увеличилось вдвое за последние 10 лет. В 2013, экспорт ЕС в Азию составил 15,3%от общего импорта и 12% от общего экспорта.
Обмен инвестициями между континентами также вырос: 22% инвестиций компаний из ЕС за рубеж пришлось на Азию, в то время как 10 процентов азиатских инвестиций были осуществлены в зоне ЕС. Азия и Европа стали намного более зависимы друг от друга.
- однако торговое сотрудничество между ЕС и Азией сталкивается с проблемами протекционизма и отсутствия равных прав игроков;
- существуют общие проблемы, которые на второй день обсуждались на форуме ( где присутствует 53 глав государств, экономики которых составляют вместе 50 процентов мирового ВВП и 60 процентов мировой торговли) совместно, чтобы прийти к общим стандартам в части загрязнения окружающей среды, развития мирового рынка энергетики, роста неравенства в доходах как в Азии так и в Европе, отсутствия эффективного управления и внедрения на практике рекомендаций G7, G20 и BRICS;
- в Азии торговая интеграция идет заметно быстрее. Подписаны 150 внутрирегиональных азиатских соглашений о торговле, которые договариваются не только об отсутствии тарифов, но и об обмене инвестициями, защите интеллектуальных прав, конкурентной политике и даже о взаимном сервисном обслуживании.
ЕС находится в процессе переговоров по подписанию международных торговых соглашений (FTA) с Японией, Индией, Вьетнамом и Тайландом.
Такое соглашение подписано пока только с Южной Кореей и Сингапуром.
- ЕС должен стать частью данной интеграции, иначе это приведет в значительному уменьшению торговых потоков с Европой. Если все текущие переговоры с ЕС будут закончены и достигнуты соглашения, Европа получит дополнительно 2 млн новых рабочих мест.
Вывод для Казахстана: усиливающееся сотрудничество Европы и Азии требует развития соответствующей инфраструктуры . Казахстан может стать одним из серьезных транспортно-логистистических игроков. Казахстан заинтересован активизировать свою работу и в азиатском направлении, чтобы стать частью данного процесса интеграции. Китай, Япония, Сингапур, Вьетнам, Южная Корея, Тайланд, Австралия, Индонезия и Филиппины - это те страны, с которыми надо усиливать отношения в торгово-экономической сфере в перспективе.
Глава государства говорил о том, что что концепция Форума Европа-Азия созвучна "Евразийской идее", одним из ключевых пунктов которой является развитие тесных торгово-экономических отношений между Европой и Азией.
Визиты Президента в Брюссель и Милан, уверен, сыграют большую роль для экономического развития, для привлечения инвестиций.
Второй день был с участием уже Глав более 50 государств. Помимо участия на Форуме Президент Казахстана провел встречи с лидерами Великобритании, Японии, Германии, Китая, Южной Кореи, Венгрии, Италии и Нидерландов. Среди вопросов одним из важных было наращивание экономического партнерства.
С премьером Италии кроме реализации новых двух крупных реализуемых проектов - судостроительный завод в Мангыстау (Казмунайгаз и Эни), а также строительства нового автозавода с компанией Ивеко (группа Фиат), договорились о проведении форума 9-10 ноября в Астане, 11 ноября в Алматы. Приедут более 100 итальянских компаний. Многих интересует предложенная концепция сотрудничества: Казахстан - это бизнес- и инвестиционный хаб всего региона, место, где можно организовать производства и выходить с продукцией на рынки России, стран Центральной Азии, Ирана. Особенно впечатлил всех новый пакет инвестстимулов ( отмена виз, стабильность законов и контрактов, возврат субсидий до 30%).
С японцами также выстроена Дорожная Карта по инвестициям: приоритеты - машиностроение, редкоземельные металлы, сотрудничество в атомной энергетике. Реализованы и реализуются проекты крупных компаний - лидеров японской экономики - Сумитомо (редкоземельные металлы),Тойота (автомобилестроение), Тошиба. Ряд проектов, над которыми идет работа Иточу (ГМК), Мицуи (химия, новые технологии), Марубени (нефтехимия), две крупные логистические компании. За ними придут малые и средние компании.
23 октября МИР проводит межправительственную комиссию с японцами. Приедут 150 японских компаний. Такие же переговоры проведены Президентом с Канцлером Германии (приоритеты - ГМК, химия, машиностроение, стройматериалы и др., реализованных проектов 33 с объемом инвестиций около 1 млрд. евро, реализуемых и перспективных около 50 проектов, идут переговоры по ряду совместных крупных проектов);
Планируется проведение Дней германской экономики в Алматы, и бизнес-форума в Германии); Премьером Великобритании ( 17 октября прошел большой форум в Лондоне с участием 100 компаний, также разработана Дорожная карта с определением отраслей, в которых сильны наши партнеры ( ГМК, космос, фармацевтика, ГЧП, новые технологии), в которой определены более 20 перспективных проектов; Президентом Южной Кореи ( Киа, СангЙонг (автопром), самсунг ( энергетика), LG Chem ( нефтехимия , Атырау), Поско ( прокат из титана, ВКО), Лотте (пищевая), Президентом Франции (Альстом, Данон, Эйрбас, Арева, Пежо и другие.
С французами будет большой бизнес-форум в декабре т.г. В рамках первой пятилетки индустриализации в Казахстан пришли работать эти индустриальные лидеры, так как до этого преимущественно работали сырьевые компании в нефтегазовой и горнорудной отраслях.
Радует, что несмотря на кризис в мировой экономике, геополитические вызовы , общее падение инвестиций в регионе , инвесторы позитивно реагируют на новую инвестиционную политику Казахстана в рамках политики индустриализации Главы государства.
Хорошие возможности для казахстанских компаний. И что радует, многие из них нашли или активно ищут партнеров, которые могут дать технологии, инвестиции и помочь подготовить кадры для проектов.
Асет Исекешев, министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан
Источник: Фэйсбук
Просмотров материала: 35 823